|
О ДВОЕВЛАСТИИ
Коренной вопрос всякой революции есть вопрос о
власти в государстве. Без уяснения этого вопроса
не может быть и речи ни о каком сознательном
участии в революции, не говоря уже о руководстве
ею.
В высшей степени замечательное своеобразие
нашей революции состоит в том, что она создала
двоевластие. Этот факт надо уяснить себе прежде
всего; не поняв его, нельзя идти вперед. Старые
"формулы", напр., большевизма надо уметь
дополнить и исправить, ибо они, как оказалось,
были верны в общем, но конкретное осуществление
оказалось иное. О двоевластии никто раньше не
думал и думать не мог.
В чем состоит двоевластие? В том, что рядом с
Временным правительством, правительством
буржуазии, сложилось еще слабое, зачаточное, но
все-таки несомненно существующее на деле и
растущее другое правительство: Советы рабочих и
солдатских депутатов.
Каков классовый состав этого другого
правительства? Пролетариат и крестьянство
(одетое в солдатские мундиры). Каков политический
характер этого правительства? Это -
революционная диктатура, т. е. власть,
опирающаяся прямо на революционный захват, на
непосредственный почин народных масс снизу, не
на закон, изданный централизованной
государственной властью. Это - власть совсем не
того рода, какого бывает вообще власть в
парламентарной буржуазно-демократической
республике обычного до сих пор, господствующего
в передовых странах Европы и Америки, типа. Часто
забывают это обстоятельство, часто не
вдумываются в него, а в нем вся суть. Эта власть -
власть того же типа, какого была Парижская
Коммуна 1871 года. Основные признаки этого типа: 1)
источник власти - не закон, предварительно
обсужденный и проведенный парламентом, а прямой
почин народных масс снизу и на местах, прямой
"захват", употребляя ходячее выражение; 2)
замена полиции и армии, как отделенных от народа
и противопоставленных народу учреждений, прямым
вооружением всего народа; государственный
порядок при такой власти охраняют сами
вооруженные рабочие и крестьяне, сам вооруженный
народ; 3) чиновничество, бюрократия либо
заменяются опять-таки непосредственной властью
самого народа, либо по меньшей мере ставятся под
особый контроль, превращаются не только в
выборных, но и в сменяемых по первому требованию
народа, сводятся на положение простых
уполномоченных; из привилегированного слоя с
высокой, буржуазной, оплатой "местечек"
превращаются в рабочих особого "рода
оружия", оплачиваемых не выше обычной платы
хорошего рабочего.
В этом и только в этом суть Парижской Коммуны, как
особого типа государства. Эту суть забыли и
исказили гг. Плехановы (прямые шовинисты,
изменившие марксизму), Каутские (люди
"центра", т. е. колеблющиеся между шовинизмом
и марксизмом) и все вообще господствующие ныне
соц.-дем., соц.-рев. и т. под.
Отделываются фразами, отмалчиваются,
увертываются, поздравляют тысячу раз друг друга
с революцией, не хотят подумать о том, что такое
Советы рабочих и солдатских депутатов. Не хотят
видеть очевидной истины, что, поскольку эти
Советы существуют, поскольку они - власть,
постольку в России существует государство типа
Парижской Коммуны.
Я подчеркнул: "поскольку". Ибо это лишь
зачаточная власть. Она сама и прямым соглашением
с буржуазным Временным правительством и рядом
фактических уступок сдала и сдает позиции
буржуазии.
Почему? Потому ли, что Чхеидзе, Церетели, Стеклов
и К° делают "ошибку"? Пустяки. Так думать
может обыватель, но не марксист. Причина -
недостаточная сознательность и
организованность пролетариев и крестьян.
"Ошибка" названных вождей - в их
мелкобуржуазной позиции, в том, что они затемняют
сознание рабочих, а не проясняют его, внушают
мелкобуржуазные иллюзии, а не опровергают их,
укрепляют влияние буржуазии на массы, а не
высвобождают массы из-под этого влияния.
Отсюда должно уже быть ясно, почему так много
ошибок делают и наши товарищи, ставя
"просто" вопрос: надо ли тотчас свергнуть
Временное правительство?
Отвечаю: 1) его надо свергнуть - ибо оно
олигархическое, буржуазное, а не общенародное,
оно не может дать ни мира, ни хлеба, ни полной
свободы; 2) его нельзя сейчас свергнуть, ибо оно
держится прямым и косвенным, формальным и
фактическим соглашением с Советами рабочих
депутатов и главным Советом, Питерским, прежде
всего; 3) его вообще нельзя "свергнуть"
обычным способом, ибо оно опирается на
"поддержку" буржуазии вторым
правительством, Советом рабочих депутатов, а это
правительство есть единственно возможное
революционное правительство, прямо выражающее
сознание и волю большинства рабочих и крестьян.
Выше, лучше такого типа правительства, как Советы
рабочих, батрацких, крестьянских, солдатских
депутатов, человечество не выработало и мы до сих
пор не знаем.
Чтобы стать властью, сознательные рабочие должны
завоевать большинство на свою сторону: пока нет
насилия над массами, нет иного пути к власти. Мы
не бланкисты, не сторонники захвата власти
меньшинством. Мы - марксисты, сторонники
пролетарской классовой борьбы против
мелкобуржуазного угара, шовинизма-оборончества,
фразы, зависимости от буржуазии.
Создадим пролетарскую коммунистическую партию;
элементы ее лучшие сторонники большевизма уже
создали; сплотимся для пролетарской классовой
работы, и из пролетариев, из беднейших крестьян
на нашу сторону будет становиться все большее и
большее число. Ибо жизнь будет ежедневно
разбивать мелкобуржуазные иллюзии
"социал-демократов", Чхеидзе, Церетели,
Стекловых и пр., "соц.-революционеров",
мелких буржуа еще более "чистых", и пр. и пр.
Буржуазия за единовластие буржуазии.
Сознательные рабочие за единовластие Советов
раб., батр., кр. и солд. депутатов, - за
единовластие, подготовленное прояснением
пролетарского сознания, освобождением его от
влияния буржуазии, а не авантюрами.
Мелкая буржуазия, - "соц.-дем.", с.-р. и пр. и пр.,
- колеблется, мешая этому прояснению, этому
освобождению.
Вот фактическое, классовое, соотношение сил,
определяющее наши задачи.
"Правда" N_28, 9 апреля 1917 года.
Здесь читайте:
Ленин Владимир
Ильич (1870-1924)
|