|
Игорь Рассоха
Апология софистов
Релятивизм как онтологическая система
Аннотация
Последовательный релятивизм делает принцип относительности сущего главным
основанием всей философской системы. Существует абсолютно все, но при этом ничто
не существует абсолютно. Все возможно, но реально для нас существует лишь то, с
чем мы как-либо взаимодействуем – т. е. связь и есть реальность, "общаюсь,
следовательно, существую". Но и слишком сильная связь между сущностями ведет к
небытию, т. е. существует некий экзистенциальный оптимум. Реально для нас все
есть информация, т. е. различимые нами неоднородности.
Каждый из нас – это определенная система отношений с миром. Если Бог есть
бесконечная Возможность, то мир – это лишь наш диалог с Богом. Но мы связаны с
миром определенным образом, и потому реальный мир для нас не какой угодно.
Принцип относительности ограничивает сам себя, поэтому всякая относительность
относительна. С одной стороны, это обуславливает существующее в мире зло – наше
собственное бессилие. С другой стороны, это делает для нас мир относительно
устойчивым и познаваемым. Вообще мир таков, каковы мы сами.
У каждого – своя Вселенная, но поскольку все люди очень похожи, то и наши
вселенные можно рассматривать как единую Вселенную с общими законами
(запретами). При этом мы можем менять степень существования разных объектов
относительно себя и друг друга. Но не менее важно для нас и всегда оставаться
самими собой (в этом – наш "путь воина").
Поскольку все существует и ничто не существует абсолютно, то в процессе познания
мы должны все подвергать критике и ничего не отвергать полностью. Критерий же
истинности теорий – их способность объединять в себе большее количество
разнообразных положений, чем другие. В идеале все философские системы должны
взаимно дополнять друг друга.
Вопрос "что же произошло на самом деле?" без уточнения "для
нас-какие-мы-есть-здесь-и-сейчас" лишен смысла. Прошлое существует для нас лишь
как часть настоящего. Если изменяемся мы, то объективно изменяется и наше
прошлое. При этом все изменения являются необратимыми и качественными.
Современная физика принимает все предметы во Вселенной существующими друг для
друга, и это приводит к абсурдным выводам. На самом деле для нас существует лишь
то, с чем мы взаимодействуем. Т. н. "скорость света в вакууме" с – это
максимальная скорость прямого взаимодействия и прямого обмена сигналами. В
частности, при встречной скорости с при сильном синем смещении света
сверхэнергичные гамма-кванты также неспособны взаимодействовать с веществом. При
достижении скорости с гравитационная масса объектов относительно другу друга
становится равной нулю (мнимой), а инерционная масса – равной бесконечности. При
увеличении скорости мы постепенно окажемся в совсем другой вселенной. Это
значит, что наша Вселенная в целом – открытая система, и все существующие
космологические модели несостоятельны.
В нашем мире реально возможно все что угодно, наша реальность – магическая. В
каждой точке пространства содержится потенциально бесконечное число точек
пространства виртуальных для нас вселенных, а также бесконечное число
виртуальных для нас частиц (что следует из квантовой механики) – иными словами,
бесконечное число вариантов реальности.
При этом следует учитывать наличие разных уровней существования различных
сущностей, в частности, уровней Жизни и Разума. Например, степень существования
живых систем относительно неживых полностью неопределенна: живое определяется
только через живое. В процессе взаимодействия могут возникать системы с более
широким диапазоном уровней существования: именно так можно истолковать суть
теоремы Гёделя. И в итоге диапазон существования может стать бесконечным –
эволюция материи приведет через уровень Сверхразума к уровню Бога.
Для физиков важным следствием такой теории может стать более общая
математическая модель физического мира, включающая универсальный оператор
существования объектов относительно друг друга. При этом связи между объектами
уменьшаются вследствие: 1) высокой скорости, 2) ускорения, 3) вращения, 4)
сильного гравитационного поля, 5) иных сильных полей, 6) различия уровней
существования, 7) фазовых переходов. Однако при этом всегда существует
экзистенциальный оптимум. Такая математическая модель должна использовать некие
нетранзитивные алгебры.
Релятивистская онтология предполагает относительность понятия "температура" и
соответственно возможность "обхода" второго начала термодинамики при фазовых
переходах и построения вечного двигателя второго рода. Также предполагаются
сильные релятивистские эффекты при вращении – увеличение инерционной массы и
уменьшение гравитационной, замедление времени. Эти эффекты могут быть
исследованы экспериментально.
Вернуться к оглавлению
Рассоха И.Н. Апология софистов. Релятивизм как онтологическая система.
Харьков. 2007.
Книга для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором.
Здесь читайте:
Философы, любители мудрости
(биографический указатель).
Русская
национальная философия в трудах ее создателей
(сборник произведений).
"Философская культура" №1.
"Философская культура" №2.
"Философская культура" №3.
|