Мартин Лютер |
|
1519-1521 |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
РАЗВИТИЕ РЕФОРМАТОРСКОГО ПОЗНАНИЯ ВЕРЫ ДО ВОРМСКОГО РЕЙХСТАГА(1519—1521)К ХРИСТИАНСКОМУ ДВОРЯНСТВУ НЕМЕЦКОЙ НАЦИИОпасения Лютера, связанные с тем, что на папском престоле восседает антихрист, а Храм Божий становится местом явного господства злого врага, всё более и более усиливались и перерастали в убежденность. Мог ли Лютер, мог ли любой [истинный] христианин в такой ситуации терпеливо сносить папство как справедливое человеческое устройство, мог ли он мириться с ним, даже как с установлением, порожденным гневом Божиим? В Риме разверзлась пропасть безбожия. В примечаниях к "Epitome" Приэриаса Лютер писал, что Рим представляется ему потерянным городом, в котором уже кишит толпа призраков — драконов, ночных привидений, вампиров, злых гениев — и который уже погружается в вечный хаос. Но если тайна зла открывается таким ужасным образом, если противники в Храме Божием выдают себя за Господа, то тогда День страшного суда, день конца времен, Второго пришествия Господа вот-вот грядет. Поэтому настало время, насколько это возможно, вступить в открытую борьбу с антихристом. Должны быть раскрыты его тайны, а против его владычества должна начать борьбу светская власть: император и империя, дворянство и князья. В начале июня 1520 г. Лютер сообщил Спалатину о своем намерении опубликовать листовку, адресованную немецкому дворянству и направленную против римской тирании (1), но вместо листовки получилась книга: "К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства" (4). Ранке (Леопольд фон Ранке (1795-1886) - знаменитый немецкий историк. Проблемы реформации рассматриваются им в классическом труде "Немецкая история в эпоху Реформации") сказал о ней: "Ее страницы насыщены содержанием всемирно-исторического значения; она подготовила и предсказала будущее развитие" (Deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation. Bd. 1, S. 316). Успех [книги] был беспримерным. 23 июня 1520 г. послал Лютер манускрипт [сочинения] со своим посвящением (3) своему коллеге Николаусу фон Амсдорфу146. Забота о вечною спасении, понимание того, что в тот момент нельзя было молчать (и это находило подтверждение в Библии), служебный долг доктора теологии, дававшего клятву [защищать христианское учение]— всё это втягивало Лютера в политику. В начале августа сочинение было издано, уже к 18 августа было продано 4000 экземпляров; книга шла нарасхват. Однако друзья были напуганы "ужасным, грубым" стилем сочинения; Штаупиц и Ланг отговаривали [автора], правда, с опозданием, от публикации. Лютер оправдывался в написанном по этому случаю письме к Венцеслаусу Линку (2). Разве [Апостол] Павел,— вопрошал он,— не употреблял слов, которые кусали [его противников]? И нужно ли соблюдать особую деликатность, когда речь идет о деле, в котором чувствуешь себя орудием Духа [Святого]? Особой популярностью сочинение Лютера пользовалось в среде рыцарства. Франц фон Зиккинген147, могущественный предводитель немецкого низшего дворянства, уже в середине марта при посредничестве Гуттена и Меланхтона дал знать Лютеру, что в любое время он предоставит в его распоряжение место для теологической работы в своем замке Эберенбург. Зиккинген и его соратник, рыцарь и поэт Гуттен148, предполагали, что борьба Лютера имеет большое значение для осуществления их собственных планов освобождения Германии от римского ига. Каким пламенным пером изобразил Гуттен, в личности которого сплавились воедино рыцарь и гуманист,— надменность и коварство, корыстолюбие и загнивание курии, с какой страстной, увлекающей людей силой призывал он, Бога ради, Германии ради, с помощью оружия освободиться от засилья Рима! В среде рыцарства возникло мощное движение: злоба обедневших рыцарских родов против пожирающей [их] добро Церкви, гнев немцев, вызванный порчей нравов у итальянцев, вера в силу свободного слова и в свободную науку — всё это соединялось с широким планом, направленным на то, чтобы посредством основательной реформы вновь возвеличить немецкую нацию и возродить эпоху расцвета рыцарства. Всё это получило мощный отклик в народе, который увидел во Франце фон Зиккингене, известном предводителе воинов-наемников, оплот справедливости, человека будущего (С этой оценкой трудно согласиться. Свои политические идеалы рыцарство связывало не с будущим развитием Германии, а с "золотым" феодальным прошлым. Несмотря на многочисленные обращения Гуттена к представителям разных сословий, идея возрождения средневековой германской империи и неограниченной власти дворянства не могла привлечь и не привлекла на сторону рыцарства ни бюргерство, ни крестьянство, ни плебс). Лютер в те дни не дал никакого ответа на доброжелательные, настойчивые приглашения имперского рыцарства. Он не дал ввести себя в заблуждение тем, что многие его предложения соприкасаются с планами имперской реформы, предложенной Гуттеном. Для него дело не сводилось только к тому, чтобы выступить в качестве судьи нравов и разворошить римское болото. Как всегда, он действовал в соответствиии со словом Божьим. Поэтому он нападал не столько на внешнюю, очевидную испорченность папства; его нападки были основательнее, ибо он связывал эту испорченность с отпадением от Бога. И призывал он не к самоосвобождению [от папского Рима] при помощи оружия. [Он считал], что власти, отказавшись от применения силы, в смиренном уповании на Бога, предоставив Ему всё, должны взяться за тяжкое дело не для осуществления своих собственных планов, а из чувства сострадания к бедствиям несчастного христианства. Но ради устранения этого великого бедствия помощь должна распространяться на [всё христианство] в целом; поэтому Лютер не удовлетворяется проектом реформ в отдельных областях, [где злоупотребления наиболее] предосудительны, а предлагает дворянству немецкой нации хорошо продуманный, умеренный и вполне выполнимый в его требованиях, но вместе с тем охватывающий весь спектр церковной жизни план. И если его осуществить, то будет коренным образом преобразована не только Церковь, но и вся жизнь немецкого народа. Отрывки из сочинения "К христианскому дворянству..." приводятся нами по изданию: WA, 6, S. 404 и сл. 1. Повод к написанию сочинения "К христианскому дворянству" и его цель. Письмо [Лютера] из Виттенберга к придворному проповеднику Георгу Спалатину от 7 июня 1520 г. Я считаю, что все они в Риме стали безумцами, исчадиями ада и [слугами] сатаны. Вы видите, что [единственное], чего можно ожидать от Рима, — это вливания в Церковь [нечистот] из преисподней. Воистину, эти чудовища одолевают меня посредством своей величайшей глупости... Тайны антихриста должны быть наконец вскрыты, потому что они сами настойчиво прокладывают себе дорогу и не хотят больше маскироваться. Я задумал опубликовать листовку, обращенную к [императору] Карлу и дворянству всей Германии против тирании и скверны римской курии. Вr. 2, 120, 6 и сл. 2. Оправдание "тональности" сочинения "К христианскому дворянству". Письмо [Лютера] из Виттенберга Венцеслаусу Линку149 в Нюрнберг от 19 августа 1520 г. Прежде всего, привет! Дорогой Отец, я не стремлюсь к тому, чтобы, благодаря моим книгам и листовкам, пожать славословие и почести. Чуть ли не каждый ругает мою "кусучую" манеру [изложения]; но я отношусь к этому так же, как и Вы; может быть, Бог именно таким образом хочет разоблачить ложь людскую. Я ведь вижу, что всё, что сегодня обсуждается тихо и спокойно, тотчас же предается забвению, и ни один человек всерьез не воспринимает этого. А Ревекка вынашивала близнецов, которые ничем не походили друг на друга и дрались еще в чреве (Речь идет о детях Исаака и Ревекки Исаве и Иакове (Быт 25)). Современники судят искаженно, будущее оценивает всё намного точнее. К тому же [Апостол] Павел называл своих противников то "псами" (Фил. 8, 2), то "обрезанными" (Тит. 1, 10), а также "пустословами и обманщиками" (Тит. 1, 10), "лукавыми делателями" (2 Кор. 11, 13), "служителями сатаны" (2 Кор. 11, 14-15) и бросил в лицо "стене подбеленной" [первосвященнику Анании] проклятие (Деян. 23, 3). А кто не знает, с какой чрезвычайной резкостью высказывались [ветхозаветные] пророки? Наконец, [такие резкие высказывания] давно уже стали повседневным явлением и поэтому не оказывают больше такого воздействия, [как раньше]. Досточтимый Отец викарий150 в письме, написанном из Эрфурта и полученном мною вчера, просил меня не публиковать книжечку об исправлении христианства. Я не знаю причин, побудивших его относиться к ней с предубеждением. Но письмо запоздало: книжечка уже издана. Попытайтесь успокоить его. Кто знает, не [Святой] ли Дух направлял меня, когда я — и это не подлежит сомнению — не почестей или денег, или даже не собственного удовлетворения ради так увлекся [написанием этой книжечки]! Я не взываю к отмщению, да простит меня Господь! Воистину, я не стремлюсь к тому, чтобы затеять мятеж, я требую созвать всеобщий [Церковный] Собор и предоставить мне свободу. Живи благополучно в Господе! В воскресенье после Вознесения 1520 г. Твой брат Мартин Лютер. Вr. 2, 168, 2 и сл. 3. Время говорить настало Досточтимому господину Николаусу фон Амсдорфу, лиценциату Священного Писания и канонику в Виттенберге, моему самому близкому другу! Доктор Мартин Лютер. Прежде всего благодать и мир от Бога, досточтимый, дорогой господин и друг! Время молчания прошло и время говорить настало, как возвещено в третьей главе Екклесиаста (3,7). Я соединил, согласно нашему намерению, несколько заметок, касающихся исправления христианства, чтобы предложить их христианскому дворянству немецкой нации; может быть, Бог все-таки захочет помочь Своей Церкви посредством мирян, поскольку духовенство, которому это более подобает, ни на что не обращает внимания. Посылаю все это Вашей Милости для правки и, где требуется, улучшения. Я вполне осознаю: после [выхода в свет] этого [сочинения] на меня посыпятся упреки в том, что, воспарив слишком высоко, я — презираемый, отрекшийся от мира монах — осмеливаюсь обращаться к столь высоким и могущественным сословиям по поводу очень важных, больших дел; как будто бы в мире нет никого, кроме доктора Лютера, кто позаботился бы о христианстве и дал совет таким мудрым людям. Но я повременю с оправданиями; пусть выговаривают мне за это, кому вздумается. Я, пожалуй, виноват перед моим Богом и миром еще в одной глупости — в том, что ради успеха предпринимаемого мной дела готов дорого заплатить, даже превратиться на время в придворного шута. Но нет худа без добра. Если меня "постигнет неудача, я утешусь тем, что никто не сможет купить мне дурацкий колпак и, (как придворному шуту), выстричь затылок. Ведь все зависит от того, кто кому привязывает колокольчик. Я должен подтвердить поговорку: если в мире затевается что-либо, то при этом должен находиться монах, даже если бы его пришлось нарисовать. Не единожды бывало, что дурак говорил мудро, и не раз мудрецы говорили глупости. [Апостол] Павел [однажды] заметил: "Если кто думает быть мудрым, то будь безумным" (1 Кор. 3, 18). А поскольку я не только дурак, но и доктор Священного Писания, дававший присягу, то неплохо, что мне представляется возможность выполнить свою клятву как раз таким дурацким способом. Я прошу оправдать меня перед умеренно разумными, ибо у чрезмерно разумных я не смог заслужить благосклонности и милости, которых добивался так часто и с таким большим старанием, а впредь не хочу ни добиваться этого, ни дорожить им. Да поможет нам Господь искать не своей, а только Его славы. Аминь. Виттенберг, августинский монастырь, вечер праздника Святого Иоанна Крестителя, тысяча пятьсот двадцатый год. WA 6, 404 и сл. 4. Из сочинения "К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства" Пресветлейшему, могущественнейшему Императорскому Величеству и христианскому дворянству немецкой нации. Доктор Мартин Лютер. Введение 1. Причины, побудившие Лютера обратиться к императору и дворянству Прежде всего, благодать и могущество от Бога, пресветлейшие, милостивейшие, любезные господа! Не по моей нескромности или непростительному легкомыслию произошло то, что я, далекий от державных дел, незнатный человек решился обратиться к Вашим Высоким Светлостям: нужда и притеснения, отягощающие всё христианство и, прежде всего, немецкую землю, побуждали не только меня, а и каждого не один раз разражаться стенаниями и взывать о помощи; и сейчас [они] заставили меня обратиться с призывом: не захочет ли Бог вдохнуть в кого-нибудь мужество, чтобы он протянул свою руку несчастной нации. Нередко [Церковные] Соборы предлагали разные реформы151 но их проведению всякий раз препятствовала хитрость некоторых людей,— и их козни и злодеяния (поскольку после Соборов всё становилось еще хуже) я намерен теперь, да поможет мне Господь, не мешкая, обнародовать, чтобы они, став общеизвестными, не могли в дальнейшем так мешать и вредить. Бог поставил над нами главой благородного юношу (Речь идет о Карле V - императоре Священной Римской империи) и пробудил во многих сердцах большие, благие упования; но наряду с этим необходимо и наше содействие, чтобы извлечь пользу из [благоприятного] момента и [императорской] благосклонности. 2. Требование, чтобы то, что затевается, свершалось в уповании на силу Божию Первое и самое важное в этом деле заключается в том, чтобы мы всегда серьезно обдумывали свои начинания и не затевали ничего в надежде на собственную силу и разум. А если Бог не одобряет затею, то тогда не поможет ничто, как отмечается в Псалме 33, 16: "Не спасется Царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила". Это объясняет, считаю я, почему в давние времена знаменитые государи Фридрих I (Фридрих I Барбаросса (ок. 1125-1190) - император Священной Римской империи (с 1155). Совершил 5 военных походов в Италию. Но Ломбардская лига городов заключила союз с папой и нанесла в 1176 г. поражение Фридриху I при Леньяно), Фридрих II (Фридрих II Штауфен, или Гогенштауфен (1194-1250). Почти все его правление заполнено борьбой с североитальянскими городами и папами. IV Вселенский Собор (1245) объявил Фридриха II низложенным с императорского престола) и многие другие германские императоры, перед которыми трепетал мир, потеряли всё свое величие и были попраны ногами пап. Скорее всего, они больше надеялись на свое могущество, чем на Бога, и поэтому должны были пасть. И в наши дни кровопийцу Юлия II152 вознесло столь высоко, по моему мнению, не что. иное, как то, что Франция, Германия и Венеция рассчитывали лишь на самих себя. И дети Вениаминовы поразили "сорок две тысячи израильтян, потому что последние уверовали в свою непобедимость (Суд. 20, 21). Чтобы и у нас не произошло того же с нашим благородным Карлом, мы должны проникнуться уверенностью, что в данном случае мы имеем дело не с людьми, а с князьями ада (Еф. 6, 12), которые запросто могут ввергнуть мир в войну и кровопролитие, но победить себя этими средствами не дадут. Нам же, невзирая на то, что злодеи достойны наказания, следует отказаться от насилия, в смиренном уповании препоручить дело Богу, с праведной молитвой надеяться на Божью помощь и не обращать внимания ни на что, кроме горя и бедствий несчастного христианства; в противном случае затея, пожалуй, может начаться с большим блеском, но если увлечься ею, то дьяволы могут устроить такую круговерть, что весь мир будет плавать в крови, и все-таки этим ничего не добьешься; поэтому нужно действовать со страхом Божьим и благоразумием. Чем больше насилия, тем больше горя, если не действовать со страхом Божьим и смирением. Папы и римляне, которые до сего времени могли с помощью дьявола приводить в замешательство королей, смогут делать это и впредь, если мы без помощи Божьей будем рассчитывать лишь на свою силу и сноровку. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ТРЕХ СТЕНАХ РОМАНИСТОВ И О ТОМ, КАК ИХ РАЗРУШИТЬ Романисты с завидной прытью воздвигли вокруг себя три стены, при помощи которых они до сих пор защищали себя (Образ трех стен был заимствован Лютером у майнцского придворного капеллана Вольфганга Капито), и никто не смог их реформировать; из-за этого всё христианство пришло в ужасный упадок. Во-первых, если им угрожали светской властью, то они утверждали, что светские законы не для них писаны, более того, что духовное — выше мирского. Во-вторых, если их хотели привлечь к ответственности на основании Священного Писания, то они подчеркивали, что никому, кроме папы, не подобает истолковывать Писание. В-третьих, если им угрожали Собором, то они выдумывали, будто бы никто, кроме папы, не имеет права созывать Собор. Так они тайно похитили у нас три розги, чтобы иметь возможность оставаться безнаказанными, и, укрывшись за надежными укреплениями этих трех стен, творили всевозможные гнусности и злодеяния, которые мы воочию видим и в наши дни. И даже если их вынуждали созвать [Церковный] Собор, они все-таки предварительно лишали его силы, обязывая заранее под присягой князей не задевать их, благодаря чему папе предоставлялась безраздельная власть над всем распорядком Собора. И поэтому не имело значения: созывалось ли много Соборов или же ни одного Собора, разве что они одурачивали нас лицемерием и притворством. Ощущая панический страх перед законным свободным Собором, они так задергали королей и князей, что последние уверовали, будто бы неповиновение им во всех этих лукавых и хитрых кознях — это неповиновение [Самому] Богу. Ныне же, да поможет нам Господь и даст нам одну из труб, которыми были разрушены иерихонские стены (Выражение из Иис. Нав. 6. Евреи на пути из Египта в Палестину осадили город Иерихон. Шесть дней священники, трубя в семь священных труб, в сопровождении воинов обходили Иерихон. На седьмой день от звука труб и громких криков стены города обрушились), чтобы и мы смогли пустить по ветру эти соломенные и бумажные препоны, подготовить для покарания греха христианские розги, обнародовать коварство и обман дьявола и, очистив таким образом себя, вновь снискать милость Божью. 1. Разрушение первой стены: Все христиане — пред Богом священники Штурм "первой стены романистов", т. е. сторонников папства в Риме, Лютер ведет посредством обоснования [учения] о "всеобщем священстве". Важнейшими аргументами Лютера являются следующие: Выдумали, будто бы папу, епископов, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян — к светскому сословию. Всё это измышление и надувательство. Они не должны никого смущать, и вот почему: ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности [и занятию]... Лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан... Все мы посредством Крещения посвящаемся во священники, как свидетельствует святой Петр (1 Пет. 2, 9): "Вы царственное священство, народ святый"... Поэтому посвящение епископа равнозначно тому, как если бы он в месте, где собралось множество людей, избрал одного из толпы, в которой все обладают равной властью, и поручил бы ему осуществлять эту самую власть над другими... Поскольку светские владыки крещены так же, как и мы, и у них та же вера и Евангелие, мы должны позволить им быть священниками и епископами и их обязанности рассматривать как службу, которая связана с христианской общиной и полезна ей. И вообще каждый крестившийся может провозглашать себя посвященным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанности. И хотя все мы в равной степени священники, никто не должен ловчить и выдвигаться по своей воле без нашего согласия и избрания, то есть делать то, на что мы все имеем равные права. Ведь то, что принадлежит общине, никто не может, помимо воли и разрешения общины, присвоить себе. И если случится, что кто-нибудь, избранный на такое служение, будет смещен за какие-то злоупотребления, то он снова станет тем, кем был прежде... Из этого следует, что миряне, священники, князья, епископы, или, как они выражаются, духовные и светские лица,— в действительности не имеют никаких других существенных различий, кроме службы153 или занятия. По своему же достоинству они не различаются, потому что все принадлежат к духовному сословию; [все они] истинные священники, епископы и папы, но не у всех у них одинаковая служба... У Христа нет двух тел или тел двоякого рода: одного — светского, другого — духовного. Единая глава Он и одно Тело у Него. Подобно этому, те, кого сейчас называют духовенством, или священниками, епископами и папами, отличаются от остальных христиан не далее и не более того, что они должны иметь дело со словом Божиим и с Таинствами — это их занятие и служба; точно так же в руках у светской власти — меч и розги, чтобы наказывать ими злых, защищать благочестивых. У сапожника, кузнеца, крестьянина и у каждого есть свое ремесло, должность и дело, и все же все они в одинаковой мере являются посвященными священниками и епископами; и каждый, исполняя свою должность или занимаясь своим ремеслом, обязан приносить пользу другим и служить им. И точно так же, как все члены тела служат друг другу, множество занятий сообща направлены на содействие телу и душе. Посмотрите теперь, христиане ли придумали и пустословили, что светская власть не распространяется на духовенство и не может осуждать его? Это равносильно утверждению: "Если глаз подвергается опасности, рука не должна оказывать помощь". Поэтому светская христианская власть должна исполнять свою службу беспрепятственно, не опасаясь затронуть папу, епископа, священника: кто виноват, тот и отвечай. Возражения канонического права против этого — чистейшей воды самонадеянное римское измышление... Итак, я полагаю, что эта первая бумажная стена низвергнута; отныне светская власть становится членом христианского Тела... 2. Разрушение второй стены: Все христиане могут истолковывать Священное Писание " Вторая стена романистов"— это притязание римской Церкви на то, что только она может истолковывать Священное Писание, так как папа непогрешим, и. Святой Дух никогда не покидает Церковь с ее установлениями и предписаниями. Лютер прежде всего противопоставляет этим утверждениям [свидетельства] 1 Кор. 14,30 и Ин. 6,45 и отклоняет римское толкование Мф. 16, 19, в соответствии с которым власть ключей (которая распространяется не на учение и управление [Церковью], а только на "связывание и разрешение" грехов) дана только одному [Апостолу] Петру, а не всей общине. Важнейшие положения его [Лютера] дальнейшей полемики сводятся к следующему: Подумай сам: они не могут не признать, что среди нас есть благочестивые христиане, которые прониклись истинной верой, Духом, пониманием слова и мысли Христа. Так почему же надо отвергнуть их слово и суждения и следовать за папой, не имеющим ни веры, ни Духа? Не означало ли бы это отречения от всей веры и Христианской Церкви? Далее, если справедливо положение: "Верую во Святую Христианскую Церковь",— то папа не должен быть единственным авторитетом. В противном случае наша молитва должна сводиться к словам: "Верую в папу римского". А это было бы отождествлением всей Христианской Церкви с одним человеком и не более чем дьявольским и адским заблуждением. И самое главное, мы ведь все христиане, как отмечено выше; у всех нас одна вера, одно Евангелие, одно Причастие. Как же можем мы не обладать и властью воспринимать и судить, что истинно или неистинно в вере? К чему же тогда слова Павла (1 Кор. 2, 15): "Духовный человек судит о всем, а о нем никто судить не может" и (2 Кор. 4, 13): "Все мы имеем тот же дух веры". Почему же мы не можем чувствовать в такой же степени, как неверующий папа, что в вере истинно, а что ложно? На основании всех этих и многих других изречений должны мы стать мужественными и свободными и добиться того, чтобы Дух свободы (как писал Павел) (2 Кор. 3, 17: "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода") не трепетал перед папскими измышлениями, а смело, в соответствии с нашим разумением Писания, проникнутым верой, исправил все, что папа и его сторонники делают или позволяют делать, и принуждал их придерживаться лучшего, а не их собственного разумения... Поэтому надлежит всякому и каждому христианину проникнуться верой, понимать и защищать ее и осуждать все заблуждения. 3. Разрушение третьей стены: [Созыв Церковного] Собора — забота всех христиан "Третья стена романистов"— их утверждение о том, что только папа может созывать [Церковный] Собор. Эта стена, по мнению Лютера, падет сама собой, если пали две первые. И произойдет это потому, что: Поскольку деятельность папы противоречит Писанию, мы обязаны стать на сторону Писания, наказать папу и воздействовать на него в соответствии со словом Христовым (Мф. 18, 15)... Здесь каждому заповедается заботиться о других. Насколько же больше мы должны следовать этому, если управитель Церкви действует во зло, своими поступками причиняет другим много вреда и вводит их в соблазн. Но, если я призван обличить его перед общиной, мне прежде всего нужно ее собрать, [т. е. созвать Собор]. У них нет никаких свидетельств Писания, что только папе надлежит созывать Собор или утверждать [его распорядок]. [У них есть] только их собственные законы, имеющие значение лишь в той мере, в какой они не вредят христианству и заповедям Божьим. В случае же, если папа достоин наказания, эти законы теряют силу. И тем, что папа не наказуем посредством Собора, христианству наносится вред. Но в Деян. 15, 6 мы читаем, что Апостольский Собор созывал не Святой Петр, а все Апостолы и пресвитеры. Если бы делать это полагалось лишь одному Святому Петру, то это был бы не Христианский Собор, а сборище еретиков. Также достославный Никейский Собор созывал и утверждал [его распорядок] не римский епископ, а император Константин (Первый Вселенский Собор был созван императором Константином (ок. 272-337, император с 306) в 325 г. в Никее (Малая Азия). Собор осудил как ересь арианство и выработал обязательный для всех христиан Символ Веры). А после него точно так же поступали многие другие императоры, и все-таки это были Вселенские Христианские Соборы... И если требует обстановка, а папа злонамеренно относится к христианству, то всякий, кто может, обязан, как верный член всего Тела, содействовать созыву поистине свободного Собора. А этого никто не в состоянии сделать лучше, чем светский меч; в особенности потому, что светские владыки так же, как и все, являются христианами, духовенством, священниками, обладающими властью во всех делах... В Церкви нет никакой иной власти, кроме власти, направленной на созидание. Поэтому, если папа захочет использовать власть, чтобы воспрепятствовать созыву свободного Собора, и тем самым будет приостановлено совершенствование Церкви, нам не следует обращать внимание на него и на его власть. Если же он обрушится с отлучениями и бранью, то этим надо пренебрегать, как выходкой сумасшедшего, — и в свою очередь, уповая на Бога, отлучать и преследовать его изо всех сил. Поэтому будем придерживаться следующего: христианская власть не желает ничего, не угодного Богу... Если же власть учиняет что-то против Христа, то она принадлежит антихристу и дьяволу... ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ РИМСКОГО ПАПСТВА А теперь рассмотрим предложения, которые, как этого требует справедливость, должны обсуждаться на Соборах и которыми папа, кардиналы, епископы и все ученые должны были бы руководствоваться днем и ночью, если бы любили Христа и Его Церковь; но раз они этого не делают, пусть содействуют [осуществлению этих предложений] толпа и светский меч, невзирая на их отлучения или угрозы... Поэтому пора проснуться, дорогие немцы, и больше бояться Бога, чем людей (Перефразированное Лютером выражение из Деян. 5, 29: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам"), чтобы не разделить участи несчастных душ, столь прискорбно потерянных из-за позорного дьявольского правления римлян, чтобы День ото дня не усиливался всё более и более дьявол; иначе адское правление римлян может стать настолько зловредным, что я даже не могу ни вообразить, ни представить этого.., 1. Упразднение трехкоронной митры папского высокомерия Во-первых, [охватывает] омерзение и отвращение, когда видишь, что глава христианства, славословящий себя как наместника Христа и преемника Святого Петра, ведет такой светский и пышный образ жизни, достичь и сравняться с которым не в состоянии никакой король, никакой император... Он увенчан трехкоронной митрой (Митра (гр. mitra - головная повязка) - головной убор высшего духовенства, надеваемый во время богослужения. Первые папы носили простую митру. Папа Бонифаций VIII (1294 - 1303) ввел митру с двойной короной как знак верховного владычества над духовным и светским царствами. Папа Урбан V (1362 - 1370) ввел в употребление трехкоронную митру (тиару) как символ верховного владычества над духовным, светским и Небесным царствами), тогда как величайшие государи довольствуются одной короной... Но я считаю, что если папе подобает в слезах молиться перед Господом, то он должен бы навсегда сбросить такую корону, так как наш Бог ни в коей мере не может мириться с высокомерием... Папа мог бы довольствоваться обычной епископской короной; возвышаться над другими он должен усердием и святостью, а корону высокомерия оставить антихристу... 2. Уменьшение числа кардиналов, опустошающих Церковь Во-вторых, какую пользу приносят христианству люди, называемые кардиналами? Отвечу тебе. В итальянских и немецких землях было много богатых монастырей, богаделен, ленов и приходов, и в Риме не придумали лучшего способа попользоваться ими, как учредив [должности] кардиналов и передав им епископства, монастыри, прелатуры (Прелатура - церковный округ, возглавляемый прелатом (лат. Praelatus - поставленный над кем-либо) - высокопоставленным духовным лицом). Так богослужение пришло в упадок... Никакие турки не смогли бы так истощить Италию и расстроить богослужение. И вот, обескровив Италию, они появились в Германии... 3. Ликвидация грабительской финансовой политики курии В-третьих, если бы можно было оставить лишь сотую часть папской курии, а девяносто девять частей упразднить, то и этого было бы больше чем достаточно, чтобы решать дела, касающиеся веры. А сейчас в Риме столько пресмыкающихся... что даже в Вавилоне не было ничего подобного. Одних только папских писцов в Риме более трех тысяч, а кто захотел бы посчитать других служащих, то вряд ли смог бы это сделать из-за великого множества должностей. И все служки, как волки на овец, зарятся на богоугодные заведения и лены немецких земель... Поскольку столь постыдно злоупотребляют аннатами154, то [властям]... нужно посредством императорского или же всей немецкой нации указа либо оставлять аннаты в стране, либо упразднить... Далее, сейчас настало время для того, чтобы полностью упразднить "папские месяцы"155 и возвратить назад всё, присвоенное Римом... Некогда в каноническом праве они постановили безвозмездно вручать паллий156, сократить число папских приближенных, свести на нет тяжбы, сохранить за церковными учреждениями и епископами их вольности. Но это не приносило денег, и тогда они, "перевернув лист", лишили церковные учреждения и епископов их власти... Мы уже говорили, как они поступают с приходами, которые пришли в упадок и лишились [владельцев]157 Но полагая, что ему достается слишком мало, избалованное корыстолюбие распространило свои притязания и на те лены, которые управляются их владельцами... Любезное римское корыстолюбие придумало также обычай продавать и закладывать приходы и лены с той выгодой... что в случае смерти владельца лен беспрепятственно вновь возвращается тому, кто его перед этим продал, заложил или покинул158... Корыстолюбие выдумало еще одно, что, надеюсь, должно стать последним и чем оно подавится. Папа прибегает к благородной уловке, которая называется "pectoralis reservatio",159 т. е. "нравственная оговорка", "et proprius motus"159 ("и власть собственных намерений")... Своеволие и лживые оговорки папы порождают в Риме такие порядки, что никто этого не в состоянии передать. Там — купля, продажа, размен, обмен, суета, ложь, обман, грабеж, воровство, роскошь, блуд, подлость и пренебрежение Богом во всех видах, так что гнуснее не мог бы править и антихрист... Разве зря боятся такие люди Реформации и свободного Собора?... Наконец, для всех этих благородных проделок папа учредил собственный торговый дом, то есть палату датария в Риме160 Туда должны обращаться все те, кто добивается таким [незаконным] путем ленов и приходов... Если у тебя есть в этом доме деньги, то ты сможешь заняться всеми делами, о которых рассказывалось, и не только ими; за деньги любая сделка здесь будет оправдана, будет узаконено все наворованное, награбленное имущество. Здесь освобождают от обетов, здесь монахам разрешают выходить из орденов, здесь духовенству продается право на вступление в брак, здесь дети потаскух могут превратиться в рожденных в браке, здесь всякое бесчестие и позор превращаются в достоинства, здесь все зловредно порочные и низкие посвящаются в рыцари и становятся благородными... О, какое мздоимство и вымогательство царит здесь!... Здесь и дьявол станет святым, даже Богом; и то, что не в силах неба и земли, возможно в этой палате... Да, остается еще последнее, чего я также должен коснуться. Непомерное корыстолюбие, не довольствуясь всеми этими богатствами... затеяло передачу и продажу этих сделок Фуггеру из Аугсбурга... в руках которого сосредоточились, как единое целое, духовные и светские богатства... Всё, что они похитили в разных странах посредством индульгенций, булл, грамот, касающихся исповеди (В грамотах, касающихся исповеди, содержалось разрешение покупать у духовника полное прощение грехов), "удостоверений о масле" ("Удостоверения о масле" - грамоты, освобождавшие от ограничений в пище во время поста) и других confessionalibus (Confessionalibus (лат.) - (удостоверение, свидетельство - грамоты, которые освобождали от соблюдения определенных церковных предписаний, прежде всего от соблюдения поста) — всё, что разворовывается и в этот момент, я считаю безделицей, подобной тому, когда попадают в ад, где лишь один дьявол... Поскольку такое дьявольское правление — не только открытый грабеж, обман и тирания врат адовых, а и порча тела и души христианства, мы обязаны приложить все усилия, чтобы воспротивиться такому поруганию и разрушению... ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ХРИСТИАНЕ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ Чтобы "доиграть до конца фарс", Лютер в третьей, обширной части своего сочинения, включающей в себя 27 пунктов, говорит о том, какие реформы может и должна осуществить светская власть или всеобщий [христианский] Собор. Эти [реформы], по его мнению, должны сводиться к следующему: запрет передачи Риму аннатов, ленов, [денег] за паллий; решение в Германии, [а не в Риме] всех светских дел и дел, связанных с церковными приходами; упразднение папских резерваций и привилегий; сокращение расходов на содержание папской курии; лишение папы права инвеституры и притязаний на светскую власть. [По мнению Лютера], должны быть прекращены паломничества в Рим, закрыты нищенствующие монастыри и часть [монашеских] орденов, запрещено принуждение к принятию монашеских обетов; богадельни и монастыри надо превратить в свободные школы. Должен быть отменен целибат и принуждение к исповеди со стороны орденского начальства; устранено бесконечное множество годовщин и заупокойных месс; интердикт следует заменить отлучением, применяемым лишь в тех случаях, которые отмечены в Писании. Нужно, [считал Лютер], упразднить множество [церковных] праздников и оставить в качестве праздничного дня воскресенье; искоренить праздники в память освящения церквей; предоставить каждому священнику право давать разрешение на заключение брака — безвозмездно и ради спасения души (В некоторых случаях разрешение на вступление в брак продавалось папой). Соблюдение постов должно зависеть от свободного усмотрения каждого [человека]; церкви, ставшие центрами паломничества, нужно разрушить; провозглашение новых святых — запретить. Необходимо ликвидировать нищенство, не допускать бродяжничества, упразднить богадельни, за исключением богаделен для дворян, лишенных наследства. И эти богадельни должны быть предназначены для служения Богу и ученых занятий. Братства, индульгенции, "удостоверения о масле", папские диспенсации (Диспенсация - освобождение какого-либо лица от действия определенного церковного правила) должны быть ликвидированы. Нужно объясниться [и добиться примирения] с гуситами в Богемии. Университеты нуждаются в реформе: следует поощрять изучение языков, математики и истории; надо прекратить [преподавание некоторых книг] Аристотеля; вместо канонического права надлежит изучать светское право, вместо Сентенций Отцов [Церкви] и папских декретов — Библию. Светская власть должна повести решительную борьбу с ростовщичеством и расточительностью, ограничить деятельность крупных торговых компаний, положить конец излишествам в быту и закрыть публичные дома. На этот раз хватит... Я хорошо понимаю, что повел песню слишком высоко, добавил много предложений, которые покажутся невыполнимыми, на многое нападал слишком резко. Но что мне оставалось делать? Я должен был сказать это. Если бы у меня была возможность, то мне хотелось бы это и свершить. Пусть лучше на меня гневается мир, чем Бог. Ведь ничего, кроме жизни, меня лишить не смогут... Дай, Боже, всем нам христианское благоразумие, а христианскому дворянству немецкой нации наряду с этим и истинное духовное мужество для того, чтобы принести пользу бедной Церкви. Аминь. Здесь читайте:Лютер, Мартин (Luther, Martin) (биографические материалы) Германские государства в XVI веке (хронологическая таблица)
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах: www.hrono.ru
|