Варлаам Ясинский |
|
1627-1707 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Варлаам Ясинский — митрополит Киевский. Род. в 1627 и, возможно, происходил из шляхетского католич. рода. По окончании курса в Киевской академии слушал лекции в Краковской академии, где был «увенчан филосовским колпаком», т. е. беретом. Постригшись в Киево-Печерской лавре, он заведовал там типографией и, по утверждению митр. Евгения, в академии «проходил учительские звания». В нач. 1668 (по др. данным, 13 нояб. 1669) он был избран ректором Киевской академии и игуменом киев. Братского монастыря. В момент избрания В. собственно не существовало ни академии, ни монастыря, т. к. во время военных действий между поляками и русскими под Киевом (1665) Братский монастырь был совершенно разорён. В. пришлось воссоздать всё сначала: надо было собрать учеников, учителей и монахов, устроить для них помещения, обеспечить монастырь и академию материальными средствами. Выбившись из сил в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами, этот, по отзыву патриарха Александрийского Паисия, «многотрудный ректор» оставил Академию и Братский монастырь (1673) и перешёл на игуменство в Златоверхий Михайловский монастырь. По утверждению митр. Евгения Болховитинова, В. в 1677 отказался от игуменства в Михайловском монастыре и «паки» возвратился в лавру. 8 июля 1680 он поступил на игуменство в киев. Пустынно- Николаевский монастырь. После смерти (нояб. 1683) киево-печерск. архим. Иннокентия Гизеля печерская братия, опасаясь давления со стороны Самойловича, поспешила «вольными голосами избрать В. в архимандриты лавры (по словам митр. Евгения, «из наместников оныя»), и архиеп. Черниговский Лазарь Баранович произвёл В., как «дознанного им с давнего времени по отличному поведению и кротости», в архимандриты в кон. 1683 или в нач. 1684. В это время древняя зависимость малоросс. духовенства от патриарха Константинопольского не была формально отменена, но моск. пр-во естественно желало, чтобы подчинившаяся Москве Украина была объединена с нею и в церков. отношении и чтобы вакантная кафедра митрополита Киевского была замещена ставленником патриарха Московского. Подчинение Московскому патриарху, да к тому же властному Иоакиму, подозрительно смотревшему на «пеструю веру нехаев », не являлось заманчивым для малоросс. духовенства, привыкшего к номинальной зависимости от далёкого и слабого патриарха, сидевшего под турками в Стамбуле, и опасавшегося тяжёлой руки близкого и сильного Московского патриарха. Самойлович поддерживал виды цар. пр-ва и, как «возгордившийся даже и против духовного чина» и самовластно нарушавший его права, был ненавидим духовенством. Эта вражда с Самойловичем гл. образом и определила образ действий нового печерск. архимандрита. В. не показывал себя противником власти Московского патриарха и после долгих стараний выхлопотал у Иоакима в февр. 1685 утверждение своего выбора в архимандриты. Но когда в июле того же года собор, состоявший гл. образом из светских людей и угодников гетмана, избрал в митрополиты еп. Луцкого Гедеона (в миру кн. Святополк-Четвертинский), В. во главе киев. духовенства протестовал против выбора клеврета Самойловича, утверждая, что «сей собор не силен такое речи [дела] чинити» без согласия патриарха Константинопольского, «исконного отца своего». Однако протест В. имел чисто формальный характер, т. к. уже в янв. 1686 печерск. архимандрит оказался в Батурине для представления ехавшему из Москвы в Киев посвященному патриархом и признанному пр-вом митр. Гедеону. В следующем году Самойлович был сведён с гетманства, и все недовольные им поспешили выхлопотать себе разные преимущества в ущерб правам оставшихся без поддержки его сторонников. Не упустил этого случая и В.: 18 янв. 1688 он из Батурина обратился к царям Ивану и Петру Алексеевичам с челобитьем, в котором жаловался на то, что Самойлович «крепости, данныя Святой Киево-Печерской обители, повредил и ставропигию патриаршую разорял». Он просил далее, чтобы лавра впредь была «в милостивом призрении самих Великих Государей, а в духовном чину под благословлением самого токмо Святейшего патриарха Российского». 31 мая 1688 лавра получила ставропигию от Московского патриарха и одновременно Иоаким прямо поставил вопрос о том, «последуют ли» малороссы «всеконечно Восточной Церкви о пресуществлении»? Патриаршее послание подоспело в Киев как раз к тому времени, когда пошатнулось положение правительницы царевны Софьи Алексеевны и её фаворита кн. В. В. Голицына, покровительствовавшего «латынщикам ». Тогда Гедеон и Варлаам, «выи своя в сладкое веры Христовы иго всесмиренно преклоняя», заявили, что во всем согласны со Св. Церковью, «такожде и в преизряднейшей тайне св. евхаристии». Та же боязнь «латинских ересей, появления растленных латинских книг» заставляла патр. Иоакима подозрительно и придирчиво относиться к типографии Киево-Печерской лавры. Даруя лавре ставропигию, патриарх не дал ей привилегии на типографию. Патриарх находил «нововводство» и даже ереси не только в «новосочиняемых » книгах; осуждению подвергались и старые лаврские издания. При В. обитель процветала, богатела и обустраивалась; в числе братии находились такие светила, как Димитрий Туптало и Стефан Яворский. В. не чуждался знакомства и с просвещ ёнными иностранцами вроде ген. П. Гордона. В мар. 1690 умер патриарх Иоаким, а в апреле — митрополит Киевский Гедеон. 1 июня 1690 В. «вольною елекциею» был избран в митрополиты. Для посвящения он поехал в Москву. С патриархом Адрианом у В. установились наилучшие отношения. В переписке с патриархом В. был не только почтителен, но раболепно льстив более, чем это вообще требуется правилами духовного этикета. Будучи митрополитом, В. по-прежнему писался «подножием» патриарха, «со нижайшим послушничьим под святыя стопы ножныя доземным поклонением припадая, духом лобызая благословящую архипастырскую святейшую десницу»; в случае же каких-либо «досаждений» он, «аки раздражаемое и опечаляемое чадо, со слезами ко отческим стопам припадал, милосердия и отческого заступления, яко в приискреняго ему духовного родителя и архипастыря иская». В. показывал вид, что очень дорожит советами и указаниями Адриана и нередко обращался к нему с вопросами по разным церк. делам. Но дела эти были незначительные или щекотливые. Но в более важных или затрагивавших права митрополита делах В. предпочитал действовать самостоятельно. Пользуясь расположением патриарха, В. старался расширить свою епархию и поднять престиж киев. митрополичьего престола. Он утвердил за митрополией протопопию Глуховскую, Борзненскую и Конотопскую, бывшие предметом спора между киев. и черниг. кафедрами. К Софийскому митрополич. дому был приписан Выдубицкий монастырь, чтобы В. имел «от трудных дел архиерейских малое некое тамо упоение». При местоблюстителе патриаршего престола митр. Стефане Яворском, питомце В., киев. митрополит в 1703 без всякого труда подчинил своей власти Межигорский монастырь, получивший в 1687 ставропигию от своего постриженника патриарха Иоакима. Немало забот было В. с обеспечением митрополии материальными средствами; он хлопотал о подтверждении прав кафедры на собственность и об удовлетворении разнообразных нужд «преубожайшия сея и многострадальныя порубежныя митрополии»; на этой почве дело не обходилось без споров с киевлянами, интересы которых нередко сталкивались с митрополичьми. В. заботился и о духовном росте своей паствы. В 1691 он созвал в Киев на собор духовенство своей епархии и тогда были установлены правила благочиния для пастырей и мирян. Особенное внимание было обращено на очищение совести с помощью исповеди; были назначены особые духовники с полномочиями разрешать смертные грехи; сами священники должны были ежемесячно исповедоваться. Священникам вменялось в обязанность приобретать книгу «Мир с Богом» (кстати сказать, осужденную патриархом Иоакимом) и по ней сдавать протопопам экзамен об обязанностях священнического сана. Священники должны были «давати сынов своих до школ», причем им было внушено, чтобы уклонявшиеся от учения «не чаяли получить рукоположение во иерейство», а протопопам было предписано, «да не дерзают они невеждов присылать к рукоположению в сан пресвитерский ». По настоянию патриархов, В. принял строгие меры против «странных» греч. и серб. архиереев, к-рые, приезжая в Малороссию, «по градам жили и по мирским дворам бездельно скитались... и ставили во священный чин своевольно незнамо кого и неведомо камо для корысти ». В. заботился об украшении монастырей и церквей и об увеличении их числа. Запустевший доминикан. Николаевский монастырь он обратил в православный, переименовал его в Петропавловский «в честь тезоименитства» царя Петра и устроил при монастырской церкви придел Алексия Человека Божия в память царя Алексея Михайловича. В лавре при церкви Ближних Пещер он устроил придел во имя преп. Варлаама, игумена Печерского. Его старанием был «значне обновлен в своем украшении» митрополич. кафедр. Софийский монастырь; он устроил при нём библиотеку и упорядочил архив, в который собрал копии с древних актов. В. безуспешно добивался получить в качестве подворья моск. Заиконоспасский монастырь. При В. в Киеве было построено или украшено множество церквей. Его мечтой было возобновление «обветшалого, по премногу разоренного первосозданнаго от Святаго Владимира» храма Трех Святителей; уже в первую зиму по своем посвящении на празднике Трех Святителей 30 января он «сотворял народное со кресты хождение» к этой церкви и объявил народу о «благочестивой ревности » царей и патриарха, пожелавших эту церковь «первобытною лепотою обновить »; впоследствии он «не единощи» напоминал царям об этом их желании, получил от патриарха 100 руб. на эту церковь и в 1695 отстроил ее заново. Будучи «охочь до органистова пения», В. завел хороший хор. Киевская академия была предметом особого попечения В.: он укрепил за ней земли и угодья и испросил у пр-ва денежное и хлебное жалованье академич. начальству; он нашёл для академии жертвователя в лице гетмана И. Мазепы, к-рый начал строить в 1693 каменную Богоявленскую церковь в академич. Братском монастыре и камен. корпус с аудиториями, вмещавшими до 1000 слушателей; число слушателей умножилось, и учение шло с особенным успехом под руководством избранного В. в ректоры учёного и талантливого игумена Иоасафа Кроковского; В. удалось исходатайствовать и оформить в царск. жалованной грамоте независимость академич. корпорации от светских властей, «да не будут в присудстве ни к кому же кроме своего начальствующего ректора и митрополицкаго престола». В. не упускал из виду интересов и своей зарубежной паствы. Он противодействовал интригам Львовского еп. Иосифа Шумлянского, прикидывавшегося усердным послушником патриарха Московского, а кончившего переходом в унию; он усиленно добивался, чтобы зарубежный православ. белорус. епископ был подчинён ему, «по-прежнему присутствовал в митрополии Киевской». Он обращал внимание пр-ва на то, что «противно мирным договорам в королевстве Польском людие благочестивыя нашея веры... зело утесняемы суть от противников Церкве Святыя принуждением к унии и к Римскому отступству». В 1692 В., «ради укрепления нашего благочестия», посылал в Вильно игумена Иоасафа Кроковского, который, «пользуя благоверно и мудростне, несогласие братства Виленского в делах тамошние Церкви в примеренье приведе». Для придания себе большого авторитета за рубежом В. решался в Польше действовать именем «Святейших четверопрестольных патриархов, особливо Святейшего патриарха Константинопольского ». Старея, В. начал страдать частыми недугами: по временам он не мог писать «от запухлых очей». В. умер 22 авг. 1707 и был погребён под Великой церковью Киево-Печерской лавры рядом с Иннокентием Гизелем. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|