Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы
Гиренок Федор Иванович |
|
УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ |
|
XPOHOCНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
1. Живое знаниеВместе с новой технологической волной на нас накатывает волна подозрений и нелюбви к науке. Заслу- жила ли она это отношение? Стандартный набор претензий, предъявляемых науке, сформулирован А. Бергсоном, М. Хайдеггером и Л. Шестовым. С манифестацией нового идеала рациональности выступили В. Вернадский и И. Пригожин. Беда науки, как оказалось, состоит в том, что она работает на уровне воспроизводимых связей мира, т.е. в момент, когда он повторил самого себя. Наука ничего не может сказать о том, что было до повтора, что не воспроизвелось в пространстве и времени. До "повтора", до определения мира законами было "про-из-ведение" (М.Хайдеггер), была конкретность, т.е. все то, что лежит за корой воспроизводства обратимых связей. Но ученые могут формулировать законы относительно того мира, в котором мы живем. И это их достоинство и обязанность. Наука претерпела гораздо меньше изменений, чем это обычно ей приписывается. Гораздо сложнее оказа- лось отделить науку от магии, чем Ньютона от Эйнштейна. Символ науки так долго "чистили", что его сиянием воспользовалось и то, что наукой не является. Всякое знание стремилось попасть в разряд науки (об этом много писал в свое время Г.П.Щедровицкий). Но, пожалуй, самое главное в осознании современной науки состоит в том, что она является отнюдь не центром нашей жизни. Она давно уже перестала быть делом личности и стала источником существования массового человека. Конечно, личность ничуть не лучше массового человека. Но и наука должна знать свое место в ряду таких же, как она, массовых профессий. Оправданы ли упреки, брошенные науке "пастухами бытия" ХХ века? Философский "сыр-бор" загорелся, по словам Шестова, из-за ерундовой, в общем-то, вещи. Была когда-то "гора всем горам мати" и был первочеловек, который никак не мог подняться на эту гору. Так бы он и оставался жить со зверьми в долине, если бы не разум. Разум привел человека на высокую гору и сказал: видишь, как богат мир, и это все я отдаю тебе, если ты мне поклонишься. Человек поклонился и получил обещанное. "С тех пор, - рассказывает Шестов, - величайшей обязанностью человека считается обязанность поклоняться разуму. Разум решает чему быть и чему не быть. Решает он по собственным законам, совершенно не считаясь с тем, что он именует "человеческим, слишком человеческим"1. Льва Шестова интересовала моральная сторона дела. Он не хотел поклоняться науке ни за какие богатства. Суть дела состоит не в кумирах и их творении, а в обмане. Наука нас обманула. Она обещала богатства, а подсунула проблемы. Чему же верить, кому теперь поклоняться? "Живому знанию". Оно нас не обманет. Что же такое "живое знание"? И можно ли им заменить науку? Наука - это дискурс, т.е. шаги рассчитыва- ющего сознания. Во всяком мире найдется такая сторона, которую мы сможем увидеть и удержать аналити- чески, если будем использовать средства расчетливого сознания науки. Но в мире пребудет и такая его сторона, которую мы уже знаем, т.е. знаем не потому, что удержали знание в поле самосознания, а потому, что живем. Живем и, как говорил М.Мамардашвили, знаем, что такое жизнь. Вот это знание и называется живым. Оно принципиально отличается от научного знания, от его всевозможных "целостных" и "синтетических" проекций. В русской культуре это отличие удерживалось интуицией бытийности истины, в поле которой немыслима возможность тезиса о том, что истина выше человека. Истина не может быть выше его или ниже, слева или справа. Она не относится ни к демократическим плоскатикам, ни к тоталитарным. Бытие накладывает на это возвышение запрет. Истина не выше бытия, а поставлена в ряд бытия, как становится в ряды христиан каждый крещеный человек. Познать - это значит осознать свое бытие в Истине. Европейская традиция заставляла бежать к истине по дорожке ума. И это, как говорил В.Эрн, хорошо. Но в русской традиции к Истине добираются и по тропинке воли, ее напряжением. И на вершинах познания находятся не ученые и философы, а святые2. Онтологическая размерность истины и человека передается рапсодом, распевающим стихи "Голубиной книги":
Вот этот оборот - Правда пошла к Богу, а Кривда осталась между нами - делаем ощутимым различие между ученым и святым. Для ученого мир делится на сущность и явления, на явления и вещи в себе, т.е. мир ограничен горизонтом описания мира. Вещи в себе напоминают, что ты конечен (смертен) и никогда не пройдешь пути бесконечного. "Тот, кто стоит, всегда ограничен какими-нибудь горизонтами" (2 а, с. 21). Тот, кто восходит к Истине, движется к ней поверх постулатов Кантовской философии, над горизонтами познания. Но это подвиг святого, а не гносеологическая истина позитивиста. Не "вещь", а "личность" - та категория русской культуры, в которой сходится и завязывается узловая мера мер, его связность, понятая не в традиции новоевропейского рационализма, а в смысле русского космизма. Неприятие науки имеет своей причиной факт релятивизации ее духовных оснований. Множественность концепций и истин, плохо согласуемых между собой, заставляет искать абсолютное на стороне религии. Наука теряет некогда завоеванные ею позиции в общественном сознании. Религия возвращает утерянные ею духовные территории. Мудрость непосредственного знания очаровывает многих экологически обеспокоенных людей. Но непосредственное знание, подчиняющееся принципу "не думали, а уже знаем", является источником как мудрости, так и глупости. Зерна живого знания встречаются в раковине религии, в детском лепете, у примитивов. Иногда эти зерна превращаются в жемчуг мыслей. Но внутри этих мыслей нельзя построить расчеты даже самого захудалого моста через какую-нибудь реку, не говоря уже о системе доказательств существования внешнего мира. Живое знание недейственно. Научные идеи - это тот уровень овладения миром, на котором теряется различение между словами "быть" и "существовать". Техника - плод онтологической неразличенности бытия и существования. Но пустоту бытия не заполнить полнотой сущего. Вот эта неразличенность и обусловленная ею незаполненность сущего вовлекают нас в экологическое ничто. Закидывание в ничто техники напоминает по своей бессмысленности идею бесконечного улучшения мирового рекорда. Воля к прогрессу вела цивилизацию в сад бытия, а привела ее к пустыне существования, к ничто, которое заговорило на языке экологии. До тех пор пока крестьяне, занимая традиционные ячейки общества, были его центром тяжести (его магнитом), общество было "неваляшкой" и экологических проблем у него не было. Выветривание крестьянской почвенности формирует идеологию переселенца, для которого земля, обычаи, нравы всегда чужие. Экология - апофеоз беспочвенности цивилизации тех людей, которыми все должно быть создано как бы из ничего и с самого начала. Осознание этого факта возвращает нас к идеологии Нового средневековья, к необходимости наращивать мышцы жизни в умном молчании мира. Для того, чтобы выслушать другую сторону, нужно дать ей слово. Символическое слово русской культуры говорилось "Голубиной книгой", духовными стихами, "исходящими из глубокой славяно-русской древности"4. 1 Шестов Л. На весах Иова: странствия по душам. Париж, 1929. С. 34. 2 Эрн В. Сковорода. М., 1912. С. 20. 3 Бессонов П. Калики перехожие. М., 1861. Вып.1-3. С. 273-274. ОглавлениеПерепечатывается с сайта |
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003 |