Антонио Грамши |
|
-- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Антонио ГрамшиКритерии литературной критикиИз "Тюремных тетрадей"
Может ли мысль о том, что искусство есть искусство, а не «преднамеренная» и предписанная политическая пропаганда, сама по себе служить препятствием образованию определенных культурных течений, которые являлись бы отражением своей эпохи и способствовали бы усилению определенных политических течений? Думается, что нет. Напротив, такая мысль приводит к более радикальной постановке проблемы, делает критику более активной и действенной. Принцип, что в произведении искусства надлежит выявить лишь его художественные качества, вовсе не исключает выявления того, какими чувствами, каким отношением к жизни пронизано произведение. То, что это положение признано современными эстетическими течениями, видно из трудов Де Санктиса и самого Кроче. Если что-то исключается, то это точка зрения, согласно которой произведение прекрасно только в силу его морального и политического содержания, а не благодаря форме, в которой отвлеченно взятое содержание нашло органическое воплощение. Необходимо также выявить, не оказалось ли произведение искусства неудачным потому, что автор был сбит с пути практическими соображениями внешнего порядка, то есть соображениями фальшивыми, неискренними. Таков, видимо, ключевой вопрос, возникающий в ходе полемики: некто «хотел» чисто искусственно воплотить определенное содержание в своем произведении и художественного произведения не создал. Несостоятельность произведения автора (ибо в других произведениях, действительно прочувствованных и пережитых им, он показал себя художником) свидетельствует о том, что данное содержание является для него материей чуждой и непокорной, что энтузиазм его ложен и «предписан извне, что в данном конкретном случае он является не художником, а слугою, который старается угодить хозяину. Мы имеем здесь дело с двоякого рода фактами. Один — эстетического характера, когда речь идет о чистом искусстве, другой — культурно-политического (то есть просто политического характера). Тот факт, что отрицается художественность произведения, может быть использован собственно политической критикой для доказательства того, что некто как художник не принадлежит к данному политическому миру и что, поскольку в его личности, в его сокровенной жизни преобладает художник, то данный мир не оказывает на него воздействия, не существует для него; поэтому некто — политический комедиант, он хочет, чтобы его принимали за другого, не за того, кем он является на самом деле, и т. д. и т.п. Итак, политический критик изобличает его не как художника, а как «политического оппортуниста». То, что политический деятель осуществляет нажим с целью заставить искусство своего времени быть носителем определенного типа культуры,— это политический акт, а отнюдь не художественная критика. Если тип культуры, за который идет борьба, является уже фактом реальным, необходимым, тогда его дальнейшее развитие будет неудержимым и оно породит своих художников. Если же, несмотря на нажим, такой процесс не произойдет, то это означает, что речь шла о фиктивном, фальшивом типе культуры, о корпений над бумагами людей посредственных, заурядных, которым обидно, что личности большего, нежели они, масштаба не согласны с ними. Сам способ, каким ставится вопрос, может служить признаком того, насколько устойчив подобный тип морали и культуры; и действительно, так называемый «каллиграфизм» есть не что иное, как защита мнимых художников, которые оппортунистически отстаивают некие принципы, но чувствуют свое бессилие придать им художественное выражение, то есть воплотить их в собственной деятельности, и поэтому бредят абстрактной формой, которая будто и является собственно содержанием, и т. д. и т.п. Формальный принцип, определяющий различие духовных категорий и их единство в обращении, при всем абстрактном его характере позволяет, однако, познать действительное положение вещей и подвергнуть критике произвольные решения и мнимую жизненность защищаемого теми, кто не хочет играть в открытую или является просто посредственной личностью, случайно оказавшейся на командном посту. Грамши А. Избранные произведения в 3-х томах. Здесь читайте:Антонио Грамши (биографические материалы). В. С. Гринько Антонио Грамши - философия катарсиса.
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|