> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ВАВ > ВАС > ВЕ  > ВИ  > ВЛ  > ВО > ВР >
ссылка на XPOHOC

Варлаам Яцкой

---

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Варлаам Яцкой — иеромонах моск. Чудова монастыря, до пострижения — сын боярский. Считается спутником Г. Отрепьева во время бегства в 1602 последнего из Москвы в Литву. Источником для описания этого путешествия, а также для биографии В. является приписываемый ему «Извет старца Варлаама по убиению Разстригине Царю Василию Ивановичу Всеа России», внесенный в качестве удостоверительного официального документа в повесть о событиях 1606, известную под заглавием «Иное Сказание». Согласно «Извету», Григорий и В. встретились в Москве на Варварском крестце в понедельник 2-й недели Великого поста и договорились в компании 3-го чернеца — Мисаила — идти вместе на богомолье через Киев в Иерусалим. «И шед мы за Москву-реку и наняли подводы до Болхова, а из Болхова до Карачева, и с Карачева до Новогородка Сиверского. И в Новегородке принялся в Преображенской монастырь, и строитель Захарей Лихарев поставил нас на крылосе; а того диякон Гришка на Благовещениев день с попами служил обедню и за Пречистою ходил. И на третией недели после Велика дни в понедельник вожа добыли Ивашка Семенова, отставленого старца, да пошли на Стародуб и на Стародубский уездь; и Ивашко вож за рубеж провел в Литовскую землю; и первый город Литовской нам Лоева замка, а другой Любец, а третей Киев. И в Киеве в Печерском монастыри архимарит Елисей нас принял, и в Киеве всего жили три недели, и он Гришка похоте ехати к воеводе Киевскому ко князю Василию [Константину] Острожскому и у архимарита Елисея Плетенецкого и у братии отпросился ». В. хотел остаться в этом монастыре, но архимандрит и братия «сожительствовати ему у себя не дали». Проведя лето у кн. В. К. Острожского в Остроге, В. осенью поселился в Дерманском монастыре. Всё это время В. зорким и ревнивым взглядом следил за Отрепьевым и пытался якобы обратить его на истинный путь. Уже в Киеве В. «извещал» на Отрепьева печерск. архимандриту в том, что Григорий вместо путешествия в Иерусалим «идет в мир до князя Василия Острожского и хочет платье иноческое скинуть». Получив ответ, что «здеся земля в Литве вольная», и очутившись сам при дворе кн. Острожского, В. бил челом князю, чтобы он «велел взяти из Гощеи и учинити по старому чернецом и диаконом» Григория, который уехал в Гощу, «иноческое платье с себя скинул и учал в Гощее учиться в школе по-латынски, и по-польски, и люторской грамоте». Получив почти такой же ответ, как и в Киеве, и к своему ужасу узнав, что Отрепьев «сказался царевичем князем Дмитрием Ивановичем Углицким», В. самому королю «про того Гришку извещал, что не царевич Дмитрий »; но король и паны радные В. «не верили» и отослали его в Самбор к самозванцу, к-рый, «бив и мучив» В., велел его «в кандалы оковати и в тюрму вкинуть». Здесь В. покривил душой: он оказался в Самборе лишь с целью поживиться в окружении неожиданно оказавшегося в фаворе Отрепьева. Однако иеромонах слишком много знал о самозванце, и тот решил отделаться от ненужного свидетеля и приказал заключить В. в темницу. Лишь после поражения Лжедмитрия под Добрыничами (январь 1605), т. е. через 5 месяцев, В., по приказу пана Ю. Мнишека, «выкинули» из тюрьмы, и он снова оказался в Киево-Печерском монастыре, а затем в одном из черниговских монастырей. 14 сентября 1605 В. ушёл в Смоленск и с разрешения местных воевод поселился в Авраамиеве монастыре. Е. Н. Кушева доказала, что «Извет» — это подлинная челобитная В.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС