Мартин Лютер |
|
1519-1521 |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
РАЗВИТИЕ РЕФОРМАТОРСКОГО ПОЗНАНИЯ ВЕРЫ ДО ВОРМСКОГО РЕЙХСТАГА(1519—1521)ПРОТИВ ПРЕСЛАВНЫХ ЛЕЙПЦИГСКИХ РОМАНИСТОВВозникавшие в каждом споре противоречия сталкивались сперва в мимолетных сражениях, а затем проявлялись в своей полноте, зримой силе и остроте. Неутомимость нападок Лютера вынуждала его врагов вновь обдумывать, обосновывать, развивать дальше свою точку зрения. Уже в 1519 г, давний противник Лютера Сильвестер Приэриас, советник папы во всех вопросах, касающихся веры, в сочинении "Epitome" ["Извлечение"] стремительно ополчился против лейпцигских тезисов Лютера. В феврале 1520 г. за ним последовал Экк, добавивший к догматическим утверждениям Приэриаса о папской непогрешимости церковно-историческое обоснование. При этом его не остановило то, что предписания первых пап — фундамент его аргументации — уже давно разоблачены итальянцем Лоренцо Валлой (1407—1457) как фальшивка. Он также сделал вид, что не знает, что эти факты, благодаря усилиям рыцаря Ульриха фон Гуттена (1488—1523), стали известны повсюду в Германии. И, наконец, в мае 1520 г. издал лейпцигский францисканец Альфельд грубое и бездарное латинское сочинение "Об апостольском престоле"; по его словам, он хотел не только облаять, но и укусить пса ада — Лютера. Лютер познакомился с разоблачением Лоренцо Баллы в феврале 1520 г. и после этого, придя в ужас от невежества и низости римлян, написал 24 февраля 1520 г. Спалатину: "Меня так страшит то, в чем я уже больше почти не сомневаюсь: папа — самый доподлинный антихрист, который, по всеобщему мнению, должен прийти в мир..." Но еще больше он был потрясен "Адским манифестом" Приэриаса, который попал ему в руки именно в те дни. Бесцеремоннее чем когда бы то ни было в нем излагалось и превозносилось учение о неограниченном всевластии папства: Святой Отец является абсолютным властелином Церкви и мира, души и тела, [вершителем] духовной и светской власти. Кто может отказать в послушании ему — верховному законодателю всего мира, не допускающему ошибок судие, который решает все спорные вопросы, князю всех духовных и отцу всех светских князей, ему, который возвышается над императором как золото над свинцом, единственному истинному монарху Земли, который в своей персоне наглядно представляет совокупность и завершение всяческой жизни, всякой силы Церкви и мира. Всё в мире должно оказывать ему непререкаемое, безусловное послушание; всё получает жизнь от него и всё отдаёт ее вновь ему, не желая получить ужасное наказание земной смерти и вечного проклятия. Лютер ограничил себя тем, что снабдил этот документ обожествления папства и свержения с Престола истинного Бога немногими собственными примечаниями и отдал в печать, чтобы представить его на суд общественности. В те недели его усилия были полностью сосредоточены на возражениях "римлянину" Альфельду. Лютер должен был опровергнуть его еще и потому, что, к своему удивлению, убедился: на некоторых из ценимых им коллег и друзей глупое сочинение Альфельда всё же произвело впечатление. Ответ "ослу Альфельду" (так Лютер называл его в письмах) был написан за 14 дней; 26 июня 1520 г. новый труд Лютера "О римском папстве. Против преславных лейпцигских романистов" был опубликован и разослан [книготорговцам]. В этом, написанном на немецком языке сочинении Лютер обращается к мирянам; он хочет "разъяснить им кое-что, касающееся христианства". Поэтому он предпочитает "вести речь о самом деле", а не утруждать себя [разбором] болтовни своего жалкого противника; ведь сердце Лютера чуть не разорвалось оттого, что благочестивые люди, готовые пожертвовать телом и душою за Божье слово и Писание, вводятся в заблуждение таким архиклеветником. В основу нижеследующих извлечений положен текст из WA 6, 281 и сл. Введение I. ВОПРОС О ПОЛНОМОЧИЯХ ПАПСТВА Противники утверждают, что папство в Риме в силу Божественного установления обладает властью над всем христианством на земле ... Все остальные христиане во всем мире, хотя они в полном единодушии с нами соблюдают то же Крещение, то же Причастие, то же Евангелие и все положения веры, — еретики и вероотступники. И таковыми они являются потому, что не позволяют утверждать своих священников и епископов в Риме...136 1. Отличие Церкви от других мирских сообществ Альфельд, затрагивая эту тему, утверждает, что христианство, как и любое земное сообщество, должно иметь общего главу, а именно — папу. Лютер возражает: .. Я хорошо вижу: жалкий сочинитель домыслов в своем духе считает, что христианское сообщество похоже на какое бы то ни было другое мирское сообщество. И этим он публично подтверждает свое незнание того, что называется христианством, или христианским сообществом... Писание разъясняет [сущность] христианства совершенно доступно и только в одном смысле. Правда, сверх этого они [романисты] ввели в употребление еще два других разъяснения. Однако первое [и единственное] разъяснение, которое соответствует Писанию, сводится к следующему: христианством называется земное сообщество всех верующих во Христа. И это признается нами в Символе веры: "Верую в Духа Святого... в общение святых". Это — сообщество, или собрание всех тех, которые живут в истинной вере, уповании и любви, так что сущностью, жизнью и природой христианства является не телесное собрание, а собрание сердец только ради веры. Ведь [Апостол] Павел (Еф. 4, 5) говорит: "Одно крещение, одна вера, один Господь". Итак: если даже христиане телесно отдалены друг от друга тысячью миль, они, несмотря на это, называются собранием в духе, поскольку каждый проповедует, верит, надеется, любит и живет так же, как и другой. Об этом поем мы в песне о Святом Духе137: "Ты собрал всяческие языки для единства веры". Это и есть духовное единство в собственном смысле слова. Ради него эти люди называются общиной святых. Одного этого единства, самого по себе, достаточно для того, чтобы создать христианство. Без него не создаст никакое единство — то ли это [единство] места, времени, личностей, дел или вообще всего, что может быть, — христианства. И здесь нам нужно послушать слова Христа, Который на вопрос Пилата о том, каково Его Царство, ответил так: "Царство Мое не от мира сего". Это — ясное изречение. В соответствии с ним христианство исключается из всех человеческих сообществ, поскольку оно не должно быть "телесным". II. ИИСУС ХРИСТОС КАК ЕДИНСТВЕННЫЙ ГЛАВА И ГОСПОДЬ ЦЕРКВИ ...Из всего сказанного следует, что первое христианство138, которое единственно является истинной Церковью, не может и не желает иметь на земле никакого главы и не может управляться на земле никем — никаким епископом и никаким папой; только один Христос в Своем небесном облике является здесь главой и только Он правит... Ведь естеством любой головы, венчающей любое тело, является то, что она наполняет члены этого тела жизнью, содержанием, действием... И ни один человек не может влить в душу — ни в душу другого, ни в свою собственную — веру, сознание, устремления и деяния Христа. Это по силам только Самому Христу. Ведь никакой папа, никакой епископ не могут сотворить такое исполинское деяние, чтобы в человеческом сердце возникла вера и всё, что должна иметь часть Тела Христова. Но ты спрашиваешь: Если прелаты139 не являются ни главами, ни наместниками140 этой духовной Церкви, то кто же они тогда? Пусть тебе на этот вопрос ответят миряне, которые говорят: "Святой Петр — один из двенадцати посланцев. И другие Апостолы также принадлежат к числу двенадцати посланцев. Почему же папа считает постыдным для себя быть посланцем, если Св. Петра нет больше в живых?" Но остерегайтесь только, миряне, чтобы высокоученые романисты не сожгли вас как еретиков за то, что вы хотите сделать папу одним из посланцев и разносчиков посланий! По ваша мысль имеет под собой хорошую основу, потому что греческое слово "Apostolos" означает по-немецки "ein Bote" ("посланец"), и так называют их все Евангелия... Итак, Христос послал всех Апостолов с равными полномочиями во все концы мира со Своим словом и вестью о Себе. Св. Павел говорит: "Мы — посланники от имени Христова" (2 Кор. 5, 20), а также: "Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали..." (1 Кор. 3, 5). Но если папа подчинил себе всех посланников Божьих, то это похоже на то, как если бы посланник одного князя задержал всех других посланников [этого же князя] и посылал бы их [в разные места] по своей воле, а сам бы [как посланник] больше не пускался в странствия. Понравилось бы это князю? Вот бы радость была для него!.. Поэтому, если по Божественному установлению все епископы равны и занимают место Апостолов, то я могу вполне определенно признать, что по человеческому установлению во внешней Церкви один возвышается над другим. Ведь сюда, [в эту внешнюю Церковь], папа, без сомнения, позволяет втекать всему, что ему по душе, т. е. своему духовному закону и человеческому делу, при помощи которых христианство управляется с величайшей пышностью. Но отсюда следует, что, как было сказано, ни один христианин, а также ни один еретик не должны подчиняться такого рода закону и богатству или такому человеческому установлению; ведь в разных странах разные нравы. Это удостоверено положением [Символа веры]: "Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых". Никто не исповедует [это положение] так: "Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общность римлян". Поэтому совершенно ясно, что святая Церковь не зависит от Рима и распространяется так широко, как широк мир; [она] собирается в вере и является духовным, а не "телесным" [установлением]... Внешними признаками141, по которым можно узнать, где в мире есть [истинная духовная] Церковь, является Крещение, Причастие и Евангелие, но [такими признаками] ни в коем случае не являются Рим, либо та или иная местность. Ведь если где-то есть Крещение и Евангелие, то никто не должен сомневаться в том, что там есть святые, и подобными им должны быть невинные дети в колыбели. Рим или папская власть не являются признаками христианства еще и потому, что эта власть не создает, как это делают Крещение и Евангелие, ни одного христианина. Они, [Рим и папская власть], не принадлежат к истинному христианству и являются человеческими установлениями. III. ЛОЖНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ БИБЛИИ ПАПСКИХ ПРИТЯЗАНИЙ НА ВЛАСТЬ Здесь разбирает Лютер новозаветные цитаты из Мф. 16, 18 и сл. и из Ин. 21, 15 u сл., при помощи которых с VIII в. обосновывался и до сегодняшнего дня обосновывается примат римского епископа. Христос сказал Св. Петру (Мф. 16, 18-19): "Ты — Петр, или твое имя — Петр, и на "Petram" — что означает "на камне" — Я создам Церковь Мою, и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". На основании этих слов они приписали [власть] ключей одному Св. Петру, но тот же самый Св. Матфей (18, 18) положил конец этому неверному истолкованию. В этом отрывке Христос обращается ко всем вообще: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе". Отсюда ясно, что Христос истолковывает Самого Себя; и в 18 главе разъясняет содержание 16 главы, а именно то, что ключи даются Петру, как представителю всей общины, а не как отдельной личности. Об этом же говорит Иоанн в предпоследней главе: "Он дунул и говорит им: примите Духа Святого: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22 и сл.). Многие неутомимо трудились над согласованием этих двух изречений, чтобы обосновать власть одного Св. Петра. Но Евангелие объясняет это достаточно ясно; оно вплоть до сегодняшнего дня свидетельствует о том, что [и в соответствии] с первым изречением Святому Петру [только] для него лично не даровалось ничего особенного, и именно так понимали [этот отрывок] многие Святые Отцы старых времен142... Когда же они [паписты] утверждают, что земная власть папства предписана в словах Христа "На сем камне Я создам Церковь Мою...", то ясно, что вследствие подчиненности внешней власти папства никто не делался [истинным членом] Церкви, не боявшимся врат ада. Ведь большая часть тех, которые неукоснительно подчиняются папской власти и руководствуются ее предписаниями, является игрушкой в руках бесовских сил, греховна и злобна; к тому же некоторые папы сами были еретиками и устанавливали еретические законы, но тем не менее продолжали править. Поэтому [слово] "камень" не может означать [внешнюю] власть, не могущую одолеть врата ада; [оно может означать] только Христа и веру, против которой не в состоянии ничего предпринять никакая власть... И слова "выстоять в борьбе с вратами ада" означают не "телесно оставаться во внешнем сообществе, или собрании, [подчиняться внешней] силе, или власти", как ты, [Альфельд], болтаешь о римской общности и единстве, а — "оставаться в прочной, истинной вере, построенной на Христе — т. е. скале", которую не в состоянии разрушить никакие дьявольские силы, даже если их очень много и они учиняют бесчисленное множество сражений, прибегают к хитрости и насилию. Заключение ГРАНИЦЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПАПСТВА Мое мнение о папстве сводится к следующему: Мы видим, что папство обладает всей полнотой власти над всеми нашими епископами. Этого папа достиг не без Божественного решения, хотя я считаю, что он достиг этого благодаря не милостивому, а гневному решению Божьему. Ведь Бог допустил как бич для мира то, чтобы люди возвышали сами себя и угнетали других. Поэтому я не хочу, чтобы кто-то давал отпор папству. Скорее надо бояться [этого] решения Божьего, почитать и со всяческим терпением переносить эту власть [папства]; точно так же, как если бы мы оказались под властью турок, то и им не надо было бы причинять вреда. Я выступаю только против двух вещей. Во-первых, я не хочу терпеть того, что люди утверждают новые положения веры и присвоили себе право набрасываться с бранью и клеветой на всех остальных христиан во всем мире и осуждать их лишь за то, что они не находятся под властью папы. Довольно того, что мы дозволяем папе быть папой; [но] нельзя допускать, чтобы ради него клеветали на Бога и Его святых на земле. Во-вторых, всё, что устанавливает, делает, вершит папа, хочу я воспринимать только после того, как предварительно сверю это со Священным Писанием. Он [папа] должен позволить мне судить о его [деяниях] на основе Священного Писания и оставить меня под властью Христа. Но римские подлецы вторгаются в эту область и возвышают его [папу] над Христом и делают его судией над Писанием: они утверждают, что он не может заблуждаться, и всё, что им в Риме взбредет в голову, всё, что они только в состоянии затеять, стремятся они превратить для нас в член Символа веры... И если папа зайдет так далеко, [как его приспешники]143, а от этого нас [пока] оберегает Бог, то я открыто заявлю, что он — доподлинный антихрист, о котором говорит всё Писание. Если только эти два положения будут признаны, я соглашусь с тем, чтобы папа оставался тем, [кем он есть], более того, я превознесу его столь высоко, сколь ему всегда хотелось быть превознесенным. Если же — нет, то он не будет для меня ни папой, ни христианином. А кто не хочет признавать этого, тот делает из него [папы] идола; я же не хочу поклоняться ему. Сверх этого я вполне мог бы допустить, чтобы [в дело] вмешались короли, князья и всё дворянство144, которые преградили бы дорогу мошенникам из Рима и защитили бы от них епископские мантии и лены144. Как дошло римское корыстолюбие до того, чтобы присвоить себе все монастыри, епископства, поместья, пожалованные нашим отцам? Кто когда-либо слышал или читал о таком невероятном ограблении? Очень плохо, что короли и князья не испытывают особого влечения к Христу и настолько мало беспокоятся о Его почитании, что позволяют распространяться в христианстве столь ужасному позору. Ведь они же видят, как в Риме становятся все безумнее и безумнее и стремятся лишь к тому, чтобы умножить всяческие бедствия. Ведь ясно, что на земле больше уже не на кого надеяться, кроме светской власти. Об этом я скажу больше145 после нового выступления романиста; теперь же, для начала, достаточно. Когда-нибудь Бог поможет нам открыть глаза. Аминь. В заключении произведения Лютер говорит и о своем деле: Всякий, кто только хочет, пусть ругает, злословит, осуждает меня, и если [он будет это делать] не голословно, то это ему прощается заранее. Но пусть не ожидает от меня ни снисхождения, ни терпимости никто из тех, кто стремится ославить, как лжецов, проповедуемых мною моего Господа Иисуса Христа и Святого Духа. Всё, что касается меня, неважно, но слово Христа я буду защищать с радостным сердцем и неиссякаемым мужеством перед кем бы то ни было. Для этого дал мне Бог просветленный, неустрашимый дух; и я надеюсь, что они [романисты] во веки веков не сломят его. Здесь читайте:Лютер, Мартин (Luther, Martin) (биографические материалы) Германские государства в XVI веке (хронологическая таблица)
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах: www.hrono.ru
|