SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ >  
ссылка на XPOHOC

Андрей Тесля

2006 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Webalta

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Андрей Тесля

История политических и правовых учений

Методическое пособие по изучению курса

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет истории политических и правовых учений.
2. Методология научной дисциплины история политических и правовых учений.
3. Историзм как базовый методологический принцип истории политических и правовых учений. Сущность и пределы принципы историзма.
4. Понятия политических и правовых «воззрений», «учений», «доктрин» и «теорий». Взаимосвязь и различие названных разновидностей интеллектуальных конструктов.
5. Основные этапы развития науки истории политических и правовых учений и их характеристика.
6. Представления о природе социальных установлений и должном в первобытно-общинном строе. Мифологические объяснения социального.
7. Общие характерные черты политических и правовых воззрений культур Древнего Востока.
8. Политические и правовые воззрения в Древнем Египте.
9. Политические и правовые воззрения в странах древнего Междуречья (Аккад, Шумер, Вавилон, Ассирия, Мидия и Персия).
10. Политико-правовые воззрения Древнего Израиля (XII – VI вв. до н. э.).
11. Политико-правовые воззрения и доктрины, содержащиеся в Танах (Ветхом Завете).
12. Политические и правовые воззрения в брахманистском учении (Древняя Индия).
13. Политико-правовая доктрина буддизма (хинаяна и махаяна).
14. Политико-правовая доктрина китайского и японского буддизма как разновидностей буддизма махаяны (чань-буддизм, дзэн-буддизм).
15. Политико-правовые воззрения индуизма («Манудхармашастра»).
16. Конфуцианство. Учение Конфуция о добродетельном муже и пяти добродетелях. Образ идеального правителя (Хуан Ди – «Желтый император»).
17. Конфуцианство. Учение о должном социальном поведении и иерархии. Основания иерархического устройства общества согласно конфуцианству. Учение об исправлении имен.
18. Легизм (Шан Ян – «Шан цзюнь шу»). Исторические истоки и политическая доктрина. Требования к совершенному законодательству.
19. Легизм. Критика конфуцианства: основания и содержание. Исторический контекст и итоги.
20. Даосизм (Лао Цзы – «Дао-дэ цизинь»). Учение об обществе и о совершенном социальном устройстве. Образ правителя и добродетели человека согласно даосизму.
21. Китайская имперская идеология (II в. до н. э.). Становление и классическая доктрина. Отношение к трем основным политико-правовым учениям Древнего Китая: конфуцианству, даосизму и легизму.
22. Общественный строй и политическая система Минойской и Микенской Греции. Идеологическое оформление государственного строя.
23. Архаическая Греция. Политические и правовые воззрения по поэмам Гомера («Илиада», «Одиссея»). Образ идеального воина (Ахилл, Гектор) и государя (Агамнемном, Нестор). Гомеровский Олимп как отражение представлений о правильном иерархическом обществе.
24. Архаическая Греция. Политические и правовые воззрения по поэмам Гесиода («Труды и дни», «Теогония»). Социальные добродетели средних и мелких земледельцев. Олимп Гесиода как отражение представлений о правильном иерархическом обществе.
25. Архаическая Греция. Представления об идеальном гражданине. Разрушение гомеровского полиса: лирика Архилоха.
26. Древняя Греция, ранняя классика. Политические и правовые воззрения в ранних философских учениях (милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Гераклит Эфесский).
27. Древняя Греция, ранняя классика. Пифагор и связываемое с ним учение о государстве и праве. Пифагорейский союз.
28. Политические и правовые воззрения в трудах древнегреческих риторов, историков и политических деятелей (Перикл, Демосфен, Геродот, Фукидид, Лисий, Исократ).
29. Учение Сократа о должном для человека и гражданина. Учение о качества, должных для политика.
30. Учение Платона о формах государства и их метаморфозах («Государство»).
31. Учение Платона об идеальном государстве. Сравнительный анализ диалогов «Государство» и «Законы».
32. Политико-правовое учение Аристотеля. Учение об обязанностях гражданина. Отношение к рабству.
33. Учение Аристотеля о формах государства, о правильных и извращенных формах государства («Политика»).
34. Учение Аристотеля об идеальном государственном устройстве.
35. Эллинистический период. Общая характеристика. Метаморфозы в государственном устройстве, в политико-правовых воззрениях и идеологии.
36. Политико-правовая доктрина Полибия («Всемирная история»). Исторические судьбы государства, метаморфозы форм государственного устройства. Идеальное государство по Полибию.
37. Политико-правовые воззрения Древнего Рима. Период Республики (V – I вв. до н. э.).
38. Цицерон: учение о государстве и праве, образ идеального государственного устройства («О республике», «О законах»).
39. Цицерон: учение об обязанностях гражданина и политика («Об обязанностях», «Письма»).
40. Идеологическое оформление принципата Августа («Анкирский монумент»).
41. Политико-правовые воззрения в творчестве Вергилия («Буколики», «Георгики», «Энеида») и Горация («Сатиры», «Оды»).
42. Политические и правовые воззрения эпохи принципата: идеология сенатской оппозиции (Лукан – «Фарсала», Тацит – «История», «Анналы»), идеологическое оформление принципата Антонинов (Дион Хризостом, «Письма» Плиния Младшего, Панегирик Плиния Траяну), стоические представления об отношении человека к политике и об обязанностях политика (Плутарх, Марк Аврелий, Эпиктет).
43. Кризис Римской Империи и утверждение домината: характеристика идеологических оснований домината.
44. Общие политические и правовые воззрения римских юристов (Павел, Ульпиан, Папиниан и др.).
45. Римская юриспруденция и историческая трансформация юридического образования.
46. Возникновение христианства. Представления о государстве и праве в Новом Завете и в раннем христианстве.
47. Апологеты (Юстин Философ, Тертуллиан): учение о государстве и о положении церкви в нем.
48. Перемены в христианском учении в III – IV вв. Превращение христианства в государственную религию Римской Империи; вызванные этим трансформации в вероучении, в понимании природы и назначения государства и права.
49. Учение Амвросия Медиоланского об обязанностях христианина и священника.
50. Учение бл. Аврелия Августина о двух градах («О Граде Божием»).
51. Учение бл. Аврелия Августина о допустимости преследования за инаковерие и ересь.
52. Учение о «двух мечах» и теократические притязания папы Римского (письмо папы Геласия).
53. Падение Римской Империи. Идеологический статус варварских вождей в период «великого переселения народов» и в раннем средневековье. Формы сакрализации королевской власти.
54. Средневековые описания и идеологические обоснования феодального общества.
55. Средневековые представления и политические учения об Империи и императорской власти (легенда о Карле Великом – Шарлемане, Священная Римская Империя).
56. Политические и правовые идеи клюнийской реформы монашества и церкви.
57. «Спор об инвеституре» и политико-правовая доктрина Григория VII и его преемников (Урбан II, Иннокентий III, Иннокентий IV, Бонифаций VIII).
58. «Спор об инвеституре» и политико-правовые доктрины в защиту прав императорской власти.
59. Политико-правовое учение Фомы Аквинского.
60. Марсилий Падуанский и Данте: защита идеи превосходства императорской власти над светскими притязаниями папы Римского.
61. Рецепция римского права: XI – XV вв, деятельность итальянских (болонских) и французских юристов. Приспособление норм римского права к условиям средневекового общества и трансформация общих идейных основ римского права.
62. Политико-правовая идеология основных направлений ислама в странах Арабского Востока: шииты и сунниты.
63. Кризис идеологической конструкции феодального общества в позднее средневековье. Становление городского сознания.
64. Основные черты политических и правовых воззрений Ренессанса.
65. Учение Макиавелли о совершенном правителе («Государь»).
66. Учение Макиавелли о политике и праве, становление идеи национального государства. Проблема соотношения права, политики и морали («Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия»).
67. Утопические учения позднего Ренессанса: «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бекона.
68. Исторические истоки и предпосылки идеологии Реформации: еретические учения позднего средневековья (Дж. Уитклиф, Ян Гус, Дж. Савонарола), учение Эразма Роттердамского.
69. Политико-правовые воззрения М. Лютера («Свобода христианского воина»).
70. Политико-правовые воззрения Ж. Кальвина. Опыт женевской кальвинисткой республике.
71. Общая характеристика развития политических и правовых учений в раннее Новое Время. Общественно-историческое значение возрождения естественно-правовой доктрины.
72. Представления о государстве и праве в воззрениях политических течений Английской революции (1640 – 1660 гг.): умеренные пресвитериане, левеллеры, индепенденты, диггеры.
73. Учение о естественном праве Г. Гроция («О праве войны и мира»). Значение его доктрины для становления международного публичного и международного частного права.
74. Учение о естественном праве Т. Гоббса («Левиафан», «О гражданине»). Права человека и право государства. Учение о порядке как о высшей ценности и смысле существования государства – его историческая обусловленность («Бегемот»).
75. Учение о естественном праве Б. Спинозы («богословско-политический трактат», «Политический трактат»).
76. Особенности учений о естественном праве в Германии: Г. Э. Лейбниц, С. Пуфендорф, Х. Томазий, Х. Вольф.
77. Учение Дж Локка о происхождении государства, о правах и обязанностях человека, о свободе человека и допустимых случаях ее ограничения.
78. Дж. Локк: теория разделения властей («Два трактата о правлении»).
79. Споры о веротерпимости в XVII – XVIII веках. Б. Спиноза («Богословско-политический трактат»), Б. Паскаль («Письма провинциала»), Вольтер (выступления в защиту Ж. Каласа).
80. Общие черты политико-правовых учений эпохи Просвещения (Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).
81. Учение о «духе законов» Ш. Монтескье.
82. Ш. Монтескье: теория разделения властей. Сравнительный анализ с воззрениями Дж. Локка.
83. Политико-правовые воззрения представителей «умеренного» Просвещения: Вольтер, Д. Дидро.
84. Политико-правовое учение Ж.-Ж. Руссо («Об общественном договоре»).
85. Учение Ж.-Ж. Руссо о надлежащих формах демократического устройства государства и их ограничениях.
86. Социалистические правовые учения во Франции XVIII века: Морелли, Г. Бабеф.
87. Политико-правовые воззрения идеологов Французской революции: жирондисты и монтаньяры/якобинцы (Ж. Дантон, М. Робеспьер, А. Сен-Жюст).
88. Основные течения политической и правовой мысли в Северной Америке времен Войны за независимость США: А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Т. Пейн.
89. Политико-правовое учение Т. Джеферсона.
90. Учение о праве, политике и обществе Э. Берка. Учение об обязанностях депутата Парламента.
91. Консервативные течения политико-правовой мысли: Ж. де Местер, Р. де Шатобриан, Л. де Бональд, К. Галлер.
92. Историческая школа права: К. фон Савиньи, С. Пухта.
93. «Борьба за право». Учение о праве как о формальном выражении интереса: Р. фон Йеринг.
94. Французский либерализм. Учения Б. Констана о конституционном государстве и правовых гарантиях прав граждан. Ф. Гизо и политико-правовая доктрина: идеологическое выражение режима Июньской монархии.
95. Английская традиция либерализма. И. Бентам о праве и государстве; учение об общей теории права; кодификация.
96. Юридический позитивизм (Дж. Остин).
97. Учение И. Канта о праве и государстве («Метафизика нравов»).
98. Учение Г. В. Ф. Гегеля о праве и государстве («Феноменология духа», «Лекции по философии истории», «Философия права»).
99. Социалистические учения начала и 1-й половины XIX века: Сен-Симон, Р. Оуэн, Прудон.
100. Марксизм: возникновение и развитие. Генетические связи с немецкой классической философией, младогельянством, французскими социалистическими учениями.
101. Марксистское учение о классах и процессах классообразования.
102. Марксистское учение о происхождении государства и права и классовой сущности последних.
103. Исторические судьбы марксизма в мире – германская социал-демократия, нео-марксизм, азиатские и африканские «версии» марксизма.
104. Политико-правовая идеология в Древнерусском государстве.
105. Основные направления политико-правовой мысли в период становления и развития Московского государства.
106. Учение о царской власти и назначении царя в Московской Руси (послание старца Филофея, Послания Ивана Грозного и кн. Андрея Курбского).
107. Политическая и правовая идеология Московской Руси в Судебниках 1497 и 1550 гг. и в Уложении 1649 г. Правовой статус царя и царской фамилии.
108. Политико-правовые воззрения в сочинении Пересветова.
109. «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича как обоснование петровского абсолютизма.
110. Политико-правовые воззрения кн. Дм. М. Голицына, руководителя т. н. «заговора верховников» (1730 г.).
111. Политико-правовые учения в России в период становления абсолютизма: И. Т. Посошков, В. Н. Татищев.
112. Политические и правовые учения в России во 2-й половине XVIII века: кн. М. М. Щербатов, С. Е. Десницкий, А. Новиков, А. Н. Радищев.
113. Политические и правовые воззрения в России в начале XIX века. М. М. Сперанский и Н. М. Карамзин: столкновение идеологических программ.
114. Политическая идеология декабристов. Проекты преобразования государственного и правового строя России П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева.
115. Идеология «официального народничества»: гр. С. С. Уваров и николаевская Россия.
116. Политические и правовые воззрения П. Я. Чаадаева, западников и славянофилов30-х – 40-х гг. XIX века.
117. Политико-правовые идеи анархизма: П. Прудон, М. А. Бакунин, кн. П. А. Кропоткин.
118. Политико-правовые воззрения русского народничества: П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михаловский, В. М. Чернов.
119. Политико-правовые учения Б. Н. Чичерина, Н. М. Коркунова, М. М. Ковалевского, Б. А. Кистяковского, Л. И. Петражицкого.
120. Учение о праве и государстве Вл. Соловьева. Теократический идеал государственности.
121. Политические теории русских марксистов: легальный марксизм и меньшевики.
122. Политические теории большевиков и радикальных марксистов: В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий.
123. Политическая мысль русской эмиграции: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин.
124. Политико-правовые воззрения евразийства: К. С. Савицкий, кн. С. Е. Трубецкой, Н. Н. Алексеев, Г. В. Флоровский.
125. Политические воззрения фашизма (Б. Муссолини, Г. де Ануццио).
126. Политическая и правовая идеология нацизма (А. Гитлер, А. Розенберг).
127. Современные теории государства: неолиберализм, «государство всеобщего благоденствия», неоконсерватизм.
128. Элитарная теория государства (В. Паретто, М. Вебер, А. Вебер).
129. Современные концепции естественного права.
130. Политические и правовые вопросы в неотомизме.

К оглавлению


Здесь читайте:

Тесля А.А. Древний Восток. Учебное пособие по истории государства и права зарубежных стран.

Тесля А.А. История государства и права средневековой Англии VI – XII вв.: Хрестоматия. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006.

Тесля А.А. История государства и права средневековой Англии XIII – XV вв.: Хрестоматия / Сост., ред. и вст. ст. А.А. Тесля. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС