Письма к Н.Н. Муравьеву-Карскому |
|
1817 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Из эпистолярного наследия декабристов
Письма к Н.Н. Муравьеву-Карскому80. И.Г. Бурцов С.Петербург. Июня 25. 1817 Почтеннейший друг! Последнее твое письмо от 10-го маия из Шарура 209) я получил дни с три. Постоянная мрачность твоя сокрушает всех тебе преданных. Твое путешествие в Индию 210), твой гроб вдали от родины, ясно изображают мне тягостное состояние твоей души. Я вижу, что теперешняя служба, связи, любовь начальника на минуту только отдаляют от тебя грусть, сопутницу неразлучную. - Никак не полагал я, чтоб ты так упрямо привязан был к образу мнений, который сам по себе неприличен человеку в составе Общества живущего. - Я буду говорить тебе резко, ибо между нами мысли каждого обнаженными выражаются. - Ты размышляешь о своих поступках и поэтому известны тебе обязанности, связывающие каждого1) с Обществом и родиной. Вникни более в предмет сей, составляющий главнейшее занятие существа разумом одаренного. Убедись в том, что каждый обязан всем Обществу, а благо2) сего последнего от пожерствований каждого зависит. Далее, заметь, что ежели сии непременные связи расторгнутся, то единство исчезнет и политический состав Общества неминуемо2) обрушится. Из сего ясно видно, что человек желающий быть добродетельным, непременно должен поставить себе целию принести обществу самую величайшую пользу, какую только он может: без того все поступки его3) суть противны справедливости и спокойствие совести не будет его наградой. Добродетельный человек в полной силе должен знать важность обязанностей на него при вступлении в свет, налагаемых; он должен быть несомненен в том, что4) имущество, способности и самая5) жизнь его не столько ему-самому, сколько непосредственно принадлежат Обществу; и посему он неволен никаким образом6) отказаться от оных, или пожертвовать ими иначе как для умножения блага своего Отечества. Вот любезнейший друг, те истинны непременные, кои тебе не менее, как и всякому члену Артели известны; но для чего же ты не намерен действовать согласно с ними? Для того, что в 18 лет ты составил себе некоторый7) образ мнения, и дал честное слово, свойственное пылкой молодости и благородному духу отдаленных 7) рыцарских времен, которое заставляет тебя итти противу тех общих великих истинн, в кои я уверен, ты также убежден как и я. Но8) сие опревдание довольно ли9) достаточно, чтоб сделать тебя преступником против выше означенных мною правил истинно добродетельного человека? я говорю нет. Разум человеческий не иначе, как10) опытностию и познаниями усовершенствуется. В 18 лет я не имел веры, я был космополит, строгость нравов считал вялостию; честь одна путеводила мною: может статься, что согласно с сими правилами я дал обещание всегда вести себя таким образом. Со временем благосклонные обстоятельства, опытность, познания давшие более зрелости рассудку показали мне суетность, недостоинство, гибель прежнего образа мыслей, и я совершенно переменился в оном. Постыдно ли это? Нимало. Я узнал лучшее, и худшее оставил. Но ежели б после всего этого я вспомнил, что обещался вести себя согласно прежним правилам и старался ли11) выдержать оное12) то, чтобы сие было, истинная ли13) добродетель, или только упрямство ? Не сердись на меня, почтенный друг: от истинной преданности говорю это13) тебе. Прошу тебя, обдумай мои слова; вспомни еще, что провидение не постижно для смертного, и направление воли его неизъяснимо; вспомни еще, что за сей бренной жизнию есть — вечность — бессмертие - в котором судятся дела каждого, и что человеческие13) дела тем более добры, чем влияние их на большем размере совершилось. Согласуй все сие, обдумай, размысли и убедись, что отчаяние твое несправедливо и что для истинно доброго сердца твоего предлежат чистейшие удовольствия, дружбы, любви к Отечеству и щастие семейственной жизни, коими всегда ты можешь насладиться. - Бурцов. Приписка на полях: Прочти письмо мое к Боборыкину, оно даст тебе понятие о наших занятиях. Книга № 5, лл. 94-95. // С 114 Примечания:1) Написано над зачеркнутым: "тебя". 2) Написано над строкой. 3) Далее зачеркнуто несколько букв ("ни"?). 4) Далее зачеркнуто: "состоят". 5) Написано над строкой. 6) Далее зачеркнуто: "мнить себя". 7) Написано над строкой. 8) Далее зачеркнуто: "естьли". 9) Написано над строкой. 10) Далее зачеркнуто: "с". 11) Далее зачеркнуто: "испо". 12) “и старался ли выдержать оное" написано над строкой. 13) Написано над строкой.
209) Шарур — персидский город на пути следования посольства А.П.Ермолова в Иран в 1817 г. (близ Нахичевани).
210) Мысль о путешествии в Индию возникла у Н.Н. Муравьева после встречи посольства А.П.Ермолова с двумя англичанами — служащими Бомбейской индийской компании инженер-полковником Джонсоном и капитаном Солтером. "Он (Солтер. — И. К.) также рассказывал мне много про Индию и возродил во мне старое желание туда ехать. Я получил от них пять писем... к тамошним начальникам... Не знаю, удастся ли мне сие путешествие; по крайней мере не за охотой дело станет; а может быть, приехавши в Султанию, посол и отпустит меня" ("Русский архив", 1886, № 4, стр. 495).
Печатается по кн.: Из эпистолярного наследия декабристов. Письма к Н.Н. Муравьеву-Карскому. Том I. Москва 1975. Под редакцией академика М.В. Нечкиной. Текст писем к печати подготовили научные сотрудники Отдела письменных источников Государственного исторического музея И.С. Калантырская, Т.П. Мазур, Е.И. Самгина, Е.Н. Советова. Вступительная статья и комментарии И.С. Калантырской Перевод писем с иностранных языков Е.Н. Советовой. В настоящей сетевой публикации использована электронная версия книги с сайта http://www.dekabristy.ru/ Гипертекстовая разметка и иллюстрации исполнены в соответствии со стандартами ХРОНОСа. Здесь читайте:Муравьев-Карский Николай Николаевич (1794 - 1866),организатор преддекабристской организации «Священная артель». Бурцов Иван Григорьевич (1794-1829), декабрист, ген.-майор, Участник Отечеств. войны. Муравьев Александр Николаевич (1792-1863), участник войны, декабрист. Муравьев Михаил Николаевич (1796 - 1866), тот Муравьев, "который вешает". Колошин Петр Иванович (1794-1848). Член организации «Священная артель». Колошин Павел Иванович (1798/9-1854).Брат Петра Ивановича. Декабристы (биографический справочник). Участники наполеоновских войн (биографический справочник). Союз благоденствия (справочная статья и "законоположение союза"). Движение декабристов (список литературы). Источник и литература:Конституция Никиты Муравьева (документ). Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. Русские мемуары. Избранные страницы. 1826-1856 гг. М., 1990. "Русская Правда" П. И. Пестеля. Нечкина М.В. Декабристы. Нечкина М.В. Декабристы. Гл. Конституция Н. Муравьева. Румянцев В.Б. И вышли на площадь... (Взгляд из XXI века).
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|