Биркин Иван Петрович |
|
-- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
На первую страницуБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Биркин Иван Петрович — сын боярский
и голова, стряпчий, младший из 2 сыновей
П. Г. Биркина. В 1600—1601 служил
головой в Берёзове у воеводы И. Г.
Волынского. В 1604 — голова в Пронске
у воеводы Ф. Т. Вельяминова. После
отъезда воеводы в Москву оставлен на
службе в Пронске. Осенью того же года
в числе проч. голов прислан в Новгород-
Северский «з даточными людьми… а с
ними комаричан по пятьсот человек» в
помощь воеводе П. Ф. Басманову и голове
А. Воейкову против войск Лжедмитрия
I. Позже оказался в Тушинском лагере
Лжедмитрия II, а после его убийства
(1611) переметнулся в стан противников
поляков и атамана И. Заруцкого, т. е. во
Второе ополчение, и, желая войти в число
его руководителей, попытался плести интриги
против К. Минина. По словам И.
Забелина, «существует… легенда (в списке
XVIII в.)… которая извещает, что Минин,
выйдя на свой подвиг, заявил народу о
видении ему свят. Сергия, то есть начал
дело, так сказать, благословясь. Легенда
рассказывает коротко, что при получении
в Нижнем Троицкой грамоты [послание
архим. Троице-Сергиевой лавры Дионисия],
Минин на городском совете [в Ниж.
Новгороде] объявил: “Св. Сергий явился
мне и повелел возбудить спящих. Прочтите
же грамоту троицких властей в соборе,
а (потом) чтo Бог велит”. Тут стряпчий
Биркин “сумняшеся”, но чему именно
— легенда не отмечает. Козьма же рече
ему: “Аще хощеши, исповедаю тя православным...
Той же умолча”… Вариант другого
историка: “Минин сказал: мне было
видение, явился св. Сергий во сне и повелел
разбудить спящих. Тут стряпчий Биркин,
недоброхот Минину, сказал: “Ну, не
было тебе никакого видения”… Биркин
ближе всего и прямо сомневался не в том,
что Минину являлся св. Сергий, а именно
в том, “что Бог велит”, ибо в этих последних
словах заключался весь смысл речи
Минина; в них же заключался и самый
вопрос о нижегородском подвиге, которого
Биркин не желал и вполне доказал это
впоследствии своим поведением. Он сомневался
и думал, что Бог не велит ничего.
Минину соперником он никогда не был
и быть не мог, ибо был служилый, стряпчий,
и если метил на первое место, то скорее
всего метил на место Пожарского, а не
Минина, хотя и выборного человека от всей
Земли, но все-таки посадского мужика,
место которого вовсе не соответствовало
месту воеводы, куда именно и метил Биркин…
Этот Биркин был человек двусмысленного
поведения и служил прежде Тушинскому
вору. За ним водились гpexи;
Минин знал про них, мог обличить его и
сказал ему теперь тихо: “Молчи, — а не то
я тебя выявлю перед православными!” Биркин
принужден был прикусить язык. Видение
Минина пошло за правду... Легенда
очень просто выставила Биркина сумнительным,
ибо уже знала подробно о том,
что он сделает через несколько месяцев
в Казани и в Ярославле, где остановилось
двинувшееся Нижегородское ополчение и
куда к нему в помогу Биркин привел ратных
из Казани. В Казани он замыслил другое.
В Ярославле он содеял многую смуту,
хотел быть в начальниках, и такую пакость
содеял, что едва меж себя бою не сотворили…
» Кроме Ниж. Новгорода, важное значение
на Низу имела также Казань, которая
раньше др. городов после гибели руководителя
Первого ополчения П. Ляпунова
(1611) начала писать призывы, «чтобы
стать всем за Московское Государство
и не принимать к себе казаков. Но Казанский
воевода Морозов отсутствовал из города
и находился с ополчением от Земли
под Москвой, причем он как-то поладил с
казаками и остался с ними, а городом вместо
него управлял дьяк Никанор Шульгин,
который, завидуя почину Нижегородцев, стал
теперь отводить Казанцев от общего дела.
В виду этого Пожарский и «Земский Совет
» снарядили в Казань целое посольство
во главе с протопопом Саввою и стряпчим
Биркиным; посольство это имело
успех, и Казанцы примкнули к Нижегородцам
». Вопреки троицк. келарю Авраамию
Палицыну, во Втором ополчении, «когда
оно стояло в Ярославле, действительно
были смуты, но не в это время. Первую
смуту завёл возвратившийся из Казани Ив.
Биркин, домогаясь начальства, из-за чего едва
не случилось кровопролития. Биркина отринули,
но после него, вероятно, остался
хвост. Честолюбцев было немало, особенно
из знатных родов…» Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|