> XPOHOC  > БИОГРАФИИ > СААСАМСВСЕСИСКСМСОСТ >   СУ >
ссылка на XPOHOC

Спиридон-Савва

XV - н. XVI в.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Спиридон-Савва (2-я пол. XV — н. XVI в.), митрополит Киевский, писатель. Летопись сообщает, что он был “родом тверетин, поставлен по мзде патриархом Константинопольским Рафаилом, а повелением Турского царя”. На Руси митрополита не признали, после ряда злоключений он был заточен в Ферапонтов монастырь. Там бывший митрополит написал “Изложение о православной истинной нашей вере”, в котором рассказал о Семи Вселенских Соборах и об отречении от разнообразных ересей, а также обработал житие Зосимы и Савватия Соловецких по запискам инока Досифея.

Особое значение имело послание Спиридона-Саввы о легендарном происхождении вел. кнн. Владимирских и Московских от Пруса, брата имп. Августа. Оно содержало идеи, которые в XVI в. были воплощены в чине венчания на царство Ивана IV и Федора Иоанновича, в надписи на дверцах царского места в Кремлевском Успенском соборе, Государевом родословце 1555, в Воскресенской летописи, Степенной книге, Великих Минеях-Четьях, в дипломатических сношениях.

О.П.

Русское небо


Спиридон (ск. не позже 1503), митрополит Киевский. По летописям, был «родом тверитин, поставлен по мзде Патриархом (Константинопольским Рафаилом), а повелением турского царя» и прибыл в Литву в 1476. Но Спиридона там не приняли, и он оказался в заточении. В 1483 он уехал в Москву, где жаловался на Казимира Литовского вел. кн. Ивану III; последний не внял его прошениям и за «поставление в области безбожных турков поганского царя» отправил в заточение в Ферапонтов монастырь. Там бывший митрополит написал «Изложение о православной истинной нашей вере» и обработал жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких по запискам инока Досифея.

+ + +

Спиридон-Савва (2-я пол. XV в. — н. XVI в.), церковный деятель, писатель, публицист.

В 1476 «тверетин» Спиридон-Савва объявился в Литве как митрополит Киевский, поставленный Константинопольским патриархом. Король Казимир его не принял и заточил в темницу. В 1482 Спиридон-Савва просил о заступничестве Ивана III, но безуспешно: на Руси к нему относились настороженно, считая добившимся митрополии «по мзде» и «повелением турскаго царя» (Летопись Типографская). Оказавшись все-таки на Руси, Спиридон-Савва был заключен в Ферапонтов монастырь, где, видимо, и скончался в правление Василия III. Несмотря на невзгоды, он продолжал в посланиях использовать формулы обращения, подобающие митрополиту.

Составленное Спиридоном-Саввой «Изложение о православной истинней нашей вере» рассказывает о семи Вселенских соборах и содержит отречение от разнообразных ересей. В 1503, по просьбе Соловецкого игум. Досифея, он подверг литературной обработке Житие Зосимы и Савватия. Эту обработку высоко оценили архиеп. Геннадий Новгородский и Максим Грек.

И. Н. Жданов ввел в научный оборот основное произведение Спиридона-Саввы — его послание неизвестному, излагающее легендарное происхождение вел.князей Владимирских и Московских от Пруса, брата имп. Августа. Знатным предкам Василия III в послании противопоставляются литовские князья, родоначальник которых Гедимин был якобы «раб» и «конющец». Послание демонстрирует обширную образованность автора, его знакомство с литовскими хрониками, а также включает антикатолическую полемику. Послание Спиридона-Саввы вместе с анонимным «Сказанием о князьях Владимирских» (вопрос о текстологической зависимости между двумя этими литературными памятниками остается открытым) содержало идеи, которые в XVI в. нашли применение в чине венчания на царство Ивана IV (и позднее Федора Иоанновича), в надписи на дверцах царского места в кремлевском Успенском соборе, Государевом родословце 1555, в Воскресенской летописи, Степенной книге, Великих Минеях Четьих, в дипломатических сношениях.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

 

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС