Андрей Тесля
История политических и правовых учений
Методическое пособие по изучению курса
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Политические и правовые учения Древнего Востока
1. Первобытное общество и первобытная культура: представления о морали,
общественном порядке и должном поведении.
2. Политические и правовые воззрения в культурах Древнего Египта и стран
Междуречья.
3. Древнекитайские политические и правовые доктрины:
a. Конфуцианство: учение Кун-цзы и последующая судьба конфуцианства. «Лунь-Юй».
Учение Хэй Фэя.
b. Даосизм: доктрина непротивления. Власть как дуновение ветра. Правление
без принуждения. («Дао-дэ цзин»)
c. Легизм: доктрина китайской бюрократии. Власть как чистая сила, закон как
ее фиксация. Шан Ян и его трактат «Шан Цзюнь Шу».
d. Становление китайской имперской идеологии: конфуцианско-легистский
синтез.
4. Политические и правовые учения Древней Индии:
a. Брахманизм: древнейший кастовый порядок и его легитимация.
b. Буддизм хинаяны и махаяны. Тибет как опыт построения буддийской
государственности.
c. Индуизм – философско-религиозное выражение исторического опыта Индии.
d. Политические и правовые учения буддизма и индуизма в современном мире.
Тема 2. Политические и правовые учения Древней Греции
1. Политические и правовые воззрения в древнейших памятниках культуры
Эллады: Гомер («Илиада» и «Одиссея»), Гесиод («Труды и дни», «Теогония»),
Архилох.
2. Первые формы естественно-правовой теории: софисты и стоики.
3. Теория смены форм государства у Платона («Государство») и Аристотеля
(«Политика»).
4. Утопический государственный идеал Платона. Различие между образами
идеального государства в диалогах Платона «Государство» и «Законы».
5. Полибий: учение о круговороте государственных форм. Идеальное правление
как смешанная форма: архаические корни данного учения. Исторические опыты
приближения к идеальному правлению по Полибию (Спарта, Крит, Рим).
Тема 3. Политические и правовые учения Древнего Рима
1. Политический этос Древнего Рима в произведениях латинских историков:
Тит Ливий, Саллюстий Крисп, Корнелий Тацит, Аммиан Марцеллин.
2. Политическая и правовая доктрина Марка Туллия Цицерона («О республике»,
«О законах», политические речи).
3. Идеологическое обоснование императорского режима (Плиний Младший,
«Панегирик Плиния Траяну»).
4. Правовые учения римских юристов (Ульпиан, Папиниан, Гай). Трансформации
естественного права в римской юридической доктрине.
Тема 4. Политико-правовая доктрина западного христианства
1. Раннее христианство: становление христианской картины мира и общества.
Апологеты и их отношение к государственности.
2. Трансформация христианства в государственную религию. Изменение
позитивного содержания римского идеала государственности (Евсевий
Кессарийский, «Великие Каппадокийцы»: Василий Великий, Григорий Назианзин,
Григорий Нисский).
3. Свобода совести как проблема христианского сознания: первые апологеты и
бл. Августин, епископ Гиппонский). Доктринальная природа инквизиции (Св.
Доминик, Торквемада и «инквизиция совести» Игнатия Лойолы).
4. Естественное право в католической традиции. Понимание «естественности»:
естественность как следование природе и естественность как следование Богу.
5. Спор об инвеституре и догматическое обоснование притязаний папской и
императорской властей.
6. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве как высшее выражение
схоластической учености.
7. Доктрины о независимости или о превосходстве светской власти над властью
духовной («Йоркские трактаты», приписываемые Герарду, архиепископу
Йоркскому; учения Марсилия Падуанского и Уильяма Оккама).
8. Еретические учения в Средние века: альтернативные доктрины и утопические
мечтания (альбигойцы, ересь Уиклифа, гуситы).
Тема 5. Политико-правовые учения эпохи Ренессанса и Реформации
1. Средние века и Ренессанс: традиции и новизна. Становление нового типа
государственной власти.
2. Рациональная политика: учение Николо Макиавелли о государственной власти.
Проблема цели и средств.
3. Разрушение баланса духовной и светской властей в Европе XIV – XVI вв.
«Обмирщение папства», падение его авторитета и исторические корни
Реформации.
4. Учение Мартина Лютера о свободе и благодати, о Божественном
избранничестве. «Свобода христианина» как свобода духа и подчинение церкви
светской власти.
5. Учение Жака Кальвина о предопределении. Теократический идеал и
исторический опыт женевской государственности.
Тема 6. Естественно-правовые доктрины и буржуазные реформистские и
революционные процессы в Западной Европе в XVII – XVIII веках
1. Учение Гуго Гроция о естественно праве и о юридических ограничениях
войны как высочайшее достижение раннебуржуазной правовой мысли.
2. Английская буржуазная революция (1640 – 1689 гг.) и ее осмысление в
политико-правовых доктринах: левеллеры, индепенденты, консервативное
пресвитерианство и попытки обоснования монархической власти в новых
условиях.
3. Учение Томаса Гоббса о государстве и права. Государство как по своей
сущности сакральный феномен, не нуждающийся во внешнем освещении. Порядок
как высшая ценность и смысл существования государства.
4. Джонатан Локк и становление либеральной традиции. Учение о разделении
властей по Дж. Локку и Ж.-Л. Монтескье: сравнительный анализ.
5. Жан-Жак Руссо и его учение о «естественном человеке», договорной природе
права и государства. «Общая воля» и проблема суверенитета.
Тема 7. Немецкая классическая философия. Марксизм
1. Учение Канта о естественном праве.
2. Политическая философия Гегеля: консерватизм и революционное содержание
гегельянства.
3. Историческая школа юристов: право как выражение «духа народа». Открытие
«длинных процессов» в истории права.
4. Философское учение К. Маркса. Тезис о производном характере права и
государства и экономической детерминации последних.
5. Исторические судьбы марксизма.
Тема 8. Политические и правовые учения в России X – XVIII вв.
1. «Слово о законе и благодати» Иллариона как древнеший памятник
отечественной политической и правовой мысли.
2. Спор нестяжателей с иосифлянами. Правовые воззрения Нила Сорского,
Вассиана Патрикеева и Иосифа Волоцкого.
3. «Москва – третий Рим»: послание старца Филофея.
4. Раскол и спор патриарха Никона и царя Алексея Михайловича о природе и
пределах святительской и царской власти.
5. Утверждение абсолютной монархии и идеологическое оформление последней:
Петр I, Феофан Прокопович, Екатерина II.
6. Дворянская идеология: в согласии и в конфликте с абсолютной монархией
(кн. Дм. Голицын, В. Татищев, кн. М. Щербатов, Н. М. Карамзин).
Тема 9. Отечественные политические и правовые учения XIX – начала XX
века
1. Декабристы: проекты государственного преобразования П. И. Пестеля и Н.
М. Муравьева.
2. Западники и славянофилы: идеологическое оформление русской
общественной жизни.
3. Русский либерализм: К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин.
4. Революционные доктрины 60-х – 80-х гг. XIX века: от Н. Г.
Чернышевского до Н. К. Михайловского.
5. Русский марксизм:
a. «Легальный» (М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве).
b. «Меньшевизм» (Ю. Мартов, «поздний» Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, В.
И. Засулич, А. Н. Потресов).
c. «Большевизм» (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин, Н. И.
Бухарин).
6. Юридическая доктрина большевистской версии марксизма: П. И. Стучка, Е.
Б. Пашуканис.
К оглавлению
Здесь читайте:
Тесля А.А. Древний Восток.
Учебное пособие по истории государства и права зарубежных стран.
Тесля А.А. История государства и права средневековой Англии VI – XII вв.:
Хрестоматия. Хабаровск: Изд-во
ДВГУПС, 2006.
Тесля А.А. История государства и
права средневековой Англии XIII – XV вв.: Хрестоматия / Сост., ред.
и вст. ст. А.А. Тесля. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006.
|