> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > СЛОВО О СЛОВЕ  > 
ссылка на XPOHOC

Виктор НИКИТИН

2003 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТА

НАШЕ СПАСЕНИЕ В НАШЕЙ ВЕРЕ

Варава В. В. Горизонты русского Бытия. (Размышления. Заметки. Статьи). - Воронеж, 2001 г.

«Мир печалиться не станет, если Россия исчезнет. Надеяться на помощь извне вряд ли разумно. В современном мире большого хищничества и лицемерия действует ницшеанский принцип: «падающего да подтолкни». Это цитата из книги философа Владимира Варавы, в которой он размышляет о духовном пути России и об ее предназначении. Размышляет заинтересованно, страстно. Недаром автор является кандидатом философских наук, преподает в университете, работает в духовной семинарии. Предметом его искренней обеспокоенности является та непростая ситуация, в которой оказалась Россия в настоящее время. Не только экономическая, но и, в большой степени, культурная. В своей книге Владимир Варава выступает против фрагментарного видения мира, навязываемого нам западной цивилизацией, против эклектизма в отечественной философии и призывов разной национальностей «доброжелателей» отказаться от «русской идеи». Автор аргументировано доказывает, что отказ от национальных традиций - тупиковый путь во всех жизненных сферах - в политике, в экономике, в образовании. Статьи, собранные в «Горизонтах русского Бытия», будят мысль читателя, заставляют его самого задуматься о насущнейших вещах.

Многие, например, замечают, что телевидение и значительное число газет и журналов, некоторые философы в своих книгах строят какую-то виртуальную Россию, ничего не имеющую с реальной и существующей. И под эту затею пытаются подвести даже новую философию предпринимательства. «Добиться успеха любой ценой» - вот европейский и американский лозунг сегодняшнего дня, сбрасываемого в наш российский народ сверху. И, стало быть, «успех» и является смыслом жизни новейшей, реформируемой России. Но что подразумевается под этим словом? А - накопление материальных богатств и радость по поводу их обладания. «Не богатство (деньги) - зло, - пишет Владимир Варава в своей работе «И возненавидел я весь труд мой…», - а отношение к нему. Если смысл жизни в стремлении к богатству - это уже опасно для души, - учит христианство». Потому-то и царит вокруг суета, а в душах людей воцаряется непокой, что меняются важнейшие наши приоритеты. И «новые» ведут к духовной деградации целого народа. Какой образ жизни нам предлагается взамен прежнего? Все действия человека подчинены социуму, внешне многоликому, а в итоге сама наша жизнь - плоскому, механистичному, ежедневному удовлетворению наших ЖЕЛАНИЙ. Кажется, что в этом плохого - в удовлетворении желаний? Но почему-то веками не приживалась на русской почве эта прагматичная, западная философия. В «Гранях евразийской идеи» читаем: «… очевидно, что в России люди не могут жить исключительно для себя. Нужда в идеальном - экзистенциальная суть русского бытия, которую не смогут уничижить никакие протестантски ориентированные реформаторы». Да, так называемые «общечеловеческие ценности» стали важнейшими «ценностями западного мира». А наши ценности для Запада - дело темное, почти варварское и рабское. Но в чужой монастырь со своим уставом лучше не ходить. Кроме того, глобализация вообще понятие рыночное, денежное. Не в праве «они» диктовать нам стандартный подход к пониманию, что такое жизнь, а что смерть. То, что «они» называют «гуманистической западной традицией», для русского человека традицией никогда не было и наверняка не будет. А к чему эта традиция гуманизма привела в Европе, хорошо показал ныне популярный роман «Элементарные частицы» французского писателя Мишеля Уэльбека.

Очевидно, что у России всегда был свой, самобытный путь развития. И что нашу страну нельзя свести к удобной, простой и всё объясняющей формуле - «только Европа она» или «только Азия». Как пишет Владимир Варава, оценивая «евразийскую идею», нам необходимо сегодня не пара лозунгов, присланных по почте, а положительное мировоззрение, идеология, преобразующая жизнь. Даже политическая доктрина для нас была бы сегодня мала. Но и идеология нужна взвешенная, не убогая, лишь в пику Западу.

«Как жить и для чего жить?» - эти вопросы, кажется, уже отменены новейшей, западной философией потребления, при которой «формируется установка ненужности поиска ИСТИНЫ, отбивается навык к осмыслению бытия, да и просто к вдумчивому отношению к миру. Мир предстает в качестве готовой рекламной упаковки: бери и наслаждайся». Увы, наша жизнь скоротечна. Благодаря ежедневным новостям смерть становится нормой жизни, если ни ее хозяйкой. Неуверенность отравляет существование, а желания могут порождать страх. В жизни полно загадок. Бог стоит и за нашим рождением и за смертью. Как всё это можно упростить? Проблема смысла жизни и смерти и рассматривается Владимиром Варавой в контексте с научными изысканиями в области достижения биологического бессмертия. Вывод точен и однозначен: никакие внешние политические и материальные подпорки так и не откроют нам сокровенной сути неисчисляемого.

Много сейчас говорится о хаосе в образовании. И в методиках, и в своем ценностном положении отечественная школа застыла на полпути к устойчивому абсурду. Судите сами: это раньше мы думали, что «человек звучит гордо», сегодня же, благодаря внедряемым в школьные программы пелевиным и сорокиным, «человек звучит смешно». В статье «Образование духа» Владимир Варава выступает против разноголосицы педагогических установок, которые не позволяют «формирующейся личности полноценно воспользоваться всем культурным богатством отечественных традиций». А без неё разве можно познать смысл жизни и тайны путей России? Сформировать новую нашу философию и идеологию? Разношерстность расплодившихся образовательных программ, захваченных постмодернистским сумбуром, - разношерстность, выдаваемая за демократический «плюрализм», угрожает утрате национального самосознания. Отдельная история с проникновением в Россию западных моделей образования, которые не только принадлежат иной культуре, но и несут чуждые России идеи, способные её разрушить.

Так же навязываются нам западные модели семьи и брака, голое калькирование которых происходит без учета наших национальных особенностей, многовековой православной традиции (статья «Русский «гендер»). Само понятие женщины эти модели опошляет. Естественно, что автор касается метафизики появления ребенка на свет. И тут необходимо привести его следующие слова: «Социальные проблемы возникают тогда, когда в рождении не постигается чудо, а видится лишь физиологический процесс с последующими социальными тяготами. Утрата духовного видения мира (что приравнивается к умопомрачению) приводит, в конце концов, и к социальным бедам. Связь очевидна и определенна».

Говорить о книге Владимира Варавы и тех мыслях, которые она вызывает по прочтении, можно долго. Тем более, что понятия и предметы философского исследования автора поистине жизненно основополагающие и касаются каждого из нас. А закончить эти заметки хочется словами самого Владимира Варавы, которые он сказал по поводу работы другого автора и которые, безусловно, можно отнести к его собственному труду: «Эта книга, безусловно, необходима сейчас, именно в такое время, когда жизнь застыла в бездумье, и одержимость тщетным достигла невероятного».

Содержание:

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев