Алексей ШОРОХОВ |
|
2003 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫКАРТА САЙТА |
Государство и литератураКогда я слышу о "проблеме молодых в литературе", мне становится немного не по себе. Сразу почему-то вспоминается Лермонтов, врезавшийся в вечность в свои двадцать семь. Говорить о молодости применительно к нему не уместно. И, тем не менее, семидесятилетний Бунин называл его "мальчишкой", что не мешало ему самому, впрочем, совсем по-мальчишески высовываясь из окна уходившего уже поезда, кричать Адамовичу: "А ведь переплюнул бы он Пушкина, как пить дать переплюнул!" Разговор у них был, напомню, о том, стал бы Лермонтов вровень с Пушкиным, проживи он побольше. Вспоминать шестнадцатилетнего Артюра Рембо или русского "поэта-хулигана" Сергея Есенина, который к своим тридцати годам успел уже сказать всё, не имеет смысла. Хотя бы потому, что ныне даже тридцатисемилетние патриархи пушкинского возраста подчас всё ещё числятся "молодыми писателями". Дело, насколько я понимаю, не в этом, а в том, что российское государство сегодня и в области литературы тоже намерено декларировать, так сказать, "поддержку отечественного производителя".Начинание хорошее, особенно учитывая то, что завывавшие на просторах России последние десять лет "ветры перемен" почти повсеместно настолько заглушали голос русской музы, что порой, казалось, даже метель в поле начинала голосить эфэмовской скороговоркой непонятноязычных диджеев и поп-обозревателей. Поэтому если говорить о поддержке "молодых" (и не только "молодых") отечественных писателей, то, мне думается, нелишне будет указать на такой факт. Писателя не бывает без языка. Больше того, только в литературе язык достигает своей полноты и высшей законченности. Но ведь, кроме всего этого, русский язык сегодня является ещё и едва ли не единственным цементным раствором, скрепляющим каркас российской государственности, каркас, напомню, в течение десяти лет нещадно распиливавшийся на этнографические нужды титульных суверенитетов. Вот почему самоустранённость государства из области языка не менее губительна, чем явное или тайное потакание языковому сепаратизму (я имею в виду эксперименты со всякими там переходами на латиницу и прочие битвы иероглифов на территории Российской Федерации). Но как государство может повлиять на запущенные уже центробежные процессы - ведь не водружать же вновь кириллицу на впавших в "латинскую ересь" гусеницами танков? Здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали. Только уже с другой стороны - верно ведь не только то, что писатель невозможен без языка, но и обратное, что и сам язык обречён без писателя, то есть без постоянного литературного слово-и-смыслотворчества. Поэтому, оберегая государствообразующий русский язык, власти необходимо понимать сегодня, что, помимо известного арсенала обязательных запретительных мер, на её "вооружении" должна находиться и хорошо продуманная стратегия поддержки современной русской словесности, может быть, единственной, наряду с Церковью и армией, все эти годы сдерживающей силы распада. И в этом смысле поддержка "молодых писателей" есть одна из немаловажных частей такой стратегии. Как она должна осуществляться - это предстоит определить. Безусловно, нужны и встречи и слёты молодых писателей, и (да-да!) более активное государственное лобби в области международных литературных проектов. Но главное - не побоюсь произнести слово, которое всё равно вот-вот будет реанимировано - необходима пропаганда современной, отечественной, художественной литературы как одного из направлений внутренней и внешней государственной политики. Потому что никакие институты "стратегических исследований" не в состоянии ни предвидеть, ни реально освоить и ярко смоделировать те ситуации, которые постфактум получают название "новых угроз человечеству". Будучи на самом деле уже давно художественно обозначенными в литературном пространстве. И современной русской литературе (в том числе и молодой) есть, что сказать миру. Хотя литературе никогда, слава Богу, не сравниться с пиар-технологиями в достижении мгновенного эффекта. Медленное же действие её в мире, в отличие от одноразового последних, "прочно и множественно". Во всяком случае, так считал Пушкин, а ему-то мы обязаны верить. Содержание:
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
редактор Вячеслав Румянцев |