Ефрем |
|
?-1613 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Ефрем (?-1613), митрополит Казанский. Узнав после убийства Лжедмитрия I (в 1606), что жители г. Свияжск, расположенного в его митрополии, увлеклись идеями нового самозванца и изменили государю, наложил на них запрещение и приказал местному духовенству не принимать от них в церкви приношений, и виновные смирились, били челом государю простить их вину, а патриарху — снять с них запрещение. Царь Василий Шуйский простил, патриарх разрешил, но Ефрему послал от лица всего освященного Собора благословение как «доблестному пастырю» (22 декабря). Когда в 1611 казаки убили руководителя Первого ополчения П. Ляпунова, а его противники, кн. Т. Трубецкой и атаман И. Заруцкий, приняв под своё покровительство вдову обоих самозванцев Марину Мнишек, начали искать сторонников, чтобы возвести на моск. престол «ворёнка» — сына Марины и Лжедмитрия II, патриарх Гермоген, находившийся в заключении, не выдержал и нашёл возможность послать в августе из тюрьмы грамоту в Ниж. Новгород, в к-рой говорил: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему: пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они стояли крепко за веру и не принимали Маринкина сына на царство, — я не благословляю». В 1612 Гермоген скончался «нужною смертию» в своём узилище, и старшим по чину в Рус. Православ. Церкви на тот период остался Е. Уже на Великий пост в том же году он рукоположил в Казани архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря Герасима в архиепископы Суздальские и Тарусские. А 29 июля кн. Д. М. Пожарский от имени всех чинов, собравшихся освобождать Москву во Втором ополчениии, писал Е.: «За преумножение грехов всех нас, православных христиан, Вседержитель Бог совершил ярость гнева Своего в народе нашем, угасил два великие светила в мире: отнял у нас главу Московского государства и вождя людям государя царя и великого князя всея Руси, отнял и пастыря и учителя словесных овец святейшего патриарха Московского и всея Руси. Да и по городам многие пастыри и учители, митрополиты, архиепископы и епископы, как пресветлые звезды, погасли, и теперь остались мы сиротствующими в поношение, и посмеяние, и поругание народам. Но еще не до конца оставил нас Господь: даровал нам единое утешение, поставив тебя, великого господина, как некое великое светило на свещнице, сияющее в Российском государстве... У нас теперь, великий господин, скорбь немалая, что под Москвою вся земля в собранье, а пастыря и учителя у нас нет, одна соборная церковь Пречистой Богородицы осталась на Крутицах, и та вдовствует. И мы по совету всей земли приговорили: в дому Пречистой Богородицы на Крутицах быть митрополитом игумену Сторожевского монастыря Исаие, он от многих свидетельствован, что имеет житие по Боге. И мы игумена Исаию послали к тебе, великому господину, в Казань и молим твое преподобие всею землею, чтоб не оставил нас в последней скорби, совершил игумена Исаию митрополитом на Крутицы и отпустил его под Москву к нам в полки поскорее, да и ризницу бы дал ему полную, потому что церковь Крутицкая в крайнем оскудении и разорении». Это говорит о том, что на Е. тогда все смотрели, как на гл. архипастыря в России, хотя он по неизвестной нам причине и не исполнил обращенной к нему просьбы от лица Русской земли, не произвел Исайю в митрополиты Крутицкие. Сразу же после изгнания из Москвы польск. интервентов, казаков и проч. сброда, сразу же решили избрать нового царя, дла чего созвали в Москве Земский собор. В 21 февр. 1613, в неделю православия, депутаты, съехавшиеся на Собор со всех концов России, избрали на трон Михаила Фёдоровича Романова. 2 Мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на цар. престол. А 11 июля в Успенском соборе совершилось е венчание и миропомазание нового государя на царство, и это священнодействие совершал Е., поскольку после кончины Гермогена не был ещё избран его преемник. К царю в палату принесли «царский сан, или чин» (т. е. принадлежности цар. облачения: крест, корону, скипетр, державу и т. п.). Михаил приложился кo кресту. Затем под звон всех колоколов «царский сан» на золотых блюдах понесли в собор. Царский духовник благоговейно на голове нёс блюдо с животворящими крестом; боярин кн. Д. М. Пожарский нёс скипетр, цар. казначей — державу, а корону, шапку Мономаха,— цар. дядя И. Н. Романов. В соборе все было благоговейно положено на богато убранный столь (налой) перед царскими вратами. Когда всё было готово, царь в сопровождении многих бояр и стольников отправился в храм. Стрельцы, поставленные в 2 ряда, ограждали цар. путь. Впереди всех шёл священник и кропил путь святой водой. Царь вступил в собор, пол к-рого был устлан бархатом и парчой. Посреди церкви был устроен помост (чертожное место) с 12 ступенями, обитый красным сукном; на нём был поставлен престол для царя и стул для митрополита. В собор был допущен народ. Окольничие и стольники устанавливали пришедших и наказывали им «стоять с молчанием, кротостью и вниманием ». После прихода царя в собор, ему пропели многолетие. Царь молился перед образами и прикладывался к ним. Начался молебен. Затем митрополит Е. возвёл царя на «великое место», т. е. на помост к трону. Наступила полнейшая тишина, и Михаил, стоя у трона, держал речь к митрополиту. Упомянув о том, что царь Фё- дор «бесчаден» оставил царство, что избранные после него цари скончались, а Василий от царства отказался,— о том, что его, Михаила, избрали в цари всем собором Русской земли, царь закончил свою речь следующими словами: — «По Божьей милости и по данной вам благодати Святого Духа и по вашему и всяких чинов Московского государства избранию, богомольцы наши, благословите и венчайте нас на наши великие государства царским венцом по прежнему царскому чину и достоянию». В ответ на эти слова Е. напомнил о бедствиях Русской земли в «безгосударное» время, об избавлении её от врагов, об избрании Михаила Фёдоровича и молил Бога, да умножит он лета царя, покорит ему всех врагов, вселит в сердце царя страх Свой и милость к послушным, чтобы судил он людей своих праведно и пр. А в заключение митрополит сказал: «Прими же, государь, превысочайшую честь и вышехвальную славу, венец царствия на главу свою, венец, который взыскал от древних лет прародитель твой, Владимир Мономах. Да процветет нам от вашего царского, прекрасно цветущего корня прекрасная ветвь в надежду и в наследие всем великим государствам Российского царства!». Произнеся это, Е. возложил крест на царя и, держа руки на его голове, прочитал молитву; затем надел на него бармы (оплечья) и цар. венец. Царь сел после этого на трон, и митрополит подал ему в прав. руку скипетр, а в левую — державу. Провозглашено было многолетие «боговенчанному поставленному государю». Духовные сановники и бояре кланялись царю «ниже пояса» и поздравляли его. Митрополит сказал царю поучение: «Не приемли, государь, языка льстива и слуха суетна, не верь злому, не слушай оболгателя... Подобает тебе мудрым быть или мудрым последовать, на них же, яко на престоле, Бога почивает. Не блага мира сего, но добродетель украшает царей. Не презирай низших тебя: над самим тобою есть царь: и если он о всех печется, ты ли о ком нерадеть будешь?! Возмогай же, государь, возмогай, да когда приидет часа суда твоего, ты возможешь стать безбоязненно пред Господом и сказать: Се я, Гoспoди, и люди Твои, которые Ты дал мне,— сказать и услышать глас Царя и Бога твоего: благий рабе, царю российский Михаиле, в мале ты был мне верен, над многими поставлю тебя!» Затем Е. благословил царя животворящим крестом и громко молился: «Да умножит Господь лета царствия царя Михаила; да узрит он сыны сынов своих; да возвысится десница его над врагами и устроится царство его и потомство его мирно и вечно!» В полном цар. облачении Михаил слушал затем литургию, во время к-рой митрополит совершил над ним миропомазание; затем причастил его и поднёс просфору. После обедни царь пригласил митрополита и всех духовных, бывших в церкви, к себе «хлеба ести». Затем «боговенчанный царь» во всём своём блистающем облачении заходил в Архангельский собор поклониться гробницами прежних царей. При выходе царя из соборов и на площадке дворцовой лестницы, по принятому обычаю, его осыпали золотыми и серебр. деньгами. Когда пр-во Михаила принялось за гос. дела и увидело, что казна совершенно пуста, оно стало отправлять по всем городам и монастырям грамоты с просьбой помочь деньгами и людьми. Вместе с цар. разослал свои грамоты и Е., в т. ч. и к богатейшим солепромышленникам Строгановым, именем православ. веры и отечества убеждая всех исполнить приказание государя и решение Земского собора. Земский собор определил на утверждение и в память будущим поколениям написать уложенную грамоту об избрании на царство царя Михаила Фёдоровича, и эту грамоту в конце мая подписали прежде всех 3 митрополита — Е., Кирилл Ростовский и Иона Сарский и Подонский, 3 архиепископа — Герасим Суздальский, Феодорит Рязанский и Арсений Архангельский и 2 епископа — Иосиф Коломенский и Сильвестр Карельский. Е. скончался 26 дек. 1613, и по воле государя управление Рус. Церковью поручено было митрополиту Крутицкому Ионе. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |