Алексей ШОРОХОВ |
|
2003 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫКАРТА САЙТА |
«ВЕЗДЕ МНЕ ГРЕЗИТСЯ СВЯЩЕННЫЙ ОБРАЗ ТВОЙ»- Ольга Николаевна, что бы Вы хотели пожелать жителям Орловщины? - О, Орловская земля, - это родина моего любимого поэта С.С.Бехтеева... ( Из интервью с О. Н. Куликовской - Романовой, вдовой Т. Н. Романова - племянника Николая II ) Харбин. Двадцатые годы. Ресторанчик заполнен русскими эмигрантами, в основном - офицерами... Всё согласно агитпроповской азбуке: пьяные "бывшие русские", крик, гвалт, ругательства, сомнительные женщины... Торжество записного политинформатора из отдела идеологии при ЦК КПСС, картина - "быт и нравы русской эмиграции". Тем временем певичка на сцене начинает романс - и... происходит чудо. Не то, запланированное сценарием, когда замолкает зал, и офицеры встают; нет - происходит чудо в душах простых русских ("советских") людей, которые впервые, с экранов телевизоров, слышат эти необыкновенные слова: Пошли нам, Господи, терпенье, В годину буйных, мрачных дней, Сносить народное гоненье И пытки наших палачей. Дай крепость нам, о Боже правый, Злодейства ближнего прощать И, крест тяжёлый и кровавый, С Твоею кротостью встречать... И дальше, дальше… Другой романс... Что-то родное и высокое, как мелькнувшее воспоминание, проносится перед нами. И, конечно же, прахом идут надежды политотдела Госкино - проиллюстрировать очередную киноагитку таким вот «эмигрантским материалом». Потому что этот "материал" оказывается значимее, глубже и роднее для зрителей фильма, чем слегка припудренные, переодетые в офицерскую форму и натянуто застывшие, актеры с заученными словами тезисов о необходимости классовой борьбы. А зрителями сериала "Государственная граница" в те, советские годы была воистину вся наша страна. Однако сколько бы вы ни искали, нигде в титрах (о, конечно же!) не отыскать имени автора этих чудесных строк. Более того, даже спустя многие годы народная молва приписывало стихотворение "Молитва" (ставшее романсом) Великой княжне Ольге Николаевне Романовой, замученной вместе со своей Царской Семьёй в Екатеринбурге, в июле 1918 года. Мы и сегодня практически ничего не знаем об одном из самых выдающихся поэтов русской монархической эмиграции, орловском поэте Сергее Сергеевиче Бехтееве (1879 - 1954). Именно им, в городе Ельце в 1917 году, было написано стихотворение "Молитва", с посвящением Великим княжнам, и потом послано в Тобольск, где томилась под стражей Царская Семья Романовых. Уже после их злодейского убиения стихотворение было найдено в личных вещах Великой княжны Ольги, и потому авторство приписали ей.
* * *
Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля (по старому стилю) 1879 года в городе Ельце Орловской губернии, в старинной дворянской семье. Воспитывался и обучался в прославленном Пушкиным Императорском Александровском лицее. Как и почти все лицеисты, Бехтеев довольно рано начинает писать стихи. К моменту окончания лицея издаёт первый сборник стихотворений. Вскоре поступает в Кавалергардский полк, ему присваивают чин офицера. С начала войны с Германией он в действующей армии. Получает ранение в голову и попадает в Дворцовый лазарет, где, тоже с начала войны, служат сёстрами милосердия Государыня и Великие княжны. Здесь он ещё раз убеждается в злонамеренном, умышленном характере слухов, в чудовищной лжи, которыми окружают Царскую Семью. Бехтеев хорошо понимает антирусский характер этой провокации, понимает и то, кому нужно очернять образ Царя и Царицы; образ, с которым шли воевать и умирать в эту войну русские люди. Но он - боевой офицер, и значит, его место на фронте. Снова война, и опять ранение… Уже находясь на излечении в Кисловодске, Бехтеев узнаёт о революционном восстании в Петрограде и, что больше всего его потрясает, об измене Царю высшего офицерства:
И что же! где слова: где громкие обеты? Где клятвы верности, присущие войскам? Где ваших прадедов священные заветы? А Он, обманутый, Он твёрдо верил Вам!.. И далее в этом стихотворении, «Николай II», написанном на третий день "бескровной" русской революции семнадцатого года, рукой поэта поистине водил Господь, ибо поэт пророчествовал:
Предатели, рождённые рабами, Свобода лживая не даст покоя вам. Зальёте вы страну кровавыми ручьями, И пламя пробежит по вашим городам. Не будет мира вам в блудилище разврата, Не будет клеветам и зависти конца; Восстанет буйный брат на страждущего брата, И меч поднимет сын на старого отца... Судьба Бехтеева - офицера внешне схожа с миллионами русских судеб того лихолетья. Он возвращается на родное пепелище в Елец, потом не надолго приезжает в Орёл, затем вступает в белую гвардию, наконец - вынужденная эмиграция... Но по внутренним приметам это всё же судьба поэта. Ибо в 1917 году Бехтеев написал боговдохновенные строки этого самого стихотворения. В Орловской губернии созданы и "Молитва", и "Боже, Царя сохрани", и "Конец русской былины", а так же другие шедевры православной и гражданской лирики, положенные впоследствии на музыку. Но именно образ Государя и Его Семьи - в мученических венцах, открывшийся его взору в одну из первых ночей русского безвременья, окажется для поэта путеводной звездой, главной темой в поэтическом осознании русской трагедии. Страшная весть о цареубийстве станет для Бехтеева горьким и грозным исполнением того, о чём давно знала его пророческая душа. И о чём столетие назад сказал другой прекрасный русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов. В самый напряжённый и таинственный момент своего пророческого делания Бехтеев духовно встретится с этим великим предшественником. Ведь с пророческих высот уже звучало, но не было услышано русским обществом: Настанет год, России чёрный год, Когда царей корона упадёт; Забудет чернь к ним прежнюю любовь И пища многих будет смерть и кровь... Так что вовсе не случайно Бехтеев возьмёт к стихотворению "Николай II", эпиграфом, другие строки Лермонтова:
Как женщина, Ему вы изменили, И как рабы, вы предали Его. ...После того, как мировой общественности стали известны материалы расследования убийства Царской Семьи Соколовым и Дитерихсом, а так же после выхода в свет книги на ту же тему Петра Жильяра - об обстоятельствах екатеринбургского злодеяния узнали даже самые политически близорукие современники тех событий. Подтвердились мрачные предположения - о ритуальном характере цареубийства. Более того - о ритуальном характере заклания самой России. И громче всех мгновенно возникших спекуляций прозвучал скорбный голос Бехтеева: Во всей Руси благословенной Не отыскалось никого, Чтоб удержать удар презренный, В тот миг, направленный в Него. ("Цареубийцы", 1921 г.) Как он был прав! И он взывал к покаянию... Историки спорят сегодня о личности последнего русского Царя. Что ж, это их, историков, дело. Они ведь до сих пор не выяснили и то, был Христос или Его не было. Для русского же православного человека святость Государя очевидна - Царственные Страстотерпцы причислены к лику святых Русской Православной Церковью. Поэтому вряд ли кто сможет упрекнуть поэта в "узости" его темы - так она огромна и неисчерпаема. Но более того, начиная третье тысячелетие, нам, русским, не повредит вспомнить, что быть человеком одной Веры, одной Присяги и одной Родины с Семьёй Царственных Мучеников к нашей чести. Именно таким был (и теперь уже навсегда будет для нас) - русский поэт и офицер, уроженец Орловщины, Сергей Сергеевич Бехтеев.
P.S. Совсем недавно состоялось символическое возвращение поэта на свою малую родину. Осенью 2000 года в "Дни православного искусства" в городе Орле известный исполнитель русских патриотических песен, духовных стихов и былин - гусляр Андрей Байкалец своё выступление посвятил Сергею Сергеевичу Бехтееву. Это вполне естественно - ведь репертуар Андрея чуть ли не на одну треть состоит из композиций, написанных на стихи Бехтеева. Содержание:
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
редактор Вячеслав Румянцев |