Арсений Cуханов |
|
1600-1668 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Арсений Cуханов (в миру Антон Путилин Суханов) (1600-1668), иеромонах, келарь Троице-Сергиевой лавры. Род ок. 1600. Из городовых дворян. Был дьячком в коломенском Голутвином монастыре и после пострижения (ок. 1622) посвящён еп. Рафаилом в дьяконы. В кон. 20-х — нач. 30-х гг. XVII в. перешёл в моск. Чудов монастырь. В 1633 архидьяконом у патриарха Филарета исполнял обязанности ризничего, казначея и секретаря; участвовал в церк. соборах и приёмах иностр. послов. После смерти Филарета жил в Чудовом монастыре. В 1637 в составе посольства, возглавлявшегося кн. Ф. Ф. Волконским, дьяком А. Ивановым, троицким архим. Иосифом, ездил в Кахети на переговоры с царём Теймуразом I. А. должен был изучить на месте состояние православия, выявить отступленя от обрядов и догматов христианства. В нач. 40-х гг. XVII в. получил чин иеромонаха и между 1642 и 1645 руководил строительством моск. Богоявленского монастыря. Когда гостивший в Москве (нач. 1649) патриарх Иерусалимский Паисий указал царю Алексею Михайловичу и патриарху Московскому Иосифу на многие отступления моск. богослужения от чинов и обрядов Вост. церкви и в особенности на неправильность двуперстия в крестном знамении, было решено послать на Восток знающего человека к-рый изучил бы там эту проблему. Поручение это было возложено на А. Вместе с Паисием он в июне 1649 выехал в Яссы, побывал на Афоне и, вернувшись (дек.) на родину, представил в Посольский приказ статейный список (отчёт) о своём путешествии, к к-рому приложил ещё «IIpeния о вере» с афон. старцами. Кроме того, он сообщил сведения о самозванце Т. Д. Анкудинове, польско-укр. отношениях, событиях в Крыму. 26 янв. 1650 снова выехал из Москвы в Яссы, а оттуда в Терговищский монастырь, где узнал о сожжении на Афоне книг, отпечатанных в Москве и признанных еретическими. В апр.—июне 1650 между А. С., патриархом Паисием, митрополитом Власием и сопровождавшими их духовными лицами состоялись 4 диспута по догматич. и богослужеб. вопросам. Осенью 1650 ездил в Чигирин к гетману Б. М. Хмельницкому и вёл переговоры о присоединении Малороссии к Моск. гос-ву, требовал выдачи самозванца. В 24 февр. 1651 А. С. предпринял 2-е путешествие на Восток, посетив Константинополь, Хиос, Родос и др. о-ва Греч. архипелага, побывал в Египте, Иерусалиме и через Малую Азию и Кавказ вернулся (27 июня 1653) в Москву. Представленный царю отчёт он назвал «Проскинитарием», т. е. поклонником. После 1653 на основе «Прений» и «Проскинитария » создал религ.-публицистич. трактат «О чинах греческих вкратце ». За успехи в религ.-дипломат. миссии назначен келарем Троице-Сергиева монастыря. В окт. 1654 А. С. был послан за границу за др.-греч. рукописями, которые необходимы были новому патриарху Никону для исправления богослужебных книг. Благодаря щедрой «милостыне», которую он раздавал «нужным» людям, А. С. удалось вывезти с Афона и др. мест 700 драгоценнейших рукописей, ставших с тех пор украшением Моск. синодальной библиотеки. Кроме того, он по просьбе Никона привёз из Иерусалима модель большого храма Воскресения Христова, к-рая послужила образцом для сооружения большой Воскресенской церкви в Ново-Иерусалимском монастыре (14 авг. 1668). В марте 1661 назначен зав. моск. Печатным двором, жил в Богоявленском монастыре. В 1664 вернулся в Троице-Сергиеву обитель на «покой», где и скончался 14 авг. 1668. Его рукописи и книги поступили в библиотеку монастыря. Несмотря на отрицат. отношение к греч. православ. духовенству, что нашло своё отражение в «Прениях» и «Проскинитарии», А. был сподвижником Никона в проведении церк. реформы в соответствии с греч. канонами, активно занимался «правкой» богослужеб. книг и издат. делом. В своих отчётах А. проявляет себя «мелким ритуалистом, ставящим на одну доску незначительные богослужебные обряды и важнейшие догматы христианства. Мрачными красками описывает он испорченность восточного духовенства, его приниженность и угодливость. Вместо того, чтобы скорбеть об упадке Восточной церкви, стонавшей под тяжким турецким игом, он с каким-то злорадством отмечает, что вера-де испортилась не у нас, а на Востоке. Вопрос о крестном знамении составляет главное содержание “Прений”. По словам А., афонские старцы не могли привести ни одного сколько-нибудь веского довода против двуперстия. Его сочинения дали староверам сильное оружие против новшеств Никона и получили широкое распространение в раскольничьей среде, где, впрочем, подверглись многочисленным искажениям». Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
Арсений (Суханов) (к. XVI – 14.08.1668), монах, книжник, церковный деятель, дипломат. Родился, вероятно, в округе г. Солова Тульского у. Первые достоверные данные о нем относятся к 1633, когда он, будучи архидьяконом, служил при патр. Филарете, исполняя обязанности его секретаря и хранителя патриаршей казны. В 1634 после смерти Филарета поселился в Чудовом монастыре. В 1637–40 участвовал в посольстве в Грузию, которое решало вопрос о подданстве кахетинского царя Теймураза. Задачей Арсения, как и прочих духовных лиц в посольстве, был сбор сведений об особенностях церковной жизни Грузии. В 1649 он был отправлен вместе с иерусалимским патриархом Паисием в Иерусалим, но ему пришлось прервать ее в связи с переговорами с Б. Хмельницким и хлопотами о выдаче самозванца Тимофея Акундинова. Во время разъездов по переговорам он побывал в Молдавии и Валахии, где принял участие в богословском диспуте с греками в Терговищах. В 1651–53 Арсений продолжил прерванное путешествие в Иерусалим, кроме него он посетил Константинополь, острова греческого архипелага, Александрию, Каир, Дамаск и на обратном пути – Грузию. Целью поездки было знакомство с греческим богослужением, отличавшимся от русского. Арсений описал путешествие в «Проскинитарии» (Поклоннике). В 1653–55 он был отправлен патр. Никоном в свое последнее путешествие на Афон для покупки греческих и славянских книг, необходимых, гл. обр., для предполагаемой книжной справы. В 1655–60 Арсений занял должность келаря Троице-Сергиева монастыря. В 1661–64 встал во главе Московского Печатного двора, занимавшегося изданием исправленных книг. В 1664 он вернулся в Троице-Сергиев монастырь, где умер и был похоронен возле Серапионовой часовни. Арсений Суханов был автором ряда сочинений: «Прений с греками о вере», упомянутого «Проскинитария», записки «О чинах греческих вкратце», целого ряда деловых документов. Занимался также переводами с греческого. Практически во всех своих сочинениях он отстаивал обрядовую чистоту Русского православия в отличие от восточного. Кузнецов Б. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|