|
Нервно-психологическое
утомление учащихся в традиционной школьной
среде
МЕТОДИКИ
Методика сенсорно-координаторных
тренажей с помощью меняющихся
зрительно-сигнальных сюжетов*
Настоящая методика
сенсорно-координаторных тренажей выполняется
следующим образом. В четырех верхних углах
учебной комнаты фиксируются яркие, привлекающие
внимание образно-сюжетные изображения. Ими могут
быть напряженно-эмоциональные сцены-иллюстрации
из народных сказок, былин; сюжеты-пейзажи из
природы, из жизни животных; сюжеты-иллюстрации на
известные поэмы, сказания; сюжеты из космической
тематики, дорожные знаки госавтоинспекции;
сюжеты из военно-патриотической тематики и т.д.
Средние размеры картин в пределах от 0,5 до одного
стандартного печатного машинописного листа (207-297
мм). Непременным требованием к изображению
является то, чтобы детали были четко различимы с
наиболее удаленной парты (стола). Безусловно,
здесь речь идет об учащихся, не имеющих
зрительных нарушений.
Все вместе картины составляют развивающийся в
логической последовательности единый
сюжетно-образный комплекс.
Приведем пример такого сюжета для малышей: на
одной из картин изображен старт ракеты, на второй
ракета в космическом пространстве, на третьей —
посадка ракеты на неизвестную планету, на
четвертой — космонавты осваивают неизвестную
планету и т.д.
Каждый сюжетный комплекс рекомендуем менять на
новый не реже одного раза в две недели.
Обязательным моментом здесь является то, что под
каждой картинкой помещается в соответствующей
последовательности одна из цифр: 1-2-3-4.
Методика выполнения
сенсорно-моторного тренажа
В зависимости от характера, один - два
раза за урок все учащиеся поднимаются в
положение свободного стояния.** И под команды
учителей 1-2-3-4 ...1-2-3-4 и т.д. дети начинают
достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на
соответствующей данной цифре картинки. При этом
они совершают синхронно-сочетанные движения
глазами, головой и туловищем. Продолжительность
фиксации одного изображения в самом начале таких
упражнений составляет в среднем 0,5 секунды.
Постепенно время такой фиксации сокращается.
Необходимо стремиться к тому, чтобы через 2—3
недели дети могли за одну секунду сделать полный
оборот, при этом не просто механически
"пробежать" глазами, но и успеть осознанно
увидеть все четыре сюжета. Данный момент
является принципиальным. Режим (порядок) счета
через 30 секунд меняется на противоположный: 4-3-2-1
...4-3-2-1.
В заключительной части тренажа (опять-таки,
продолжительностью 30—40 секунд) режим счета
задается в случайной последовательности,
например: 1-3-4-2, 2-1-3-4 и т.д. Заметим, что данный
режим используется в тех случаях, если смена
последовательности фиксации изображений не
вносит семантического хаоса в логику физической
правды, представленной на картинах. Поэтому этот
режим используется тогда, когда на картинах
представлены пейзажи, сцены из жизни животных,
дорожные знаки госавтоинспекции и т.д. Общая
продолжительность всего тренажа занимает в
среднем 1,5 минуты.
Таким образом, в изложенной методике
представлены важные эмоционально-мотивационные
факторы, повышающие не только физическую, но и
психическую активность детей на уроках. Особым
моментом методики является то, что она в
определенной степени вносит сенсорное
разнообразие в традиционную сенсорно-обедненную
учебно-познавательную среду.
Количество тренажей зависит от характера урока.
При зрительно-напряженном (либо
умственно-напряженном) уроке, и особенно при
занятиях за компьютерами, их целесообразно
выполнять не реже 2—3-х раз за 45 минут. Необходимо
заметить, что перечисленный комплекс
положительных моментов методики на этом не
исчерпывается. В частности, совершенствование ее
позволило подвести описанный механизм под чисто
дидактические приемы, повышающие эффективность
учебно-познавательного процесса.
Автоматизированная система
сенсорно-координаторного тренажа
Основные характеристики данной
методики, в принципе те же, что и в вышеописанном
варианте.
Отличительным моментом ее является более
активное побуждение зрительно-двигательной
поисковой активности в пространстве, в том числе
выполнение более интенсивных ритмических
движений глазами, головой и туловищем. Последнее
достигнуто за счет монтажа в каждом классе
специальной технической системы, позволяющей
создать поочередное вспыхивание комплекса
сигнальных ламп (эффект "бегущего огонька"),
при прослеживании которых дети вступают в
увлекательную моторно-поисковую игру,
сопровождающуюся интенсивными движениями
корпусом, головой и глазами.
Настоящий вариант системы предполагает монтаж в
4-х углах потолка 4-х сигнальных ламп (рис. 1).
Рис. 1. Размещение сигнальных ламп в
классной комнате в методике автоматизированных
сенсорных тренажей
Эффект "бегущего огонька" создается за
счет общего на школу (или отдельно на несколько
классов) пульта управления, к которому с помощью
электрической разводки подключается система
каждого класса. Лампочки прикрываются плафонами
закрытого типа и настенного крепления, которые
окрашиваются в яркие цвета, например красный,
желтый, зеленый (цвета светофора). Это самый
простой вариант.
Более увлекательный зрительно-игровой характер
методике придан за счет использования
просвечивающихся рисунков. С этой целью на
плафоны наносятся яркие цветные сюжеты (или они
прикрываются специально изготовленными
сменными пленками с нанесенными на них
рисунками) с таким расчетом, чтобы в пределах
одного класса они составляли единый
зрительно-игровой сюжет, например: "водитель и
дорога", "пешеход и улица" (рис. 2).
Рис. 2. Зрительно-игровой сюжет в
методике автоматизированных сенсорных тренажей
Наиболее эффективными (в плане сенсорной
"разгрузки") оказались сюжеты из
естественной природной среды, например из жизни
зверей, птиц и т.д.***
В последних вариантах система включает и
музыкально-звуковой ритм, подаваемый синхронно
со световым.
Методика осуществляется следующим образом. В
середке каждого урока дежурный по школе включает
пульт управления. В это время во всех классах
школы зажигается одна из сигнальных лампочек.
Все дети встают. Через 10—15 сек. гаснет первая и
быстро поочередно зажигаются вторая, третья,
четвертая лампочки и т.д. Педагог обращает
внимание, чтобы дети внимательно следили за
"бегущим огоньком", выполняли при этом
интенсивные ритмичные движения головой, глазами
и туловищем (движения в ритме "брейк").
Направление высвечивания сигнальных лампочек
меняется автоматически (30—40 по ходу движения
часовой стрелки и 30— 40 против). Средняя скорость
движения — 1 полный цикл в секунду.
Продолжительность упражнений — 1,5—2 минуты.
Отключение — автоматическое.
При кабинетной системе обучения
представляется возможным в течение учебного дня
5—6 раз менять зрительно-игровые сюжеты. Все это
позволяет поддерживать у детей интерес к данным
упражнениям, который, как показала практика,
постепенно переходит во внутреннюю потребность.
Опыт показал, что упражнения, с точки зрения
профилактики утомляемости, наиболее
целесообразно выполнить в середине каждого
урока. Эффективность разработанной методики
автоматизированного сенсорно-координаторного
тренажа проверена 3-летним экспериментом. С этой
целью в 1-м и во 2-м классах была смонтирована
данная система. Контролем служили параллельные
классы. Возрастно-половой состав и исходные
данные функционального состояния организма
принципиально не отличались. За указанными
группами детей было осуществлено тщательное
динамическое наблюдение с применением методов
комплексной оценки функционального состояния
зрительного анализатора, центральной и
вегетативной нервной систем.
Анализ полученных данных позволил установить,
что уже к концу учебного года характеристика
функционального состояния зрительной системы
существенно различалась в экспериментальных и
контрольных классах. Например, показатель
устойчивости аккомодации на зрительную нагрузку
вблизи среди сравниваемых групп школьников в
начале учебного года был 0,65, к концу же.учебного
года у учащихся контрольных классов он понизился
до 0,41 (Р<0,01), в то время, как у детей
экспериментальных классов он достоверно не
изменился. Более того, в контрольных классах
система сенсорно-координаторных тренажей
способствовала поддержанию естественного
процесса развития функций зрения (рис. 3). В этом
отношении показателен факт возрастания
устойчивости школьников из экспериментальных
классов к воздействию различного рода
экстремальных факторов внешней среды (на примере
полярной ночи, табл. 2). Например, у школьников из
контрольных классов показатель устойчивости
аккомодации к зрительным нагрузкам за
фотоэкстремальный период полярной ночи снизился
с 0,87 до 0,69 отн. ед., в то время, как среди учащихся
из экспериментальных классов он достоверно не
изменился. Следует подчеркнуть, что
разработанная методика благоприятно влияла не
только на зрительный анализатор, но и на общие
регуляторные системы, и, в частности, на ЦНС.
Рис. 3. Динамика зрения в экстремальных
(1) и контрольных (2) классах.
Верхний график- показатели средней
остроты зрения;
Нижний график - удельный вес
пониженного зрения.
Поддержание на достаточно высоком уровне
функционального состояния зрительной системы
школьников благоприятно отразилось и на
характеристике развитая рефракции глаз. Так,
например, если накануне проведения эксперимента
среди первоклассников частота встречаемости
близорукости была в пределах 7%, то спустя 3 года
среди учащихся контрольного класса этот
показатель возрос на 10%, а экспериментального —
всего на 4% (табл. 3).
Следовательно, периодическое внесение в
процесс урока сенсорного разнообразия,
переключение ближнего зрения на дальнее, а так же
активизация общего, в том числе
зрительно-координаторного чувства с помощью
интенсивных движений способствовали не только
предупреждению утомляемости школьников, но и
поддержанию естественного хода развития
структурных и функциональных характеристик
зрительной системы.
Необходимо особо подчеркнуть тот факт, что
методика сен-сорно-координаторного тренажа
оказала благоприятное влияние на развитие
зрительно-моторной реакции, в частности,
скорости ориентации в пространстве, в т.ч.
реакции на экстремальные ситуации (типа
неожиданных дорожно-транспортных ситуаций).
Все это дает основание рекомендовать систему
автоматизированного сенсорно-координаторного
тренажа для направленного формирования тех
физиологических потенциалов, которые требуются
в армии, на транспорте, в авиации, на флоте, в
спорте, на различного рода монтажных работах и
т.д.
Таблица 2. Показатели функционального
состояния зрительной системы школьников,
занимавшихся при различных режимах (до и после
полярной ночи)
Классы |
Время
обследования |
Острота зрения
глаза |
БТК см |
БТА см |
ОА Дптр |
ОАА Дптр ед. |
ЗМР отн. ед. |
СПЗИ отн. |
правого |
левого |
Экспериментальные |
до поляр ночи |
1,4 |
1,5 |
5,0 |
6,2 5,7 |
30,4 31,2 |
3,8 |
334 |
0,23 |
|
после поляр ночи |
1,5 |
1,5 |
5,3 |
5,9 5,9 |
30,0 31,5 |
3,3 |
334 |
0,23 |
Контрольные |
до поляр ночи |
1,4 |
1,4 |
4,8 |
5,6 5,4 |
29,5 30,8 |
2,6 |
412 |
0,24 |
|
после поляр ночи |
1,3 |
1,3 |
5,0 |
6,0 |
29,2 |
2,4 |
312 |
0,30 |
Таблица 3. Частота встречаемости различных
видов рефракции у школьников экспериментальных
и контрольных классов, проценты
класс |
Начало
эксперимента |
Конец
эксперимента |
Эмметропия и гиперметропия до
1,0 дптр |
Гиперметропия более 1,0 дптр |
миопия |
Эмметропия и гиперметропия до
1,0 дптр |
Гиперметропия более 1,0 дптр |
миопия |
1 "а" |
59 |
39 |
2 |
80 |
10 |
10 |
1 "б" |
62 |
35 |
3 |
83 |
- |
17 |
2 "а" |
76 |
24 |
- |
80 |
9 |
11 |
2 "б" |
75 |
25 |
- |
69 |
- |
31 |
Для каждого из указанных направлений
разработаны специализированные
зрительно-игровые развивающие сюжеты.
Методика активизации гармонических
колебаний в сенсо-моторной сфере с помощью
идеальной схемы универсальных символов
Как отмечалось выше, особое негативное
воздействие на психическое самочувствие и
активность детей оказывает комплекс условий
закрытых помещений и ограниченных пространств,
и, в первую очередь, угловато-прямоугольные
конструкции учебной комнаты, сенсорная
обедненность школьной среды, продолжительные
зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения.
Установлено, что систематическое пребывание
детей в этих условиях способствует
расстройствам сенсорных ритмов организма —
базовых ритмов в поддержании нейровегетативной,
моторной и психической жизни, в т. ч. чувства
равновесия и гармонии.
С целью "смягчения" неблагоприятных
последствий воздействия на организм выше
отмеченного комплекса факторов закрытых
помещений и ограниченных пространств,
предложена методика зрительно-координаторных
тренажей с помощью схемы универсальных символов
— "СУС" (см. приложение).****
Оптимальным местом для нанесения
схемы-тренажера является потолок. Поскольку
изображение схемы на потолке несет в себе
определенные технические трудности, осветим
этот момент подробнее.
На потолке выбирается поле, на которое можно
нанести схему максимально возможных размеров.
Необходимо стремиться, чтобы траектории ее
проходили с наружных сторон светильников. Для
этого вначале выбирается поперечный размер
овала. Продольный размер его рассчитывается
путем умножения поперечного размера на 1,41. Для
удобства можно использовать следующий прием.
Макет-схему первоначально изображают на полу с
помощью мела. Затем в руки берут длинную указку с
какой-либо краской на конце, и, обходя по
траекториям схемы, на потолок наносят
соответствующие метки. Затем с помощью лестницы
на потолке окончательно обрисовывается
схема-тренажер.
Схема зрительно-двигательных
траекторий в методике офтальмотренажей:
Выполнить каждое упражнение 10-15 раз
по порядку номеров
При этом цвета должны соответствовать
следующим требованиям:
"восьмерка" — изображается ярко-голубым
цветом;
"крест" — коричнево-золотистым:
наружный овал — красным;
внутренний овал — зеленым.
Методика занятий
Режим № 1.
Режим непроизвольного зрительно-моторного
"скольжения" по траекториям "СУС".
Учитывая, что схема "СУС" выполнена яркими
цветными линиями, которые привлекают "на
себя" наибольшее внимание из объектов учебной
комнаты, становятся за счет этого
зри-тельно-ориентирующими доминантами в
непроизвольной зрительно-моторной поисковой
экспрессии.
В этих условиях орган зрения, находясь в свободе
непроизвольного поиска, каждый раз при взгляде
вверх вступает в моторное взаимодействие с
гармонической пластикой линий, непроизвольно
как бы "скользит" по ориентирующим
траекториям настраивая свою моторику на
гармоничный строй.
При этом широкий размах, пластика и
четкий ритм схемы как бы переводит зрительную
моторику из "зажатого",
реактивно-напряженного высокочастотного ритма в
успокаивающую пластику низких частот.
Как показал опыт, ребенок периодически
непроизвольнр включается в такой самотренаж.
Режим № 2.
Дети периодически становятся в центре
под схемой-тренажером и, следя глазами за
ориентирующими стрелками траекторий, выполняют
соответствующее упражнение. При этом они
выполняют непроизвольно-сочетанное движение
глазами, головой и туловищем.
Кратность: примерно по 10-12 движений по каждой
траектории (по "овалам", по "восьмерке"
и по "кресту"). Частота выполнения таких
тренажей зависит от продолжительности
пребывания детей в помещении, а так же от
характера зрительной работы. Например: в
процессе выполнения тонко-координированных
зрительных операций (чтение, рисование, письмо)
рекомендуем выполнять упражнения через каждые
15-20 минут.
Режим № 3
Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с
постоянно поднятой головой), в начале учатся
"обходить" схемы-траектории, а затем
"оббегать". Такие упражнения рекомендуем
выполнять примерно через каждые 1—1,5 часа.
Режим № 4
Занятие проводится на специально
изданном в 1977 году плакате для офтальмотренажей.
Плакат размещается на стене, против лица. Занятие
заключается в поочередном обведении
указательным пальцем траекторий с одновременным
слежением за ним органом зрения.
Специально проведенным исследованием
установлено, что систематические занятия по
схеме "СУС" способствуют снижению
психической утомляемости, избыточной нервной
возбудимости, агрессии. Такие занятия
способствуют улучшению межличностных отношений
в коллективе, росту доброжелательности во
взаимоотношениях, а также продолжительности и
качеству сна.
Замечено так же, что систематические занятия со
схемой "СУС" улучшают общее чувство
гармонии и ритма, в т.ч. в музыкальном и
художественном творчестве.
Примечания:
* Авторский приоритет защищен
удостоверением № 11, выданным 29.12.1979 г. Институтом
медицинских проблем Севера СО РАМН.
** На занятиях, сопровождающихся
интенсивными зрительными и умственными
нагрузками, физминуток должно быть не менее 2-х за
урок (т.е. через каждые 15 минут).
*** Авторское свидетельство на
изобретение № 921561 от 21.12.1981 г.
**** Авторский приоритет защищен
удостоверением № 2, выданным 20.04.1978 г. Институтом
медицинских проблем Севера СО РАМН. В этом же
году издан массовым тиражом в виде плаката.
Здесь читайте:
Страница
Владимира Базарного
Педагогическая
литература
|