SEMA.RU > XPOHOC > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ: > А - Д > Е - К  > Л - С  > Т - Я  >
ссылка на XPOHOC

Ороки

 

ЭТНОНИМЫ

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Ороки

Автоэтноним (самоназвание)

орон: Этимология этнонима связывается с о р о н, «олень», самоназвание у л ь т а, у и л ь т а, о л ь ч а, от у л а, о л а "олень". Так же ороков называли орочи и ульчи.

Основная территория расселения

Живут на севере Сахалинской области.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 749, 1926 - 162, по переписям 1959, 1970, 1979 гг. не учтены, 1989 - 190.

Этнические и этнографические группы

Выделяются две этнотерриториальные группы. Северные ороки дороннени. кочевали на севере острова, южные — суннени, южнее (р-н зал.Терпения и р.Поронай). В составе этих групп выделяютсчя локальные (кочевые) подразделения, состоящие из одно-двухпоколоенных семей одного рода.

Антропологические характеристики

Антропологически ороки определяются как типичные представители байкальского антропологического типа североазиатской расы. Наряду с орочами, они более близки эвенкам и негидальцам, чем к другим народам Амура.

Язык

оркский: Язык ороков относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. В нем выделяются общетунгусские компоненты, указывающие на связи с негидальцами и эвенками, а также реликты, имеющие аналогии в языках нанайцев и ульчей, восходящие к древнеалтайской общности.

Писменность

Язык бесписьменный.

Религия

Православие: Православные. См. «Нивхи».

Этногенез и этническая история

Ороки, относящиеся к тунгусо-маньчжурской общности, согласно одним представлениям, являются локальным подразделением ульчей, происходящих от эвенков-оленеводов, утративших на Амуре оленей. Ороки же, переселились на Сахалин и сохранили оленеводческую традицию. Согласно другим представлениям, соответствие ороков ульчам и другим народам Амура, имеет субстратное основание. Этногенетически же они связываются с охотскими тунгусоязычными группами перекочевавшими на Сахалин в ХVI – ХVIII вв.

Хозяйство

Этническая культура ороков имеет различные уровни сходства другим народам региона. Общеамурскими являются такие черты их культуры, как способы рыболовства, охоты на морского зверя и терминология с ней связанная, относительная летняя оседлость, некоторые элементы одежды, орнамента амурского типа и т.п. С другой стороны, ороки существенно отличались от других амурских народов наличием у них оленеводства. В общей классификации сибирского оленеводства, оно выделяется на уровне самостоятельного типа. Оленеводство ороков промысловое, с использованием оленя в упряжку (зимой) и как вьючное животное, известно доение, мясо домашнего оленя в пищу использовали редко. Способы содержания по сезонам соответствуют общесибирским таежным, но специальных построек для оленей не было. Все это позволяет отметить наличие общетунгусских черт в орокском оленеводстве. Ряд эвенкийских соответствий наблюдается в жилище (конический чум) и зимней одежде (крой, нагрудник).

Современные этнические процессы

Попав на Сахалин, ороки не оказались в изоляции от других народов Приамурья. Наиболее тесные их контакты (экономика, брачные связи) фиксируются с нивхами, а также приезжающими на остров ульчами, удэгейцами и орочами. С айнами Южного Сахалина отношения ороков строились на основе товарного обмена. Влияние русских на культуру ороков аналогично другим народам Приамурья (экономика, христианизация, отдельные элементы материальной культуры).
Ороки являются самым малочисленным народом Сибири, благодаря исторически сложившимся особенностям своей культуры (амурский промысловый и оленеводческий комплекс), до настоящего времени сохранили свою самобытность.

Библиография и источники

Общие работы

  • Уйильта Сахалина. Историко-этнографическое исстедование традиционного хозяйства и материальной культуры ХVIII — середины ХХ веков. Южно-Сахалинск, 1996./ Роон Т.П.
  • Из поездки к орокам о. Сахалина в 1904 г. Южно-Сахалинск, 1984./Пилсудский Б.

Отдельные аспекты

  • Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984./Смоляк А.В.

 

 

 

ЭТНОНИМЫ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС