> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА >
ссылка на XPOHOC

Антонио Грамши

--

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Антонио Грамши

Проблемы культуры. Фетишизм

Из  "Тюремных тетрадей"

Грамши Антонио

Как можно определить явление фетишизма? Коллективный организм состоит из отдельных индивидов, которые образуют данный организм, поскольку они создали и активно соблюдают определенный иерархический порядок и подчиняются определенному руководству. Если каждый индивид рассматривает коллективный организм как нечто ему чуждое, то совершенно очевидно, что этот организм фактически более не существует, а становится неким призрачным порождением интеллекта, неким фетишем. Нужно подумать, не унаследован ли этот широко распространенный образ мышления от католической трансцендентальности и от старых патерналистских режимов; этот образ мышления присущ целому ряду организмов, от государства до нации, политических партий и т. д. Совершенно естественно, что его происхождение связано с церковью, поскольку, по крайней мере в Италии, многовековые усилия Ватикана, направленные на уничтожение всяких следов внутренней демократии и вмешательства верующих в религиозную деятельность, увенчались полным успехом и обусловили все то, что стало второй натурой верующего, хотя отсюда и возникла как раз та особая форма католицизма, которая свойственна итальянскому народу. Удивительно и в то же время знаменательно, что такого рода фетишизм проявляется и по отношению к «добровольным» организмам не «административного» или государственного типа, какими являются партии и профсоюзы. Отношения между отдельным индивидом и организмом стали мыслиться как некое противоречие, индивид начал смотреть на организм с позиций чисто внешней критики (если он не стоит на позициях некритического восторженного преклонения). В любом случае речь идет о фетишистском отношении. Индивид полагает, что организм сам все сделает, даже если лично он бездействует, и не задумывается над тем, что, поскольку такое поведение весьма распространено, организм неизбежно оказывается бездейственным.

Кроме того, следует признать, что поскольку широко распространено механистическое и детерминистское представление об истории (представление, соответствующее житейскому смыслу и связанное с пассивностью широких народных масс), каждый индивид, видя, что, несмотря на его бездействие, все-таки что-то происходит, склонен думать, что над отдельными индивидами существует нечто фантасмагорическое, существует абстракция коллективного организма, своего рода независимое божество, которое не думает конкретной головой, но все-таки думает, не передвигается с помощью человеческих ног, но все же передвигается п т. д.

Может показаться, что некоторые идеологические концепции (как, например, концепция актуального идеализма (Уго Спирито), отождествляющая индивид и государство) должны были бы перевоспитать сознание индивидов, однако не заметно, чтобы это действительно происходило, поскольку это отождествление носит чисто словесный, декларативный характер. То же самое можно сказать и о любых формах так называемого «органического централизма», основывающегося на предположении (которое верно лишь в исключительные моменты накала народных страстей), что отношение между правителями и управляемыми определяется тем фактом, что правители действуют в интересах управляемых и в то же время «должны» иметь на то их согласие, то есть должно произойти отождествление индивида с целым, а целое (каким бы организмом оно ни являлось) должно быть представлено руководителями. Можно полагать, что для католической церкви подобная концепция не только полезна, но и необходима: любая форма вмешательства снизу вызвала бы распад церкви (это видно на примере протестантских церквей); однако для других организмов вопросом жизни или смерти является не пассивное и косвенное согласие управляемых, а согласие активное, прямое и, следовательно, непосредственное участие отдельных индивидов в управлении, даже если это создает видимость разложения и смуты. Коллективное сознание, то есть живой организм, образуется лишь после того, как от множественности мнений придут к единству в результате споров, столкновений отдельных индивидов; нельзя также сказать, что там, где царит «молчание», нет подобной множественности. Оркестр, в котором во время репетиций каждый инструмент исполняет свою партию, производит впечатление ужасной какофонии; и все-таки такие репетиции являются необходимым условием для того, чтобы оркестр жил как единый «инструмент».

Грамши А. Избранные произведения в 3-х томах.


Здесь читайте:

Антонио Грамши (биографические материалы).

В. С. Гринько. Антонио Грамши - философия катарсиса.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС