Моисей |
|
1782-1862 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫКАРТА САЙТА |
Моисей (в миру Тимофей Иванович Путилов), преподобный оптинский старец (15/28.01.1782-16/29.06.1862). Родился в г. Борисоглебске Ярославской губ. в семье купца. Влекомый подвижническим духом, Тимофей со своим младшим братом Ионой посещает ряд монастырей и известных старцев. Живое и частое общение с духовными лицами дало свои добрые всходы — в них невидимо загорелся огонь монашеского делания. Начинание свое они положили в Саровской Успенской пустыни, застав там великого старца прп. Серафима. Через три года, “по неведомым для него судьбам”, послушник Тимофей оказывается среди иноков Рославльских лесов, где прожил десять лет, получив иноческий постриг с именем Моисей. Призванный в Оптину пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита, прп. Моисей вскоре становится настоятелем самой обители, с этого же времени начинается духовное возрастание и прославление обители. При прп. Моисее обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом. Старые храмы при нем поновлялись и благоукрашались, воздвигались и новые, вокруг них росли корпуса братских келий, трапезной, библиотеки. Ничто не ускользало от внимания настоятеля: монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы — все это находилось под его попечительным присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел — деле спасения души. Сам оставшийся, несмотря на многочисленность своих забот, истинным подвижником и воином Христовым, прп. Моисей умел и в душах вверенных ему Господом братий возжечь ревность по Богу, укрепить их в святом намерении “добрым подвигом подвизаться, течение скончать и веру соблюсти”. В годы его настоятельства в Оптиной пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя — прп. Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник — прп. старец Амвросий. Большое значение придает он и делу книгоиздания: за время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. “Когда-нибудь, — говорил он, — кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды”. Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку. Прп. Моисей все свои силы отдавал служению ближним. Тяжкое бремя настоятельства, неустанные труды на благо братии, на благо обители, занятость ее неисчислимыми нуждами — все это заполняло весь его день. Изобиловавший благодатными дарами, он не имел возможности, как прпп. старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения — сама Оптина, процветающая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России. Сподобился прп. Моисей, подобно многим оптинским старцам, принять 6 июня 1862, незадолго до своей кончины, великий ангельский образ. Весть о пострижении его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей — монашествующих и мирских. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее его благословение. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки.
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
редактор Вячеслав Румянцев22.12.2003 |