Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы

ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 Автор

ПОЧЕМУ МЫСЛЬ ПРИВОДИТ СЛОВА В ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО?

XPOHOC
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

Слово по существу своему не есть мысль. Ибо по существу оно состоит из законченных смыслов и значений и поэтому всегда готово к употреблению. Не может быть так, чтобы ты обратился к слову, а оно еще не было готово к употреблению, т.е. в нем еще не осели смыслы и значения, и нужно немного подождать, пока они осядут. Вот эта тотальная готовность слова к употреблению и исключает мысль. Ни одна мысль не имеет права пользоваться готовыми словами. Мыслить – значит приводить слова к неготовности что-либо значить, приводить слова в негодность, замешательство. На невозможности слова быть полусловом и строится мысль. Мысль есть воздержание от использования готовых слов, создание вербальных пауз, смещение границ смыслов. Всякая мысль одной своей частью коренится в слове, другой – в дословном. Изобретение смысла и есть мысль. Власть нуждается не в мыслях, а в словах. Представительствовать от имени знания перед лицом власти – значит иметь в распоряжении специализированные смыслы слов, готовых к употреблению. Интеллектуал как персонифицированный носитель порядка знания уже одним тем фактом, что он есть, претендует на власть. В каких дозах и формах эта власть будет распределена между капиталом, государством, знанием и идеологией не имеет особого значения.

2. Слово перестает быть словом, если оно становится чьим-то словом. Сказать своё слово – значит установить себя в дословном. Можно много говорить и не сказать своего слова. А можно молчать. Молчание говорит без слов и эта бессловесность весомее слова. Вот к этой дословности и должна быть обращена мистическая сторона власти. Говорить - не значит видеть. А молчать - не значит быть слепым. В мире случаются вещи, которые могут отнять у тебя дар речи. Привести к немоте. Похитить тебя у самого себя. Такова, например, наглость непристойного и чрезмерность восхитительного. И то и другое являют чистую событийность. Но приводит ли эта событийность к мысли? На этот вопрос необходимо ответить положительно, сделав лишь одну оговорку, а именно: она приводит к чистой мысли. А мысль чиста, если она лишена смысла. События говорят. Смыслы молчат. События обладают видимостью. Смыслы укутаны непрозрачностью дословного. Есть смыслы, существование которых обеспечивается отказом от понимания их событийности. Равно как существуют события, участие которых обеспечивается отказом от их именования, от понимания их смысла. Само по себе событие лишает человека права на молчание. Молчание возможно, если не все вещи названы своими именами. Не всё обнажено. События же работают по принципу обнажения. Чистой видимости. Событиям противостоят смыслы, которые всегда что-то скрывают и хранят. Нуждаясь в тишине молчания, они отказываются называть вещи своими именами. И этим отказом создают мистериальный порядок быта. Каждый выбирает говорить ему или молчать. Видеть или замечать увиденное. Встраиваться в событийный порядок мира или следовать мистериальному порядку первобыта. Предаваться немоте смысла.

Современный мир обессмыслил смыслы обитаемого мира и заполнил свои смысловые пустоты событиями разумного мира. Событие – это трансгрессированный смысл, т.е. смысл, вышедший за границы смысла. И тем самым потерявший реальный смысл. Теперь важно не то, что случается, что производится силами реального, а то, о чем говорят, сообщают, пишут, показывают. Информация о событии сама становится событием. Если события первого порядка случайны, то события второго порядка неслучайны.

Средства массовой информации стали способом производства реальности. Они переводят реальное в режим представления, репрезентации. Представление перестает сопоставляться с реальностью и само становится реальностью. Виртуальной. Представлению противостоит не реальность, а другое представление. У каждого представления есть свой субъект, свои режиссеры и актеры. Объективированный смысл представления не случаен. Представление можно забыть. Реальное забыть нельзя. Оно дает о себе знать через немоту дословного, нерепрезентативного. Всякая повседневность пузырится смыслами, а не событиями. Чтобы получить виртуальную реальность, нужно раздуть смысл, превратить его в событие. Заставить его выйти за свои пределы, совершить трансгрессию. СМИ выхватывают смысловые пузыри обитаемого мира, раздувают их до события и подают как чистую репрезентацию. Как объективированное представление, как спектакль. Масс-медиа превращают смысл в событие, а событие – в представление события. В сообщение. Этими превращенными формами существует субъект. А именно: идеология, капитал, власть, знание. СМИ не нейтральны. Они прикрывают, делают невидимым субъекта производства реальности. Ни один смысл не нуждается в информации. Всякий смысл эзотеричен. Полнота смысла дана вещам, о которых нет никакой информации. Всякое событие нуждается в информации. По нехватке информации можно судить о приближении события. Чем больше поглощают информацию, тем яснее ощущают ее нехватку. Информация стала наркотиком для интеллектуалов, которые перестав реконструировать события, стали их комментировать. Интеллектуалы масс-медия более опасны, чем наркоманы. Ибо они производят события.

Интеллектуалы производят события как сенсации, как то, что бросается в глаза. Как непристойность. Философы изобретают смыслы в тихой повседневности быта. Поэтому им нет места пространстве СМИ. Все можно сделать событием, но не все может стать смыслом. В мире прерванных сообщений между событиями и смыслами, в мире представлений желательно иметь много актантов, полагая, что они живут в лучшем из возможных миров. Либо так, как есть, либо хуже. Но все эти субъекты должны быть отлучены от власти, истоком которой является немая речь дословного. Власть находится не в мире представлений, а в мире воли. Представлений может быть много, а воля одна.

Перепечатывается с сайта

http://fedorgirenok.narod.ru 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2003 г.

редактор Вячеслав Румянцев 03.04.2003