ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 

Интервью

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА
Федор ГИРЕНОК:

«КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПРЕДМЕТОВ НЕ ИМЕЕТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОСОБЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ!»

 

- Федор Иванович, насколько я знаю, вы единственный философ, чью книгу можно встретить даже в газетном киоске на Ленинградском вокзале?

А что здесь странного? Должны же нормальные люди хоть иногда видеть плоды работы ученых вживую, а не только по телевизору. Кроме того, она, возможно ждет там как раз того, кто ее ищет.

 

- Кого же на вокзале может интересовать философия?

Да, кого угодно. Философствование, то-есть размышление - это прежде всего не отвлеченная наука, а человеческая способность, если хотите, неотъемлемое качество человека. Только каждый, сначала, должен узнать, что он философ. И потом мое детство прошло именно на маленьком железнодорожном разъезде в Алтайском крае, где не останавливались даже скорые поезда. В значительной степени философом меня сделал образ жизни: минимум общения, максимум созерцания.

 

- И сколько лет вы там прожили?

Около десяти. Там было еще несколько семей с маленькими детьми. А на такой населенный пункт тогда обязательно полагался учитель начальных классов. Так что первые три класса я окончил там же. А потом поехал учиться в райцентр, в интернат для детей железнодорожников.

 

- Что вы можете сказать о качестве вашего школьного образования? О ваших учителях?

- Ничего особенного.

 

- ???..

- Просто школа никогда не являлась для меня основным источником знаний, впрочем, как и университет. На первом месте всегда было самообразование. Я искал книги, которые меня интересовали, читал их, у меня возникали вопросы, и с этими вопросами я приходил к учителям. Мне кажется, что учителя, плохие или хорошие, - в первую очередь, помощники, консультанты. Ну, иногда, они меня еще что-то спрашивали по программе, но это ведь не имеет отношения к реальному образованию, хотя и полезно, не дает особенно расслабляться. В принципе, качество преподавания тех или иных предметов не имеет для образования особенного значения. Хорошие книги есть везде. Если не пользоваться ими, эрудированные преподаватели или широкий круг общения мало что дадут.

 

- И каких же философов вы читали в школе?

- Никаких. Я тогда больше читал художественную литературу, в основном, старую русскую классику. Толстой, Достоевский, Бунин, позднее Платонов… Хотя в 7-м классе было время, когда я вдруг увлекся Марксом. Это вполне естественно. «Капитал» был почти единственной серьезной книгой, которую можно было достать повсюду. Кроме того, он имел для окружающих взрослых некое священное значение. Читая его, я испытывал самую настоящую гордость от обладания не всем доступными «скрытыми» знаниями, чувствовал себя посвященным в какую-то тайну, У меня, конечно, была масса вопросов, с которыми я пришел к учителю истории. К счастью, он оказался довольно начитанным человеком и рекомендовал мне хорошую литературу по тем социально-экономическим проблемам, с решением которых затруднялся сам.

 

- А как окружающие относились к тому, что четырнадцатилетний подросток всерьез читает Маркса?

- Нормально. Его ведь тогда многие должны были читать. Конечно, не обязательно вникая в смысл. Взрослые, учителя, в основном, умилялись: молодец, хороший мальчик, светлая голова. Но у меня было такое ощущение, что про себя они думают, что я свихнулся?

 

- А ребята, одноклассники? Вы обсуждали с кем-нибудь из сверстников свои открытия?

- Им, по-моему, было все равно, что я читаю. Поэтому обсуждать было особенно не с кем. Я никогда не входил ни в какие интеллектуальные тусовки. Даже в университете у меня не было особенной потребности в тесном круге общения. Я, конечно, ходил вместе со всеми на лекции Ильенкова, Щедровицкого, Мамардашвили. Мы обменивались впечатлениями, но не более того. Наверное, с детства у меня выработалось стойкое неприятие бесконечного бессмысленного общения. Постоянное присутствие другого не дает сосредоточиться, мешает по-настоящему мыслить. Это отнюдь не мизантропия. Просто в наше время люди все чаще имеют дело не друг с другом, но с системой коммуникации, которая отнимает время, предлагая в обмен иллюзию общения.

 

- Но все-таки кто из мыслителей оказал на вас решающее влияние? Кого вы могли бы назвать своим учителем?

- Ну, во-первых, русские писатели, которых я уже называл. Особенно, Платонов. Его проза буквально пропитана философией, которую я определяю, как археоавангардную. Тот же дух можно найти у Велемира Хлебникова, Заболоцкого, Хармса. Из русских философов это прежде всего Розанов с его уникальным способом самовыражения. В какой-то степени, мне близок и Константин Леонтьев. Из университетских преподавателей самое большое впечатление произвел Мераб Мамардашвили. Но не содержанием своих лекций или текстов, а манерой их подачи, и еще больше тем, как он «подавал» себя. Это тот случай, когда философия яснее всего проявляется в образе жизни, в том, как человек ходит, говорит, как он формулирует свою мысль. Здесь не обязательно нужно подражать, но есть чему поучиться.

 

- Многие ученые-гуманитарии, особенно социологи, философы, сейчас задним числом высказывают недовольство, качеством того высшего образования, которое они получили в советское время. Да и среди студентов распространено мнение, что настоящей философии бессмысленно учиться в Москве. Нет настоящих квалифицированных преподавателей, трудно найти те или иные книги. Поэтому надо ехать в Беркли, в Сорбонну, в Гейдельберг. Что вы об этом думаете?

- Нужных книг достаточно, и они всегда были доступны. Просто, чтобы зайти за ними на четвертый этаж Ленинки, или в Иностранку, или в ИНИОН кому-то не хватало времени, кому-то научного любопытства, кому-то смелости. Хотя я не помню, чтобы в мое время кого-то пытались преследовать за чтение «запрещенной» литературы. Мне трудно понять тех, кто жалуется на отсутствие свободы, скажем, в 70-х. Возможно, политической свободы было немного, но это почти не влияло на свободу мышления, свободу самостоятельного исследования. В каком-то смысле, смена режима изменила лишь порядок выдачи нужных мне книг. Раньше они лежали в спецхране, сегодня - в открытом доступе. Было странно, когда многие мои коллеги в конце 80-х открыли для себя Бердяева или Соловьева, как новых авторов, когда их можно было прочесть на 10-15 лет раньше. Лучшие вещи Платонова или Пришвина, вообще, издавались свободно, на Тарковского можно было пойти в кино, по крайней мере в Москве, но тогда это мало кого интересовало. Как, кстати, и сейчас.

Что касается качества преподавания философии и других гуманитарных дисциплин, то оно состоит не в пересказе содержания научных текстов, а в умении обучить работе с текстом, как с объектом, умении настроить собеседника на философское восприятие окружающего мира. Ученый должен уметь читать, слышать, смотреть, чувствовать, наблюдать жизнь. Специально такому не учат нигде. На Западе с этими умениями дело обстоит, может быть, еще хуже, чем у нас. Там люди часто даже собственный текст не могут прокомментировать, находя себе оправдание в том, что они творцы, следующие за потоком сознания. Но причем же здесь наука?

 

- А как по-вашему стоит учить?

Обучение философии для меня - совместная работа студентов и преподавателя над книгой. А как можно совместно работать, когда даже на пятом курсе большинство студентов не умеют правильно читать и комментировать тексты, проникаясь сознанием автора. Вместо следования за ходом его мысли у них получается пересказ или критика. Поэтому большую часть времени я учу правильно читать, вернее, воспринимать текст. Выявлять в нем все, что составляет внутреннюю проблему, отмечать созданные автором связи и, разумеется, находить ошибки. Только делать это с точки зрения самого автора, как бы ловить его на слове, а не обвинять философов XIX века в незнании основ психоанализа. Читая и размышляя вслух, я пытаюсь продемонстрировать не столько единственно правильный, сколько возможный, научно корректный подход.

Сегодня, буквально на глазах, возникает еще одна проблема, связанная с чтением, почти неведомая моему поколению. Дело в том, что тексты для молодого читателя превращаются из предмета исследования в предмет веры. Я все чаще наблюдаю случаи, когда студенты отказываются даже знакомиться с той или иной работой, не соответствующей их философским или религиозным убеждениям. Подобная «принципиальность» вызвана не столько фанатизмом, сколько читательской беспомощностью, страхом оказаться в плену красиво и убедительно изложенных чужих воззрений. Чтение серьезной литературы, как всякое научное исследование, имеет свою технику безопасности. Если воспринимать текст как инструкцию по поведению, а не как систему смысловых и чувственных метафор, то его, действительно, можно только принимать или отвергать. Но это опять же не имеет ничего общего с научным подходом.

 

- Возможно, именно этим страхом вызвано и общее падение интереса к чтению у школьников?

- Возможно.

 

- Вы упоминали археоавангардное направление, в рамках которого вы мыслите свое философское творчество. Нельзя ли поподробней рассказать о нем. Чем оно отличается, скажем, от господствующих сегодня постмодернистских течений, также основанных на работе с текстом?

- Прежде всего, четко заявленной авторской позицией, как по поводу происходящего, так и по поводу самого процесса мышления. Я, как автор, стараюсь отвечать, за все сказанное и написанное мной.

 

- А постмодернисты?

- Там, если приглядеться, вообще, нет автора. Автор-творец, создающий некую принципиально новую теорию и рискующий предложить ее миру, - чужая фигура для современной философии. Сегодня философ целиком погружен в анализ и интерпретацию чужого текста. Поймите правильно, чужой текст не потому, что его кто-то другой написал. «Своего» текста для постмодерниста, в принципе, быть не может. Есть некое представление о действительности Аристотеля, Маркса, мое, неважно чье, - будем его разбирать по частям. Опять же, разбор опирается не на личный опыт (слишком ответственно), а на еще одно «представление о действительности». Постмодернизм ведь, в определенном смысле, очень трусливая философия. Никогда не скажет: я верю, что это так, - но всегда: я так вижу.

 

- Но ведь традиционно принято считать, что это левая радикальная философия.

- В известной степени, это так и есть. Когда-то породившая его трансцедентальная философия прославилась тем, что поставила под сомнение все виды чувственного восприятия действительности. Таким образом, вопрос: «кто обладает истиной, заинтересованный участник жизненного процесса или его сторонний наблюдатель?», - был разрешен в пользу наблюдателя, который якобы имеет точку опоры в самом себе и оттолкнувшись от нее сможет понять действительность. Европейская классическая философия XIX века честно пыталась это сделать. Человека учили классифицировать свои ощущения и таким образом оценивать весь окружающий мир. Так получались настоящие левые, почти нигилисты. Но при такой оценке неизбежно возникала проблема столкновения интересов философа и власть имущих.

И вот в XX веке некоторые ловкачи открыли, что мир можно вообще не оценивать. Раз истина тождественна некоему абсолютному представлению о ней - переживать нечего, ее можно толковать, как угодно. Философия занялась бесконечным анализом текстов, покинув действительность и превратившись в филологию. Конкретные утверждения о мире, а, тем более, философски обоснованные моральные нормы стали считаться дурным тоном. Зато конфликт философии и власти полностью снимается. Сократа, Сенеку или Джордано Бруно можно было казнить за убеждения. Барта, Фуко или Делеза казнить не за что, они ни в чем не убеждены, никого не наставляют, сидят и тексты критически комментируют. Такие вот «шикарные левые».

 

- Но, вероятно, есть и другой путь?

- Для этого нужно вернуться к той самой классической развилке, о которой мы говорили, и принять утверждение, что истиной о мире можно овладеть, только непосредственно участвуя в жизненном процессе. Тогда философия строится не от представления. но от опыта. А опыт всегда личный, он подразумевает ответственность при передаче знаний. Философ отвечает за все, что он делает. Он анализирует не просто «временные категории», но конкретные времена, допустим, будущее, и делает это, исходя из прошлого (из опыта). Вот у Платонова будущее всегда говорит языком прошлого. Это, на мой взгляд, и есть археоавангард.

 

- Давайте вернемся к школе. До сих пор мы говорили о слабых сторонах российской системы образования. В чем вы видите ее главные достоинства?

Сильной стороной российской и советской школы всегда была ее систематичность. Тот самый формализм в методическом подходе, необходимость изучить определенный набор предметов, от которого нельзя отступать. Эти внешние ограничения не только дисциплинируют мышление, они, как это не парадоксально освобождают его от профессионального кретинизма.

 

- Значит предметы по выбору…

- …Могут только дополнять стандартный набор, но не должны покушаться на него. Попытки приблизить химию к жизни, изучая вместо таблицы Менделеева правила пользования стиральным порошком и таким образом отвечая на нужды времени, с философской точки зрения просто смешны. Время так часто меняет свои требования, что системе образования никогда не угнаться за ним в поисках идеального совмещения. Зато она легко может утратить ту избыточность обязательных знаний, которая позволяет ей быть независимой от капризов моды. На Западе, особенно в Америке, пошли на поводу у учащихся и позволили взломать образовательный стандарт, заменив его системой бесконечных модулей по выбору. Но человеческое сознание нельзя сложить только из нужных ему кубиков. Человек и взрослый-то плохо сознает какая пища необходима для развития его личности. Поэтому выбор предметов в школе не расширяет, а сужает образовательное поле. Средняя школа, как и высшая, не дает профессиональных навыков, она воспитывает привычку к усвоению информации. Другое дело, что этой привычки лишены некоторые учителя. Многим из них просто нечего передавать. Но это не повод соединять физику с литературой или пытаться изучать одно за счет другого. Российская школа имеет неплохой стандартный набор дисциплин. Его не стоит менять.

 

- Как же быть с новыми учебными дисциплинами? С той же философией в школе?

- Большинство этих предметов необходимо оставить на уровне хорошего факультатива. Философия в школе, если уж ее решено преподавать, несмотря на возможную отмену кандидатского минимума, должна непосредственно касаться человека и человеческих проблем. Это не значит, что урок должен превратиться в психотерапевтическое шоу. Но лекцией по истории древних и средневековых теорий познания его тоже делать нельзя. И Платон, и Кант имеют влияние тогда, когда их рекомендации могут быть приложены к человеческим болезням в качестве рецептов. Здесь важно не иллюстрировать те или иные положения философа отвлеченными примерами из жизни неких посторонних «возможных людей», а дать философское определение того или иного личностного кризиса, который сейчас переживает конкретный учащийся. Для этого нужно обладать не только чистым знанием, но и житейским опытом, и педагогическим мастерством. Но преподавание философии за счет основных предметов недопустимо. Это подорвет образование.

 

- Если об этом зашел разговор, то как вы представляете себе философию образования?

- В самых общих чертах, структура образовательного процесса сводится к двум составляющим: заранее определенное избыточное образование, которое задает поле для развития сознания, и внутреннее просвещение или самообразование, которое поощряет это сознание к росту. Искать между ними какую-то искусственную гармонию, заставлять одно «работать» на другое нет нужды. По большому счету, каждое человеческое «Я» просвещает только себя и то настолько, насколько чувствует необходимым.

 

- А как же преемственность поколений?

- Преемственность обеспечивает сама система образования, которая меняется очень медленно, так что следующие друг за другом поколения как бы омывают ее. Таким образом, между ними возникает связь.

 

- Не способствует ли такой консерватизм системы отрыву учащихся от жизни? Когда школа отрывает ребенка от корней и помещает в безвоздушное пространство?

- Тут надо правильно расставлять акценты. Отрывает человека от жизни не школа, а вся современная культура, где сознание преобладает над жизнью. Школа в этом отношении еще довольно архаична, там сохранились какие-то бессмысленные ритуалы, неопровержимые рационально правила (те же оценки или сменная обувь). Что же касается замкнутого пространства, то его выделение, в принципе, необходимо. Если мы хотим, чтобы какой-то процесс (образование) длился, протекал во времени, необходимо ограничить рамки пространства.

Возможно, конечно, стихийное, «естественное» образование человека, когда он растет, как трава в поле. Но оно совсем не так безопасно, как может показаться некоторым энтузиастам. В свое время традиционные общества обладали очень надежными средствами культурной и религиозной защиты от окружающей природной среды. Они, может быть, выглядели «дикарями», но определяли себя, как «люди». Сейчас человек культурно беззащитен перед лицом природы. Если он к ней выйдет «голым», в желании «полностью слиться», то даже Маугли не получится. Природа просто его «съест», как личность.

Конечно, школа не должна быть тотальной структурой, контролирующей все, чем живет личность. Но в наших условиях ей этого и не удается. На Западе уже всерьез думают о том, чтобы создавать внутри жестко структурированного образования специальные «щели», «зоны хаоса», где контроль отсутствует, и дети могут «отрываться», как угодно. На мой взгляд «запланированный хаос» это еще похлеще, чем тотальный контроль. Кроме того, в этих зонах отключается сознание, а значит никакой свободы дети на получают.

 

- Почему же свобода невозможна в условиях хаоса?

- Свобода - это состояние, в котором человек предоставлен самому себе. С одной стороны, на его сознание не должен давить накопленный обществом за многие столетия культурный слой (причем, массовая это культура или элитарная не так уж важно). С другой, это сознание должно быть в состоянии относительного покоя, а не убегать куда-то вовне или беспорядочно метаться внутри отведенной ему «зоны вне контроля». В первом случае человек подавляется, во втором, вообще, исчезает, как личность, так что непонятно, кто тут, собственно, освобождается?

А наша полупатриархальная образовательная среда все-таки еще не освоила самые страшные виды насилия над личностью. Скажем ей за это: спасибо.

Артем ЕРМАКОВ

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение"

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.

редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002