Маркс Тартаковский |
|
2007 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
На первую страницуНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Маркс ТартаковскийМировая история как эксперимент и загадкаГлава IV. Учитель Кун и законодатель КлисфенПОКА ЧТО ПЕРЕД НАМИ ВСЕГО ЛИШЬ ПРЕЖНЕЕ УСЛОВИЕ задачи со многими
неизвестными, хоть мы невзначай и заглянули в ответ. Да, мы и прежде знали, что
не китайцы открыли Америку! Для нас важнее понять: ПОЧЕМУ? Мы предчувствуем,
что, решая этот вопрос, коснемся самых сокровенных механизмов истории — как
Фрейд, исследуя душевные отклонения, коснулся интимнейших сторон психики; «Термин «философия истории» изобрел в XVIII веке Вольтер, который понимал под ним всего лишь критическую, или научную, историю, тот способ исторического мышления, когда историк самостоятельно судит о предмете, вместо того чтобы повторять истории, вычитанные из старинных книг. Этим же термином пользовались Гегель и другие авторы в конце XVIII века, но они придали ему другой смысл; у них он означал просто всеобщую, или всемирную, историю. Третье значение данного термина можно найти у некоторых позитивистов XIX века: для них философия истории означала открытие общих законов, управляющих ходом событий, о которых обязана рассказать история» (Р. Дж. Коллингвуд. Идея истории). Позитивисты увлеклись поначалу лишь установлением самих исторических фактов, их набором, но затем и углублением позитивного знания, поскольку, исследуя факты, так сказать на поверхности; невольно прикасаешься и к нижележащему пласту, если даже никаких прямых сведений о нем нет. Так, немецкий античник Теодор Моммзен, статистически обрабатывая надписи на могилах римских легионеров, смог установить, где набирались данные легионы; тогда как, зная родину солдата и место его погребения, можно косвенно судить и о внутриполитической ситуации в те или иные моменты римской истории: оставляли мобилизованного служить на родине или отсылали за тридевять земель даже без очевидной военной необходимости, лишь бы подальше... Не обнажаются ли тут подспудные, не зафиксированные документально, отношения между властью и подданными, Римом и имперскими территориями?.. Но и это тоже «всего лишь» факт, пусть и выявленный в результате научного анализа. Тогда как «выявление фактов ради них самих не может никого удовлетворить; оправданием этих открытий должно служить что-то иное, лежащее вне самих фактов, но что может и должно быть сделано на основе фактов, добытых таким образом» (Коллингвуд...). Исследователи пытливо искали и ищут некие устойчивые координаты в «историческом пространстве», которые бы с относительной надежностью указывали место в нем всякому значительному феномену, выводили бы его из сферы случайностей (в которой науке, строго говоря, нечего делать) в сферу закономерностей, подтверждаемых экспериментом (как мы покажем вскоре) в той степени, в какой допускает сама история. Как же рассматривала китайский феномен прежняя историческая наука? Прежде
всего, по-всякому, в зависимости от общественных веяний. Еще в эпоху Просвещения
появился удобный миф о неполноценности желтой расы. Миф этот опирался на обычное
свойство всякого обывательского сознания (в самом Китае, кстати сказать, тоже):
достоинства отдельных представителей своей нации (расы) оно приписывает всей
нации, тогда как недостатки отдельных представителей другого народа
распространяет на весь этот народ — чужой. «Неполноценность желтых» муссировалась вплоть до момента, когда принялись
говорить о «желтой опасности»: Япония вдруг вышла на мировую арену. Небольшой
рост, а также чересчур наглядная (по европейским понятиям) вежливость японцев с
неизменно подобострастной (по мнению европейцев) улыбкой, предписанной ритуалом,
также долго служили притчей во языцех: достаточно прочесть повесть Куприна
«Штабс-капитан Рыбников», вспомнить советские фильмы 30-х годов, где японцев —
шпионов и не уступающих им в коварстве коммерсантов — играл актер Свердлин (Лев
Наумович, еврей), хищно скаливший зубы... В любом случае одно представлялось незыблемым и бесспорным: «Запад есть
Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанут Небо с
Землей на страшный Господень Суд...» И Китай ценился как классическое
подтверждение этой киплинговской формулы. Полуколониальное прозябание величайшей
страны как бы наглядно свидетельствовало в пользу европейской цивилизации; а так
как она шагнула за океаны и утвердилась на других континентах, ее стали называть
более общо — христианской цивилизацией. И это определение как бы содержало в
себе историческую подоплеку торжества европейской культуры — христианской в
своей основе. ВОЗМОЖЕН ЛИ ЭКСПЕРИМЕНТ В ИСТОРИИ? Могут сказать, что в истории
экспериментировали все, кому не лень; что любое действие личности, которую
позднее (а порой и при жизни) назовут исторической, можно рассматривать как
эксперимент, и, таким образом, вся мировая история из одних экспериментов и
состоит... Любопытно, понял ли сей «Иоанн Предтеча», что экспериментатор в истории —
субъект, всегда ангажированный временем и обстоятельствами? Он, этот субъект
истории, идет, как бы держа перед собой зеркало, видя не дорогу, а лишь ее
отражение, — и непременно приходит к непредвиденному итогу. В отличие от
научного экспериментатора, он не доверяет объективному естественному ходу вещей:
он не наблюдает, а действует. И, во всяком случае, он - лицо заинтересованное; у
него на все готовый ответ, ему кажется, будто он все знает заранее. Завязкой «китайской фабулы» было, как мы убедимся впоследствии, возникновение своеобразного этико-философского учения — конфуцианства. Китайский иероглиф «цзяо» переводится и как «учение» и как «религия», чем подчеркнуто принципиальное отсутствие, в данном случае, разницы между этими понятиями; хотя в конфуцианстве, ставшем на тысячелетия государственной идеологией, нет никаких мистических откровений, и сам Конфуций советовал: «Чти богов, но держись от них в отдалении». Под флагом конфуцианства порой даже объявлялась война религиозным культам, то есть непосредственно вере в богов. Да и сам Конфуций был вполне земным, человеком, и мы вполне достоверно знаем
основные этапы его жизни. Известно место его погребения, существует мавзолей
Конфуция. Так что заря конфуцианства ничуть не отмечена мистическим
вмешательством извне, видениями и пророчествами, как это случилось с иудаизмом,
буддизмом или христианством. В 551 году до н. э. в благонравной и добродетельной
чиновничьей семье Кун, глава которой достиг уже своего семидесятилетия, родился
мальчик, которого назвали Цю. Его прилежание в учебе было выше всяких похвал.
Позднее он почувствует призвание учить других; его назовут Кун-цзы — учитель
Кун, в нашем произношении — Конфуций. Начало китайской истории, как и всюду, озарено мифическим «золотым веком»,
когда народ трудился безо всякого принуждения, вознаграждаясь самой своей
верностью «совершенномудрым» правителям; они же в свою очередь правили «спустя
рукава», что в понимании китайца лишено иронии и означает, собственно, только
то, что и пальцем незачем шевельнуть: все идет естественным путем, порядок
складывается сам собой. Вот и вся конфуцианская философия истории; и помыслить нельзя, чтобы какая-либо случайность вторглась в размеренный распорядок. Ценится не индивидуальность, тем паче уникальность, а заведомая заурядность. «Во всем середина — вот в чем суть добродетели». Принцип этот составлял сердцевину учения, да и самой жизни Конфуция. Он не пророк, не чудотворец, не наместник бога на земле и уж, конечно, не Сын Божий — как Иисус; добровольно уступает он первенство государю Поднебесной империи. Какому? Любому. Ныне правящему. Бесстрастное Небо равно распростерто надо всеми. Государь представляет его на земле, и пред ним все равны: никто не выделен и не отмечен ничем, кроме благоволения государя. Безмолвное служение ему и есть служение божественному Небу. Пока можно было править «спустя рукава», пока отношения между властью
немногих и повиновением остальных не осознавалось ни теми, ни другими, не
требовалось обоснования такому положению вещей. Оно выглядело естественным,
определенным самой природой. Так оно, собственно, и было: род объединяли кровные
узы, и вождь был, прежде всего, главой семейной общины... Времена не выбирают — Все эти неожиданные сопоставления помогают понять, что рассуждения древнего
философа были далеко не примитивными, и выводы совпадали с известной гегелевской
формулой, гласящей, что все действительное — разумно. Потому, что выбирать,
собственно, было не из чего. Вывод этот тем более справедлив для Китая, не
соприкасавшегося на протяжении тысячелетий с культурой, хоть сколь-нибудь
соразмерной его собственной. Китаец видел на востоке безбрежный океан, а на
западе, севере и юге — пустыни, горы, степи и джунгли, населенные варварскими
племенами. Индия с её цивилизацией — за неприступной стеной Гималаев. Подданный
Поднебесной империи, как убого он бы ни жил, чувствовал себя «культурным
сюзереном» по отношению к своим соседям, прозябавшим в дикости и невежестве. И,
не имея иного примера, должен был, подобно вольтеровскому Кандиду, признать, что
живет в лучшем из миров. Так что и через полторы тысячи лет после смерти
философа, в эпоху династии Сун, неоконфуцианцы по-прежнему настаивали на
желательности незыблемого порядка вещей: «Играть с явлениями мира — значит
погубить себя»... Если принять это определение, то Конфуция можно признать первым идеологом в
мировой истории. Его рационалистическое учение не имеет ничего общего ни с
абстрактной философией, ни с законодательными установлениями, ни с
религиозно-экстатической проповедью, ни (с другой стороны) с попыткой научного
объяснения мира. Суть конфуцианства в том, что часть, само собой, служит целому,
человек — государству, так что он ни в коем случае не может рассматриваться сам
по себе, вне такого служения. Тогда только все пребудет в благополучии, и
человек как часть целого — тоже. Все это и гуманно, и теоретически устраивает обе стороны — как власть, так и
подданных. Вместе с тем это уже настолько высокий уровень исторического
самосознания, что — в условиях естественной этногеографической, а затем и
искусственной изоляции — его хватило Китаю на целые тысячелетия. Усвоенный
стереотип мышления сформировал облик всей цивилизации. Конфуцианская духовная установка пронизала все поры китайского общества.
Фиксировано сознание — фиксировано и бытие. Даже Синьхайская революция 1911-1913
годов, свергнувшая монархию, сохранила ритуал чествования духа Конфуция. В
сотнях храмов не реже, чем дважды в год — весной и осенью, по-прежнему
возглашалось при звуках музыки (Конфуций был ценитель ее), при торжественном
сожжении текста молитвы, обращенной к мудрецу (дым при этом возносился к вечному
и бесстрастному Небу): РЕЛИГИИ СВОЙСТВЕННО ВЫСТУПАТЬ В ОБЛИЧЬЕ МОРАЛИ; здесь мораль выступила в
форме религии. Иероглиф жэнь складывается из следующих смысловых элементов: «человек» и
цифра два. Человеческое в индивиде проявляется лишь в общении с другими людьми;
это, по мнению Конфуция, и есть человеколюбие. Следование добродетели отныне лишено добровольности; это — долг. А долг, по
Конфуцию, это второй из пяти принципов, обозначаемый иероглифом И. Никто не
смеет уклоняться от своего долга. Сам государь обязан исполнять долг — служить
народу, управляя им согласно законам. Он должен постоянно обновлять в памяти все
предписания. «По законам цинского двора император ежедневно, как бы он ни
спешил, должен был прочесть страницу из (конфуцианских) «Наставлений предков»
(они всегда находились в спальне императора). Словом, прав был Ганс Христиан Андерсен, начавший свою сказку «Соловей» так:
«В Китае все жители — китайцы, и сам император — китаец». Государь обязан
служить народу, долг (И) народа — служить своему государю. Высшая честь — отдать
за него жизнь. Солдатам предписывалось стоять насмерть, военачальникам —
сражаться до последнего солдата. Ни при каких обстоятельствах не сдаваться в
плен. Самой своей смертью ты обязан устрашить врага, погибая — быть полезным
вдвойне. «Каждый, прежде чем упасть, делает шаг вперед» — впервые об этом было
сказано в Китае.... Трудно сказать, насколько все это соблюдалось. Лу Синь в нашем веке уже
иронизирует над этим. Жалкий, забитый персонаж его знаменитой «Подлинной истории
А-Кью», само имя которого звучит пренебрежительно — как Васька, Петька, Ванька,
собрался было запеть, когда его казнят по недоразумению, «хотел уже взмахнуть
героически рукой, но вспомнил, что руки связаны, и не запел». Утешает же он себя
пародийно конфуцианским рассуждением, «что в этом мире у человека, вероятно,
бывают и такие минуты, когда ему отсекают голову». «Спасите!» — хотел было
крикнуть он, объяснить, что казнят его по ошибке, — но не сделал этого. Что
может быть хуже, чем потерять лицо! «Умереть — невелико событие, лицо утратить —
огромное!» Благопристойность, благонамеренность, благочиние, благообразие... Не только
на людях, но и наедине с собой. «Благопристойность предписывает: все, что не
соответствует ли, — не смотреть; все, что не соответствует ли, — не слушать;
все, что не соответствует ли, — не говорить; все, что не соответствует ли — не
делать» (Конфуций). Нетрудно представить состояние общества, пусть и не
буквально соблюдающего такую мораль, лишь руководствующегося ею... Верность государю неотделима от бытовой супружеской верности. Семья
существует не сама по себе: она — ячейка государства и потому нерушима. Семейная
верность — тоже синь. В старом Китае особо образцовым женам (тогда как мужьям
прощались кое-какие вольности) уже при жизни воздвигали памятники и триумфальные
арки. ««Камень исключительно верной жене» можно увидеть всюду (записывает в
дневнике путешествия 1907 года китаист В. Алексеев). Старый рефрен гласит: «в
женщине нет таланта, хватит ей добродетели»». Два чувства дивно близки нам — Для Пушкина в этом — «САМОСТОЯНЬЕ человека, залог величия его», для
конфуцианца же — прямое предписание, пятый из нравственных принципов — сяо,
последний по счету, но отнюдь не по значению. «В переходе благородства по
наследству кроется известное противоречие. Китайцы поступают логичнее, у них
обратный порядок наследования: не отец облагораживает сына, но сын, достигнув
высоких почестей, облагораживает своих предков, свой род. При этом государство
указывает число предыдущих поколений, облагороженных заслугами потомка. Таким
образом, предки оживают благодаря заслугам живого человека, чье благородство — в
настоящем, а не в прошлом» (Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс). Две последние сентенции, бесспорно, противоречат одна другой. Но, во всяком
случае, сыновнее чувство настолько свято, что и государственный интерес порой
отступает перед ним: нельзя доносить на отца и мать, даже если того требуют
«высшие интересы». Виновного ждала казнь. Родителям же, повинным в сем
государственном преступлении, вменялось также в вину дурное воспитание сына...
Старшего сына называли чжун-цзы, — «сын могилы»; до собственной кончины он
обязан был совершать жертвоприношения на месте погребения предков. «Чти умершего
отца, как живого», — завещал Конфуций, и благочестивые китайцы навек были
прикованы, точно цепью, к отеческим гробам. Пример подавали, разумеется, потомки
самого Конфуция. До недавних пор (во всяком случае, по упоминаниям в прессе, до
маоистской «культурной революции») они жили в Цюйфу, в храмовом городке среди
кипарисов, там, где 25 веков назад родился прилежный, благонравный мальчик Цю...
ЕСЛИ ИЗ ЦЮЙФУ, СТОЛИЦЫ МАЛЕНЬКОГО ЦАРСТВА ЛУ, где родился и умер Конфуций,
направиться строго на запад вслед за солнцем, вдоль 38-й параллели, то на другом
краю огромного Евразийского материка мы прибудем в Афины. Из сердца древнего
Китая — в сердце древней Эллады, Аттику. Тогда же, когда проповедовал Конфуций,
его современник Клисфен, законодатель в Афинах, возглавил свержение тирании
Писистратидов и провел ряд демократических реформ, закрепивших победу демоса над
наследственной аристократией. Возникло само это понятие – ДЕМОКРАТИЯ, имеющее
непосредственное отношение к человеку личностному – ИНДИВИДУ. А это уже было
завязкой европейской «фабулы», которую если и сравнивать с чем-либо в мировой
истории, то только с китайской «фабулой». Возникновение денег в чем-то подобно изобретению письменности, позволившей
фиксировать другие ценности — духовные, тоже «пускать их в оборот»; тогда как
материальные ценности как бы воплощались в деньгах. Их тоже можно было уже
накапливать, как и идеи. Отныне имело смысл производить больше, чем требовалось
для непосредственного потребления. Не так ли поступает и мыслитель, который, не
рассчитывая на прижизненное применение своих идей, тем не менее, совершенствует
и накапливает их — для потомков?.. Историк Ксенофонт, знавший Сократа, вспоминает о беседе философа с богатым
афинянином Исхомахом. Последний, как и отец его, занимается делом, которое
нашему веку, озабоченному экологическими проблемами, вероятно ближе, чем
древнегреческим мудрецам: он скупает истощенные, запущенные по небрежности
владельцев земли, окультуривает их, повышает плодородие, приводит в цветущее
состояние — и продает, чтобы приобрести очередной запущенный участок. Иначе говоря, творческий труд ничуть не противопоставлен выгоде («Не
продается вдохновенье, но можно рукопись продать», — скажет Пушкин); напротив,
только такому труду и должна бы сопутствовать выгода, иначе быть не должно. Вот
принцип, который с достоинством исповедует истинно предприимчивый человек. Он
готов продать свой труд, свои знания, талант. Кому? Тому, кто выше оценит, т.е.
дороже заплатит. Не посягая при этом на совесть творца. На рынке властвует индивид, его частный интерес; приоритет здесь инициативе,
сметке, конкурентоспособности — иначе говоря, дешевизне и качеству товаров и
услуг. Рынок (рассматриваемый также в широком смысле — как сфера товарного
обмена, а не одни лишь торговые ряды) с его деловой активностью и творческими,
по сути, отношениями становится своеобразным «университетом» личности — то есть
поначалу индивида, четко осознающего свои интересы и отстаивающего их в острой
конкурентной борьбе. Афинский гражданин знает себе цену. Он готов трудиться, ибо «труд — отец
удовольствия», тогда как «праздность — мать пороков». «У нас постыдна не
бедность, — говорит Перикл в Народном собрании. — Но пусть будет стыдно тем, кто
ничего не делает, чтобы от нее избавиться». Аттический земледелец, афинский
ремесленник, даже имевший рабов, не полагался только на них, но трудился вместе
с ними, возлагая при этом на себя не столько мускульные, сколько
высокопрофессиональные функции; раб выступает больше в качестве подсобника,
грубой физической силы, «говорящей машины». «Рабыни в интересах своих хозяев занимались иногда проституцией. Из Демосфена мы узнаем о некоей вольноотпущеннице Никарете, которая воспитывала и обучала этой «профессии» семь молодых девушек. Ее мы должны представить себе в виде содержательницы публичного дома (т. е. фигуры, приобретшей некоторое общественное положение. — М. Т.)... Часто рабы-ремесленники работали отдельно от своих владельцев, отдавая последним определенную долю доходов; это были так называемые «отдельно живущие» рабы. Их материальное положение было, конечно, особым. Такой раб вносил хозяину определенную сумму. Это была, несомненно, та сумма, какую получал бы хозяин от наемщика, если бы он отдавал раба ему внаем, Не удивительно, что иногда раб, живший отдельно, был в состоянии создать себе завидное положение. Он мог стать хозяином ремесленного предприятия (и сам нанять рабов. — М. Т.), служить помощником у крупного коммерсанта. Один раб, уполномоченный банка Хрисиппа, руководил филиалом на Боспоре (т. е. вовсе вне пределов Греции), имея доверенность и распоряжаясь большими суммами»... (А. Доватур. Рабство в Аттике VI-V в. до н. э.). Не случайно бытовала пословица: «Лучше быть рабом в (демократических) Афинах,
чем воином у персов» - под единодержавной властью. (По аналогии: в XIX веке
жизнь раба на рабовладельческом Юге Соединённых Штатов была ощутимо
привлекательнее, чем на юге Африки, где инкоси /правитель/ деспот Чака уже
заложил основы зулусской независимости, неизбежно эволюционировавшей к
государственному социализму. Уже в наше время осчастливлены ли африканцы и
азиаты, избавленные от европейских колонизаторов?..) Книга предоставлена автором специально для публикации в ХРОНОСе. Здесь читайте:Гобино, Жозеф Артур де - Опыт о неравенстве человеческих рас, Москва, "Одиссей" - "Олма-пресс", 2001 г.
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |