Юкагиры |
|
|
ЭТНОНИМЫ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Юкагиры (самоназв.- одул, деткиль), малочисл. народность Вост. Сибири (0,6 тыс. чел., 1970, перепись). Говорят на юкагирском языке. Тундровые Ю. живут в Нижнеколымском р-не Якут. АССР, таёжные - в Верхнеколымском р-не Якут. АССР и Среднеканском р-не Магаданской обл. К нач. рус. колонизации (17 в.) родо-плем. группы Ю. (чуванцы, ходынцы, анаулы и др.) занимали терр. от р. Лены до устья р. Анадырь. Числ. их сократилась в 17-19 вв. вследствие эпидемий, междоусобиц, колон, политики царизма; часть Ю. была ассимилирована якутами, эвенами, русскими. Обществ, отношения Ю. сохраняли черты эпохи перехода от материнско-родового строя к патриархату (пережитки матрилокального брака). Несмотря на христианизацию Ю. (19 в.), большое влияние среди них имели родовые шаманы. За годы Сов. власти в х-ве и культуре Ю. произошли коренные изменения. Ю. входят в промысловые совхозы (охота, оленеводство). Использована Большая Советская энциклопедия. Автоэтноним (самоназвание)одул/вадул: самоназвание о д у л / в а д у л «сильный», «могучий», сосуществовало с названием отдельных территориальных и племенных групп: ч у в а н, а н а у л, х о д ы н, о м о к и т.д. Основная территория расселенияРасселяются, в основном, в бассейне р.Колымы, в Магаданской обл. и Республике Якутия (Саха). ЧисленностьЧисленность по переписям: 1897 - 754, 1926 - 443, 1959 - 442, 1970 - 615, 1979 - 835, 1989 - 1142. Этнические и этнографические группыВ ХУ11 в. юкагиры делились на ряд племен, наиболее крупными из которых были ходынцы, чуванцы и анаулы. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания. По территории обитания, юкагиры делились на ряд территориально-хозяйственных групп. Антропологические характеристикиАнтропологически юкагиры относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. В настоящее время в антропологическом типе юкагиров выявлен европеоидный сдвиг по сравнению с прочими байкальскими популяциями. Юкагиры по ряду признаков попадают в самый центр уральских групп (манси, ненцы, ханты), но имеют по отношению к ним наибольшую степень выраженности монголоидного комплекса, что, как и данные языка, свидетельствует о былом урало-юкагирском единстве. Языкюкагирский: Систематическое положение языка юкагиров неоднозначно. Традиционно он включается в группу (семью) палеоазиатских языков, в которой, по степени близости к другим языкам, занимает обособленное место. Наличие в нем уральской основы учитывается в ряде современных лингвистических классификаций, где выделяется «Урало-юкагирская языковая семья», в которой юкагирский язык выделяется на уровне самостоятельной группы. Территориально он распадается на верхнеколымский и тундровый диалекты. ПисменностьЯзык бесписьменный. РелигияПравославие: Православные. Этногенез и этническая историяПриведенные выше этнические определители указывают на сложность этнокультурного формирования юкагиров, которые в конце ХIХ в. в результате смешения с эвенами и якутами в значительной мере утратили свою этническую специфику. Они считаются потомками древнего населения северо-восточной Сибири, а их культура генетически связывается с поздненеолитической ымыяхтахской культурной традицией, территориально широко представленной в археологических памятниках от Хеты до Чукотки. В хозяйственно-культурном плане они определяются как принадлежащие охотникам на дикого оленя и рыболовам, причем отмечается их преемственность более древнему населению этих территорий. Прослеживается ее связь с более западными районами, заселенными древними уральцами, что позволяет датировать их контакты с протоюкагирами неолитическим временем. Существует мнение, что протоюкагиры относятся к самому древнему пласту уральцев, продвинувшихся в Восточную Сибирь. Вероятно, при слабой внутренней этнической и территориальной дифференциации культуры охотников на дикого оленя, следы этих контактов сохранились в языке и антропологическом типе юкагиров. ХозяйствоВ подтаежной зоне Колымы, Индигирки и Яны основой хозяйства было речное и озерное рыболовство, охота, культура в своей основе соответствовала общесибирской таежной. В зоне тундры в большей степени сохранились традиции культуры охотников на дикого оленя подвижным образом жизни, облавными охотами и транспортным оленеводством. В отдельную группу иногда выделяют оседлых юкагиров устьев рек, которые специализировались на рыболовном промысле и охоте на дикого оленя. Атрибутика культуры отдельных групп юкагиров имеет свои особенности. Традиционные поселения и жилищаВ связи с комплексным хозяйством юкагиры вели полуоседлый образ жизни и имели два основных типа поселения: зимние стационарные и летние временные. Библиография и источникиОбщие работы
Отдельные аспекты
Литература:Народы Сибири, М. - Л., 1956; Юкагиры, Новосибирск, 1975; J о с h e 1s о n W., The Jukaghir and the Jukaghirized Tungus, Leiden-N. Y., 1926.
|
|
ЭТНОНИМЫ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|