Гедеон Святополк |
|
?-1690 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Гедеон Святополк (в миру кн. Святополк Четвертинский) - митрополит Киевский и Галицкий, избранный из еп. Луцких и Острожских. Весной 1685, гонимый на Волыни католиками и униатами, Г. приехал в г. Чигирин к малорос. гетману И. Самойловичу просить у него защиты и др. епархии: Луцкую, к-рой он управлял 25 лет, отнял у него еп. Львовский Иосиф Шумлянский, называвший себя администратором Киевской митрополии. Иосиф не только отобрал у Г. епископию и отдал её своему брату Афанасию, но и ограбил луцк. епископа, оставив его без средств к существованию. Самойлович вместе с киев. духовенством и моск. чиновниками как раз в это время думали об избрании православ. митрополита Киевского. И вот в Киев были созваны окрестные православ. епископы и в Петров пост на Соборе в Софийской кафедральной церкви по предложению и одобрению гетмана всё духовенство и чиновники единогласно избрали Г., к-рый принял своё избрание с условием, чтобы посвящение его в сан митрополита было осуществлено патриархом Московским, а не Константинопольским, как было до этого. Гетман запросил согласие Москвы и, по словам ген. П. Гордона, находившегося тогда по службе в Киеве, после долгих обсуждений «за» и «против», там пошли на удовлетворение просьбы гетмана и малоросс. православ. духовенства. После этого в Киеве вновь был созван собор, на к-ром недавно избранный архим. Киево-Печерской лавры Варлаам Ясинский подал протест, суть к-рого сводилась к тому, чтобы «отложение митрополии Киевской от подведомства Константинопольской патриархии не было в нарушение привилегий и, особенно, не заключало бы подсудности архимандрии Печерской, яко ставропигии Константинопольского Престола, комунибудь другому». Протест Варлаама был принят и записан в Соборном протоколе. Затем присутствовавшие единогласно подписались под грамотой об избрании Г., к-рую 8 июля отправили к гетману, и 24 сентября Г. прибыл с гетманской грамотой в Москву, вместе с 2 игуменами, «Кирилловским и Подгаецким, и многими чиновниками черного и белого духовенства, также разными прислужниками, составлявшими свиту его». В росс. столице «по изволению царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны 8 ноября патриархом Иоакимом в Успенском соборе посвящен он в сан митрополита Киевского. В настольной на чин сей грамоте, данной ему 15 декабря 1686 г. от государей, наименован он митрополитом Киевским и Галицким и Малыя России, и Киевская митрополия признана между всероссийскими митрополиями первоначальною, а при подчинении Московскому патриаршему Престолу повелено митрополиту Киевскому быть только под послушанием и благоговением патриарха Московского, но “патриарху в митрополичьи суды не вступаться и челобитья никакого ни у кого не принимать и никому от тех судов в царствующий град Москву челобитьями не ездить; а иметь сию первоначальную митрополию в таком содержании, в каковом она под благословением Константинопольского патриарха обреталась, и была во всем вольна, как в соблюдении митрополичьей чести, так и во исправлении духовного чина и церковного начала и в сохранении прав и вольностей своих обыклых обретающейся во исконном начинании, и в предбудущие времена о вольном избрании митрополита от них. Также дабы епископии, архимандрии, игуменства, братства, монастыри, церкви, которые из давна належали к послушанию митрополии Киевской, преосвященному Гедеону и которые по нем будут, в послушании были”». Этой же грамотой ему были подчинены Черниговский архиеп. Лазарь Баранович с черниг. архимандритами, Новгород-Северским и Елецким, и Киево-Печерский архим. Варлаамом Ясинским, однако будущее поставление иерархов в указанные епископии, игуменства и архимандрии киев. митрополит мог лишь осуществлять с разрешения государей и моск. патриарха. Кроме того, митрополит имел право: печатать книги с его благословения и под его контролем, а также учить детей «греческому и латинскому языкам и все прежние обыкновения содержать беспременно»; однако в военные и гражданские дела, находившиеся в ведении гетмана, митрополит вмешиваться не имел права, так же как и без совета гетмана не должен был сноситься с духовными властями в Речи Посполитой и в др. королевствах; по получении из-за границы каких-либо посланий в его адрес митрополит обязан был сообщать об этом гетману, к-рый далее сообщит об этом государям; митрополит мог приезжать в Москву на короткое время для участия в соборах, «а по примеру других великороссийских архиереев на годовую и полугодовую чреду митрополитов Киевских не вызывать. В преимущество и отличие от прочих великороссийских митрополитов Гедеону и преемникам его пожаловано государям из патриарших привилегий в священнослужении право иметь митру с водруженным наверху крестом, по давнему обыкновению Киевских митрополитов; во всех выходах и выездах (по епархии только своей) иметь предношение креста. В настольной грамоте, данной ему от патриарха Иоакима того же 1686 г. декабря 9, прибавлено еще право служить ему на ковре даже и в Москве в присутствии самого патриарха, налагать на себя два енколпия (панагии) и носить белый клобук по примеру великороссийских митрополитов… А во все время его пребывания в Москве содержание ему и свите его производилось от двора, и при отпуске пожалована ему дорогая золотая карета с цугом лошадей во всем приборе, свита же его одарена соболями, сукнами, материями и деньгами». Из Москвы он прибыл сначала к гетману в Батурин, а после праздника Богоявления Господня в нач. 1669 отправился в Киев, где его торжественно встретили духовненство, светские власти и народ. 2 февраля Г. совершил своё первое богослужение в Софийском соборе. Эти события встревожили униатов, а тут ещё Вечный мирный договор, заключённый в Москве 26 апреля 1686 между Россией и Речью Посполитой, по которому Москва получала все территории на восточной стороне Днепра, начиная от Смоленска, с казацкой Малороссией по обе стороны Днепра, кроме немировских, паволочских и белоцерковских казаков, и ещё за Днепром городов Киев, Триполье, Стайки, Васильков с округами и все земли между реками Ирпень и Стугна, а в ширину около 10 км до Василькова; в статье 9 этого договора всем православ. епископиям (которых под польским управлением оставалось ещё 5: Луцкая, Галицкая, Перемышльская, Львовская и Полоцкая) и их монастырям и архимандриям (Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанской), и др. игуменствам и братствам, а также отдельным православным церквам, находившимся в Речи Посполитой, было обещано оставаться в своих правах и льготах и не принуждать их к унии, а их иереям - ставиться от киев. митрополита. Россия, со своей стороны, обещала всем католикам безопасность, свободу вероисповедания, непринуждение к отступлению и защиту от всех притеснений и обид. Однако, если Россия выполняла все статьи договора, то униаты игнорировали их, продолжая преследовать православных где бы то ни было. Г. и его преемник беспрестанно доносили об этом в Москву патриарху и просили защитить своих православных в Польше и Литве, но успеха в этом не добились. Г. весь период его правления пришлось вести имущественные споры не только с униатами, но и с Киево- Печерской лаврой. Г. жаловался, что к нему почти не поступают доходы от митрополичьих владений, незаконно отобранных у него униатами и католиками. Не видя выхода из создавшегося положения, гетман И. Мазепа в 1689 и 1690 пожаловал Г. грамотой на владение мест. Муровское, с. Церковище, мест. Белогородка, сс. Рослович, Малая Бугаевка, Снетинка, Крушинка, Мархеловка, Жиляны и мест. Триполье. Сильно обижал Г. Иосиф Шумлянский, надеявшийся стать киевским митрополитом. Г., ограбленный им и изгнанный ещё из Луцка, не имел от него покоя и в Киевской епархии до самой своей смерти и грамотой (от 8 февр. 1689) жаловался патриарху Иоакиму, что приказчики Иосифа ездят по софийским деревням, берут с крестьян медовую и пашенную дань и др. поборы, а его поповские старосты со священников Киевской епархии взыскивают деньги за новые антиминсы и св. миро; выданные же Г. отбирают и отвозят к Иосифу, который надругается над ними. «При всем том сам-де Иосиф еще жалуется и клевещет патриарху и царям российским на него, Гедеона, разными доносами, а себя оправдывает в православии веры, якобы невинно оклеветанного в преклонности к унии, в которой Гедеон некогда обличал его лично на Гродненском Сейме 1679 г. и на люблинских переговорах 1680 г.» Из-за подобных притеснений в унию вынуждены были перейти все православ. церкви и монастыри, оставшиеся на Волыни и в Литве: из 5 православ. епархий, оставшихся в Речи Посполитой, 4 - Луцкая, Львовская, Галицкая и Перемышльская - обращены в унию, и в Могилёвской 200 церквей уже оказались в руках униатов. Даже на тех терр., к-рые отошли по договору к России, тайные униатские и католические проповедники старались сеять зёрна смущения и соблазна, так что в Москве начинали уже сомневаться в твёрдости в них благочестия, и патр. Иоаким присылал к митрополиту Г. и Лазарю Барановичу вопросную грамоту от 29 марта 1688: о чём шла речь на Флорентийском Соборе, и принимает ли Малороссия его решения? Поводом послужило то, что в малоросс. печатные книги вошли уже папист. и униат. превратные толкования о времени пресуществления Евхаристии, а многие малоросс. теологи и философы толковали о том же и в Москве. «Но митрополит Гедеон ответной грамотой от 15 мая, а Киево-Печерский архимандрит от 26 июля за подписанием своих и всех киевских властей черного и белого духовенства, а в то же время и Лазарь Баранович уверили патриарха, что они не приемлют ни толка сего, ни правил Флорентинского Собора, а стоят твердо при восточном благочестии и непоколебимыми пребудут в православной вере». Г., кроме борьбы с католиками и униатами, прилагал немало усилий для наведения элементарного порядка во всей Киевской митрополии, т. к. долгое отсутствие в Киеве митрополитов, бесконечные казацко- польские войны, тат. набеги привели Софийский собор и монастыри в чрезвычайную ветхость и оскудение. Митрополит выпросил у государей для этого храма разные сосуды, утварь, облачения и большой колокол, а для монастыря - оклад хлебного и денежного жалованья. Много и своих личных средств потратил Г. на восстановление Софийского собора. В его правление моск. патриарх Иоаким своим иждивением построил в Межигорском монастыре великолепную Преображенскую церковь (1690), а ещё ранее (28 февр. 1687) подтвердил грамотой этому монастырю титул и право патриаршей ставропигии и в знак особого благоволения и благодарности к обители прислал туда свой портрет: Иоаким в этом монастыре принял своё пострижение. Г. (продолжавший до смерти подписываться митрополитом всея Малыя России и епископом Луцким и Острожским) управлял Киевской иерархией только 4 года и скончался 6 апр. 1690; погребён, по его завещанию, в Софийском соборе, в той церкви, где лежит вел. кн. киев. Ярослав Мудрый, на лев. его стороне. По его кончине до избрания нового митрополита царским указом было поручено архиерейское священнослужение в Киеве приехавшему в то время сюда греческому епископу Хрисанфу Червенскому. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|