Феодор (Поздеевский) |
|
1876-1937 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Феодор (в миру Поздеевский Александр Васильевич), свмч., архиепископ Волоколамский (21.03.1876—10.10.1937), организатор и первый председатель Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей (СРЛ, см. ст. Тамбовский Союз Русских Людей). Родился в с. Макарьевском Ветлужского у. Костромской губ. в семье прот. В. В. Поздеевского, у которого было 9 детей. Его рождение было ознаменовано предсказанием деревенского блаженного Герасима, который, зайдя в церковь во время службы, обратился к народу: «Что вы здесь стоите, идите на задки, к бане — там архиерей родился». Первоначальное образование получил в Макарьевском Духовном училище, затем в 1896 закончил Костромскую Духовную семинарию, а в 1900 Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен на год при академии профессорским стипендиатом. На последнем курсе в 1900 ректором академии еп. Антонием (Храповицким) А. Поздеевский был пострижен в монашество с именем Феодора (в память вмч. Феодора Стратилата), а 24 июля 1900 рукоположен во иеромонаха. В 1901—02 был преподавателем Калужской Духовной семинарии, а 3 июля 1902 назначен инспектором Казанской Духовной семинарии. 10 янв. 1903 удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина», за которую получил также Макариевскую премию. 4 февр. 1904 назначен ректором Тамбовской Духовной семинарии, а 18 марта возведен в сан архимандрита. На этом посту его застала смута 1905—07. Архим. Феодор принял живейшее участие в организации патриотического движения в Тамбове. На его квартире в н. окт. состоялось собрание 17 членов-учредителей Тамбовского Серафимовского СРЛ, который был учрежден 22 окт. (6 нояб. состоялось торжественное открытие, епископ Тамбовский Иннокентий [Беляев] служил молебен). В речи при открытии Союза, обращаясь к единомышленникам, архим. Феодор говорил о главном, о том, что слабеет в народе вера Христова, что «мир с его искушениями захватывает нас и заманчивые флаги разных свобод влекут нас на иной путь, непривычный для Русского Народа». Поэтому, «русским людям нужно крепко держаться за веру свою православную и, давая спокойно и мирно каждому чужеземцу исповедовать свою веру и молиться по-своему, в то же время зорко блюсти, чтобы не обольстил нас кто-либо лукавыми словами, будто все равны и наша православная не лучше других. Зорко нужно блюсти, чтобы не посмели нас, православных, отторгнуть от нашей веры и увлечь на путь ереси латинской или неверия языческого. Пусть будет вера наша православная по-прежнему господствующей на Руси, а все прочие только терпимыми, без права миссионерства насчет Православия. Иначе встанут пред нами целым сонмом древние наши святители, угодники и преподобные, благочестивые Цари и скажут нам с укором: изменники». Тамбовский СРЛ был одной из самых активных провинциальных монархических организаций в России. Уже через год после открытия в нем состояло ок. 700 чел., усилиями членов Союза (прежде всего духовенства) было создано 2 самостоятельных отдела и более 50-ти сельских патриотических обществ. Организатор отдела, архим. Феодор стал первым руководителем тамбовского СРЛ. За свою активную общественную деятельность председатель Союза был приговорен террористами к смерти, 3 мая 1906 на него было совершено покушение (убийца промахнулся). 19 июля 1906 архим. Феодор был назначен ректором Московской Духовной семинарии и вскоре переехал в Москву, оставив пост председателя Тамбовского СРЛ. 19 авг. 1909 он стал ректором Московской Духовной академии, а 14 сент. 1909 в храме Христа Спасителя состоялась его хиротония во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Ректорскую должность владыка занимал до 1917, сам преподавал в академии пастырское богословие. 1 мая 1917 освобожден от обязанностей ректора и назначен настоятелем Данилова монастыря в Москве. Участвовал в работах Священного Собора Российской Православной Церкви. Под его руководством в Даниловом монастыре в 1918 была открыта Высшая богословская школа, в которой он преподавал аскетику. В ночь с 27 на 28 июня 1920 арестован за «антисоветскую агитацию». Поводом к аресту и обвинению стало то, что при обыске Данилова монастыря 11 июня 1920 собралась толпа народа. Приговорен к заключению в концлагере до конца гражданской войны. По октябрьской амнистии 1920 приговор изменен на 5 лет заключения. Томился сначала во Внутренней тюрьме ВЧК на Лубянке, затем в Бутырской тюрьме (куда в период с 1920 по 1925 заключался 4 раза), затем в Таганской тюрьме. 25 марта 1922 освобожден досрочно. 14 марта 1923 снова арестован и заключен в тюрьму, освобожден 20 июня 1923 под подписку о невыезде. В авг. 1923 Святейшим Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и в окт. назначен управляющим Петроградской епархией, но он назначения не принял. Возглавлял оппозицию Патриарху Тихону и митр. Сергию (Страгородскому) «Даниловского» или «Феодоровского» направления, но канонического общения с ними не порывал. 16 апр. 1924 вновь арестован все за ту же «антисоветскую агитацию», 18 окт. освобожден под подписку о невыезде. 9 дек. 1924 арестован и приговорен к 3-м годам ссылки в Казахстане. 4 нояб. 1927 вернулся из ссылки, но без права проживания в 6-ти главных городах страны. В 1928 на поселении в г. Тургае в Казахстане, затем в г. Орске Оренбургской обл. В 1929 снова арестован и приговорен к 3-м годам заключения в Свирлаге. После освобождения жил во Владимире. В янв. 1933 снова арестован в г. Зарайске по делу «Партии Возрождения России». 26 июля осужден к 5-ти годам ссылки, которую отбывал в Казахстане, а с 1935 в г. Сыктывкаре. В июле 1937 арестован и вывезен в Иваново для следствия по делу «Даниловского братства». 22 окт. приговорен к расстрелу. Есть сведения, что перед смертью в тюрьме г. Иваново принял схиму с именем Даниил в память прп. Даниила Московского. Степанов А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. — Казань, 1902; Свобода и народные идеалы. (Из речи при открытии Тамбовского Союза Русских Людей) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1905. 22 окт.; Речь при наречении во епископа Волоколамского 12 сент. 1909 // Богословский вестник. 1909. Дек.; Из чтений по пастырскому богословию (аскетика). Сергиев Посад, 1911; Начала Богопознания // Богословский вестник. 1912. Cент.; Речь при пострижении в монашество доцента Троицкого Вл. (Илариона) // Богословский вестник. 1913. Апр.; Речь при открытии Богословских педагогических курсов в Москве // Богословский вестник. 1916. Окт.—дек.; Смысл христианского подвига. (Из чтений по пастырскому богословию). Монреаль, 1976. Литература:Зеленская Г. Несокрушимые духом. Судьбы насельников московского Данилова монастыря // Памятники Отечества. Альманах. 1992. № 2—3; Зосима (Давыдов), иеромонах. Положил основание на камне (1876—1906): Архиепископ Феодор (Поздеевский). Жизнь. Деятельность. Труды. М., 2000. Здесь читайте:Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации в России. Начало XX века. Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы? Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам. Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|