> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ВА  > ВЕ  > ВЛ  > ВО  >
ссылка на XPOHOC

Валтасар

+ 539 г. до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТА

Валтасар - последний вавилонский царь, имя которого упоминается в библейском рассказе о падении Вавилона (Дан. V, 1 - 30). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного праздника - читаем мы в Библии - В. устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим и дорогие сосуды из иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговою. Но вот, в самый разгар пира на стене показалась рука человеческая и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, мене, текел, упарсин". Это означало: "Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидянам и персам". "В туже самую ночь - продолжает библейский рассказ - Валтасар, царь халдейский, был убит" (Дан. V, 30). Самое имя Валтасара, как упоминаемое в одной только Библии, и его положение в ряду вавилонских царей было предметом многочисленных ученых споров. Некоторые исследователи и критики, как напр. Де-Ветте, находили возможным считать имя В. фиктивным. В Библии Валтасар называется сыном Навуходоносора; между. тем известно, что у Навуходоносора был только один сын Евил-Меродах, после которого Вавилонией управляли еще три царя. В виду этого некоторые отождествляли В. с Набонидом. Но против такого отождествления говорит несомненный факт, что Набонид был взят Киром в плен еще до осады Вавилона и не был убит, а содержался в почетном плену. Первая нить к распутыванию этого трудного исторического вопроса дана была известным ассириологом Генри Ролинсоном. При раскопке великого храма в Уре, им найдено было, в 1854 году, несколько цилиндров с надписями, заложенных Набонидом в основание храма. На одном из этих цилиндров имеется большая надпись, в которой Набонид обращается к богу луны с следующею мольбою: "продли мою жизнь на многие годы и (также жизнь) Бел-сар-усура, моего первородного сына, происшедшего от меня". Из этой надписи ясно, что у Набонида был старший сын, по имени Бел-сар-усур, или, по греческой транскрипции, Валтасар. Как старший сын, он, очевидно, был наследник престола и по обычаю вавилонских царей мог быть призван к управлению, в качестве соправителя, еще ври жизни своего отца. Что Валтасар ко времени падения Вавилона был уже человек взрослый, способный принимать участие в государственных делах, на это есть указания в другой клинообразной надписи, хранящейся теперь в Британском музее и содержащей летопись событий, которые предшествовали падению Вавилона и непосредственно следовали за ним. В ней, под 11-м годом царствования Набонида, следовательно за пять или за шесть лет до падения Вавилона, упоминается сын царя, в качестве главнокомандующего войсками. Когда Набонид был взят в плен, Валтасар мог стать фактически царем Вавилона, хотя бы номинально им и считался Набонид. Что касается, наконец, того; что Валтасар называется сыном Навуходоносора, то это просто объясняется известною особенностью еврейского или вообще восточного склада мысли, по которому отцом называется не только действительный отец, но и дед, прадед и даже отдаленный предок (подобно тому, как Христос называется сыном Давида, всякий еврей считается сыном Авраама и т.д.). Набонид был женат на дочери Навуходоносора - следов. Валтасар был внук этого царя и в торжественной речи мог называть себя просто сыном его. С историей В. связывается еще один вопрос. Библейский рассказ предполагает (хотя точно и не заявляет об этом), что Вавилон был осаждаем и взят силою (или хитростью), так что защищавший его Валтасар погиб в ночной стычке с неприятелем. Геродот, в свою очередь, подробно описывает самую осаду Вавилона и ту военную хитрость, которая употреблена была Киром для взятия неприступной иначе столицы. Между тем, в упомянутой выше клинической летописи дело, по-видимому, представляется иначе. По словам ее, победоносный Кир, разбив вавилонское войско в открытом поле, "без битвы спустился в Вавилон" в шестой день месяца таммуза (т.е. июля). Но это выражение можно понимать и в том смысле, что Кир без битвы подступил к Вавилону. В той же летописи, далее, рассказывается, хотя и довольно неясно, что со стороны Вавилона была самозащита, выразившаяся в отпоре каких-то "мятежников гути", которые пред победителем заперли ворота Бит-Саггату, т.е. огромного укрепления, в котором находился царский дворец. Несмотря на то, что у них был крайний недостаток в оружии, они продержались там в течение четырех месяцев, так что "Кир вошел в Вавилон в третий день месяца арахсамну", т.е. в октябре или ноябре. Только после этого клинописный документ начинает передавать подробности первых шагов управления Кира в Вавилоне. Итак, клинописный документ по меньшей мере не противоречит рассказу Геродота. Ср. (T. Rawlinson, "Egypt and Babylon" (1885, p. 147 - 161); его же "Ancient Monarchies" (2-е изд.); Е. Babelon в "Annales dephilos. chret. " (янв. 1881); G. Pinches в "Transactions of the Society of Biblic. Archeology" vol VII; Vigouroux, "La Bible et les decouvertes modernes" (1885, т. IV, стр. 511 - 545). Текст клинописного документа см. в "Transactions", т. VII, и в "Records of the Past" (т. V и XI). 

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь. 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев

21.07.2003