Маркс Тартаковский |
|
2007 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
На первую страницуНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Маркс ТартаковскийМировая история как эксперимент и загадкаГлава VI. На весах столетийНО ЛАТИНО-РОМЕЙСКАЯ ФАБУЛА - ЛИШЬ ФРАГМЕНТ не в пример более протяженного и
во времени и в пространстве сюжета... Кажется, чего уж больше! Открытия в области распространения информации - от
наскальных рисунков до спутникового телевидения - напрямую связаны с
магистральным движением человечества... Душа подлинного эксперимента - в сопоставлении. Важно при этом, чтобы явления
были соизмеримы. Китай и Европа в их развитии, а затем и в пересечении путей,
представляют поучительнейший эксперимент, наиболее масштабный во всей мировой
истории. Соизмеримость, равновеликость их - это понятие, объединяющее
соизмеримые территории и население, климатическое, почвенное и ландшафтное
разнообразие (от Манчжурии на севере до Гуандуна на юге в одном случае, и от
Скандинавии до Средиземноморья - в другом), содержание полезных ископаемых,
наличие судоходных рек и протяженность морских побережий. (Меньшая их
изрезанность в Китае искупается наличием огромных рек, связывающих глубинные
районы с побережьем). - географическое единство страны и ее огромные размеры; Могут спросить: не более ли убедительный эксперимент представила нам мировая
история, столкнув в момент открытия Америки цивилизации, напрочь изолированные
друг от друга? Но открытие Нового Света пригодилось, в этом смысле, лишь для
того, чтобы подтвердить обитателям Старого, что с пути, которым они шли на заре
истории, свернуть было невозможно: лишь 25 веков назад - во времена Клисфена и
Конфуция - наметилась развилка дорог... Словно бы перенимая "заокеанский опыт", народы изолированного континента
последовательно переходили от собирательства и охоты к скотоводству и
земледелию, создавали жилища, объединявшиеся в селения, а затем и в города,
обнесенные стенами, от обработки камня уже начали переходить к обработке
металла, точно так же одухотворили природу - придумали богов. И уже появлялись
верховные боги, творцы всего сущего, - верный признак перехода к единобожию. Все
это, конечно, с огромным запозданием, если сравнить со Старым Светом; тем
нагляднее выступают некие фундаментальные законы истории, которые не обойти, не
объехать. Для испанцев все это было уже давно забытым анахронизмом. Полная асинхронность, несогласованность во времени, в эволюции Старого и
Нового Света - разрыв составляет тысячелетия - убеждает нас в безупречности
"контрольного экземпляра" (доколумбовой истории Америки), в чистоте
"эксперимента". Ничто не нарушает налаженного движения какого-то мощного
"маховика истории", отражающего нечто общее в психике людей. Об этом, о
предугадываемости массового сознания, в отличие от индивидуального, говорил, как
мы помним, Шерлок Холмс. В природе за любым прецедентом угадывается проявление некоей закономерности.
Землетрясение для нас неожиданность. Но мы не сомневаемся, что это следствие
хоть и неведомых нам, но, бесспорно, объективных процессов. "Случайность есть
непознанная закономерность", - как сказал бы все тот же Шерлок Холмс,
заимствованный нами у его создателя. (В конце концов, он не столько литературный
герой, сколько литературный ТИП, и у него уже как бы своя жизнь, не
предусмотренная писателем.) Как не счесть случайностью и характер Петра Великого, и заурядность его
царственного батюшки, и полное ничтожество его потомков? А ведь все это активные
факторы истории! Мы тонем в море случайностей, пока не догадываемся, выстроив
ряд подобий (те же, скажем, пирамиды Египта, Месопотамии, Мексики, Перу...), что
столкнулись с очевидной закономерностью, - так что, экстраполируя этот ряд,
способны, вероятно, даже заглянуть в будущее. РАССМОТРИМ БЛИЖЕ ЭТОТ ФЕНОМЕН МИРОВОЙ ИСТОРИИ - возникновение подобий.
Примеры Афин и Спарты, Эллады и Византии показывают, что в человеческой истории
единый генетический корень ничуть не мешает в дальнейшем расхождению признаков -
вплоть до их полной противоположности. Тогда как феноменальность подобий в том,
что предельно сближаются явления, ничуть не связанные ни родством, ни
происхождением... Опять-таки - города как средоточие административной власти, подчиненность
сельских округ. Сугубо частное землевладение - по преимуществу мелкое,
обслуживающее потребности семьи с реализацией избытков на рынке - тут же, в
городе. Власть сельских господ накрепко ущемлена державным городом; впрочем, и
они предпочитают жить там, среди людей, а не на отшибе, у себя в поместьях...
Мы не зря возвращаемся к этому предмету. Здесь вообще чрезвычайно в ходу
торговые, посреднические, чисто банковские операции, экспортно-импортные связи с
самыми отдаленными странами, обмен всевозможной валюты, вплоть до самой
экзотической... Итальянцы Нового времени ощутили себя причастными к эпохе, отдаленной от них
даже не веками - тысячелетиями. "Юристы забыли Юстиниана, медики - Эскулапа. Их
ошеломили имена Гомера и Вергилия. Плотники и крестьяне бросили свое дело и
толкуют о музах и Аполлоне". Поистине то было упоение античностью, которое кому-то постороннему могло бы
даже показаться игрой. Переодевались в подобие греческой туники, прежде чем
раскрыть классическую рукопись. Речь сознательно строилась так, чтобы цитата
древнего автора не выглядела в ней чужеродно. Трапезы обставлялись по
возможности на античный лад. Приобретение предметов старины порой вконец
разоряло коллекционера, который, однако, чувствовал себя вполне счастливым,
заслужив у друзей искренний восхищенный комплимент, звучавший отнюдь не
иронично, как может показаться теперь: "Ах, он весь такой античный!.." Когда гуманист в результате своего упорно "классического образа жизни" вконец
разорился, крупнейший финансист и вместе с тем фактический правитель Флоренции
Козимо Медичи стал выплачивать ему пособие - для поддержания стиля! Это времяпрепровождение напоминало, вероятно, общение кавалеров и дам в "Декамероне"
Боккаччо, но речь шла не о скабрезностях; доискивались до смысла бытия.
"Почтеннейшие нравы были соединены с величайшей свободой, с играми и
увеселениями, - вспоминал один из "академиков" граф Кастильоне. - Сама свобода
служила величайшей уздой". Не выступая против религии, гуманисты полагали, что столь же боговдохновенны,
как и Священное писание, прекрасные строки языческих творений: Вседержитель
равно простирает длань надо всеми. Сами деятели этой эпохи единственны в своем роде. Сын флорентийского купца
Джованни Боккаччо - первый из гуманистов, овладевший, кроме латинского, и
древнегреческим языком, - более двадцати лет трудился над трактатом "О
генеалогиях божественных родов" - обстоятельным сводом античной мифологии. Мы же
знаем его как жизнерадостного рассказчика, осмеивающего в своем "Декамероне"
средневековый аскетизм. В одной из этих новелл некий юный отшельник, "в высшей степени богобоязненный
и праведный", пробавлявшийся ради аскезы одними кореньями, оставляет однажды в
своей келье девственницу-богомолку, "дабы подвергнуть свою стойкость великому
испытанию" и еще пуще укрепиться христианским духом. Вскоре, однако, "рассудив,
что чересчур понадеялся на свои силы, он признал себя побежденным и сдался без
боя". После чего, "сбросив с себя то немногое, что на нем было, разделся догола,
а девушка последовала его примеру. Потом стал на колени, как стоят на молитве, а
ей велел стоять перед ним. КОГДА ВОЙСКО СИДЖИЗМОНДО МАЛАТЕСТЫ, кондотьера из Римини на Адриатическом
побережье, нанятого неаполитанским королем, двигалось на Флоренцию, город выслал
ему навстречу знаменитого в ту пору гуманиста Джанноццо Манетти, чрезвычайно
понаторевшего в интеллектуальных доблестях. Он был автором жизнеописаний Сенеки
и Сократа, а также трактата "О достоинстве и превосходстве человека", в котором
теоретизировал как раз по интересующему нас вопросу: о качествах и свойствах
личности... Впервые в мировой истории заявила о себе интеллигенция, рассматривавшая себя
отнюдь не как профессиональную прослойку, но как интеллектуальную, мыслящую,
творческую, независимо от способов добывания средств к существованию. Пусть сам
этот термин появился гораздо позднее (введен русским писателем П. Боборыкиным в
60-е годы XIX века и из русского перешел в другие языки), интеллигентом,
мыслящим авангардом общества, считал себя и переписчик книг, и купец, и
сукновал, и кондотьер, - лишь бы образ мышления давал ему на то право,
соответствовал гуманистическому направлению. Самосознание индивида и демократичность общества идут рука об руку. Перед
таким союзом отступают любые догмы, хотя бы и возведенные в ранг государственной
религии. "Свободу церкви надлежит соблюдать так, чтобы это не нанесло ущерба
естественной свободе народов". Слова эти вполне могли быть повторены и в
американской "Декларации независимости", и у Монтескье в его "Духе законов";
они, немыслимые в устах Конфуция (отождествим церковь с официальной
конфуцианской идеологией), вполне могли быть произнесены Периклом... Какие переброшены мосты через тысячелетия - сквозь возвышение Рима, а затем
его гниение и распад, эпоху варварства, образно именуемую британской
историографией "темными веками", сквозь классический феодализм с засильем и
церкви и рыцарства одновременно, с его религиозными войнами и крестовыми
походами... Бессмертны высокие духовные принципы человечества, уже напрочь,
казалось, утраченные! Еще средневековый хронист, немец Оттон Фрейзингенский, свидетель образования
в Италии первых свободных городов-республик, отмечал: "Итальянцы управляются
консулами, а не господами" и "намного превосходят другие государства богатствами
и могуществом". ПОИСТИНЕ ТО БЫЛ ВЗРЫВ ИНФОРМАЦИИ, если воспользоваться современной
терминологией. И прежде ведь находили и статуи в земле, и рукописи в пыли, - но
взрывчатая сила прошлого обнаруживает себя тогда лишь, когда наступает созвучная
ему эпоха, возникает резонансное состояние человеческого духа. В этом суть и
смысл исторических подобий. Всё было, кроме самого главного - духовного резонанса. Если проникнуться духом эпохи, пусть и давно прошедшей, если неподдельно
ощутить себя ее наследником, то имитация даже гениальности требует лишь чуть
большего, чем профессионального мастерства. И можно ли сомневаться в том, что
эпоха, взрастившая стольких художественных гениев, могла иметь также величайших
в истории имитаторов? Авторство вышеназванного барельефа известно (он находится в доме Буонарроти
во Флоренции) потому, быть может, что имя флорентинца значит для нас не меньше,
чем имена величайших скульпторов Эллады. Тогда как менее известные мастера (Буджардини,
Торриджани, Граначчи, Лоренцо ди Креди...) могли с большим успехом сбывать свои
творения под видом антиков... Так вот, в эпоху, когда "восстановление какого-нибудь трактата Цицерона или
Квинтилиана считалось подвигом, уступавшим разве что его созданию" (Л. Дойель.
Завещанное временем), и такое не слишком нравственное предприятие как подделка
древностей вполне могло оправдываться "высоконравственной" целью. Конечно,
предположение о том, что, скажем, какая-нибудь "классическая греческая
скульптура" или рукопись возникли где-нибудь в мастерских флорентийских или иных
ваятелей, миланских или иных переписчиков, способно хоть кого привести в
замешательство. Но я бы не отбросил напрочь такое соображение. Да и что оно, в
сущности, меняет? В новой интеллектуальной революции стихийными, неосознанными были разве что
самые подспудные механизмы, обеспечившие тончайший "резонанс". Гуманисты,
прекрасно сознавали связь времен, подчеркивали ее. Они стремились четко
определить и выразить свои духовные идеалы с тем, чтобы тут же претворить их в
жизнь. Неистовый собиратель древностей Поджо Браччолини в письме к такому же
одержимому Николло Николли довольно трезво замечает, что "постоянное собирание
кусков дерева, камней, обломков может показаться глупейшим занятием, если из них
ничего не будет построено". "Радость книжных находок была окрашена чувством безбрежных просторов мира, открывшихся в эпоху Возрождения. Нечто подобное испытывали мореходы, пускавшиеся в плавание по морям, которые не были еще обозначены на карте. Охотники за рукописями, восстанавливающие из небытия погибшие или затерянные континенты человеческого самовыражения, отправлявшиеся в свои экспедиции по всей Европе от Испании до Скандинавии и еще далее - на Ближний Восток, могут рассматриваться как истинные предшественники да Гамы, Колумба, Америго и Кэбота, точно так же как идеи гуманизма способствовали интеллектуальной готовности мореплавателей к их открытиям. Нам не следует забывать, что и Колумб, и Коперник, в своих исканиях отталкивающиеся от классических текстов, сами были истинными гуманистами" (Дойель...). Знаменательны уже имена, названные здесь: Колумб - генуэзец, тогда как Америго Веспуччи - флорентинец на испанской службе; итальянцы же Джованни Кэбот (на английской службе) и сын его Себастьян (на испанской службе) - виднейшие открыватели обеих Америк, Нового Света, вынырнувшего из темноты, как и античность. Италия была тогда слишком раздроблена, чтобы снаряжать собственные грандиозные экспедиции, сравнимые (по тем временам) разве что с нынешними космическими. И все же именно на ней, казалось, сосредоточилась вся милость Фортуны. Сама трагедия Византии, растоптанной турками, способствовала расцвету Возрождения. Православие вкупе с тяжелой ритуальной обрядностью, сродни китайской, достались Москве, тут же объявившей себя "третьим Римом" ("Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быть"), классическая же ученость - Италии. Из Малой Азии и греческой оконечности Балкан вывозились целые библиотеки.
Философы, писатели, ученые гибнущей православной Византии предпочли
интеллектуальную солидарность религиозной - и в массе своей переселились не на
север, в Московию, к единоверцам, а на Запад, к еретикам-латинянам. Кривой
турецкий ятаган подвел черту под прошлым, но занималась уже заря Нового
времени... "КАК ИЗУМИЛСЯ БЫ ВАЗАРИ, первый, кто в XVI веке назвал эпоху гуманизма в
Италии словом "Возрождение" (имея в виду именно возрождение древности), если бы
узнал, что за много веков до него таким же словом и в таком же смысле была
обозначена одна эпоха гуманистического движения в далеком Китае", - писал
востоковед Н. Конрад в работе "Хань Юй и начало китайского Ренессанса",
определив в самом названии важнейшего представителя той эпохи, "первого из
Восьми великих людей времен Тан и Сун" - VII-VIII веков китайской истории. Хань Юй гневно обрушивается на современные ему порядки, указывает, что
назначение чиновников быть "слугами народа". А что делает хозяин с нерадивым
слугой, да еще обкрадывающим его? Прогоняет прочь! И Хань Юй призывает
чиновников рачительно относиться к своим обязанностям. Обязанности же
заключаются в том, "чтобы следить за порядком и спокойствием". Ибо
благоустроенное государство, по Хань Юю, "организовано с точки зрения точного
распределения общественных функций и, соответственно этому, общественных
обязанностей". Первый советник Государя доносил: "Ныне ученые изучают древность не для того,
чтобы лучше служить современности, а для того, чтобы отрицать нынешнюю эпоху и
смущать черноголовых", смиренных подданных (Е. Синицын. Конфуцианство в эпоху
Цинь). Делла Мирандола пишет в своем трактате "Речь о достоинстве человека": "В конце дней творения создал Бог человека, чтобы он познал законы Вселенной, научился любить ее красоту, дивиться ее величию. Я, говорил Творец Адаму, не прикрепил тебя к определенному месту, не обязал определенным делом, не сковал необходимостью, чтобы ты сам, по собственному желанию, избрал место, дело и цель, какие ты свободно пожелаешь, и владел ими. Ограниченная у остальных существ природа внутренне стеснена законами, Мною установленными; ты лишь один, не сдерживаемый никакой узостью границ, по своему произволу, очертишь границы той природы, в чьи руки Я отдал тебя. Посреди мира поставил Я тебя, дабы тебе легче было проникнуть взором в окружающее. Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе делался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность упасть до состояния животного, но также и возможность подняться до высот существа богоподобного исключительно благодаря твоей внутренней воле... О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достичь того, к
чему он стремится, и быть тем, чем он хочет!" Функция творца лишь в том, что он
создал человека. Создал свободным. Бог здесь отождествлен с природой. Это она
предоставила человека самому себе, его естеству. И естество это - безгранично.
Человеческое в человеке - его свобода выбора, открытость судьбы (не исключающая
и трагичность), максимум возможностей. В их числе - и способность заблуждаться
как высокая прерогатива только человеческого существа... Безграничность природы человека - это совершенно новое качество. Как ни
удивительно бессмертие небесных тел (рассуждал современник Мирандолы Марсилио
Фичино), оно предопределено изначально; лишь человек достигает всего сам,
достигнет и бессмертия. "Кто же станет отрицать, что гений человека почти такой
же, как у самого Творца небесных светил, и что человек мог сам создать эти
светила, если бы имел орудия и небесный материал!" СОФОКЛ В ТРАГЕДИИ "АНТИГОНА" ЗА ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ до мыслителей Возрождения
прославлял могущество человека: Этеокл и Полиник, сыновья фиванского царя Эдипа, развязали братоубийственную
войну за власть и пали в единоборстве. Креонт после их смерти становится царем с
твердым намерением укрепить государственный порядок во имя народного блага. Он
должен с самого начала проявить твердость, без которой любое начинание - ничто,
- и он отказывает в погребении Полинику. Как уже иначе отплатить предателю,
призвавшему чужеземные войска против родных Фив?! Худший из пороков должен быть
примерно отмщен. Виссарион Белинский увидел здесь столкновение формального закона с
укоренившимся в душах обычаем: "Оскорбленное правом крови государственное право
отмщает за себя оскорбителю; но мститель, в ужасных следствиях своей мести,
навлекает на себя мщение оскорбленного им права крови" - и Креонт не остается
безнаказанным... Сделал русский народ и второй такой выбор - в октябре 1917 г., оправдав
известную в Китае конфуцианскую мудрость: "Когда народ силен - государство
слабо, когда государство сильно - народ слаб". А вот как решилась сходная ситуация почти 25 веков спустя в Китае накануне Синьхайской революции. "Рабочие вырыли яму для установки телеграфного столба рядом с могилой, где был захоронен известный и уважаемый в этой местности представитель ученого сословия. Эта могила находилась на земле, подаренной семье покойного самим императором, глубоко чтившим его заслуги. Сын покойного, имевший также отличия, пришел в ужас, когда увидел, как рабочие равнодушно копали землю рядом с могилой его отца. Ему показалось, что невидимые духи готовы наслать гибель на всю его семью. Он залез в вырытую яму и заявил, что скорее умрет, чем позволит поставить в ней телеграфный столб. Заявил, что не противится праву императора на землю, но желает сохранить свои особые права на этот участок, так как последний подарен самим императором. В момент, когда, казалось, придется приостановить все работы, подошел
китайский чиновник, сопровождавший иностранных инженеров. Он обратился к
усевшемуся в яму: "Вы, образованный и умный человек, должны знать, что любая
пядь земли в империи принадлежит императору, и все почести, которыми вы
пользуетесь, исходят от него. Эта телеграфная линия также проводится по его
специальному приказу. Неужели вы осмелитесь нарушить его? Вы должны знать, что
император может повелеть схватить вас, вашу жену, ваших детей и разрубить всех
на тысячу кусков. И никто не будет сомневаться в его праве на это". Мао подкреплял этот пример суждением из "Сань люэ" - другого военного
трактата, тоже принадлежащего седой древности. Автор поучает военачальника и
властителя: "Если у тебя и у масс будет одна и та же любовь, никогда не будешь
терпеть неудач. Если у тебя и у масс будет одна и та же ненависть, все склонится
перед тобой. Потому, что у всей миллионной массы бывает как бы одно сердце". Поднебесная всегда требовала от своих солдат не столько личного бесстрашия,
сколько беспрекословного выполнения приказа, умения сражаться и умирать в строю.
Армия всегда отличалась поистине выдающейся дисциплиной. Она никогда не
отступала, хоть и бывала чаще всего разбиваема наголову. Безнадежность положения
не могла служить основанием для отступления. Стояли насмерть - ведь
многомиллионная страна способна была выставить поистине бессчетное войско.
(Коммунисты отступали, пока владели лишь клочком страны и вели партизанские
действия). Тот, кто попадал в плен хотя бы и в беспомощном состоянии, увечным,
неизменно рассматривался как предатель, погрешивший против трех, по меньшей
мере, традиционных принципов: долга, верности и этикета. Воинский устав вплоть
до середины нынешнего столетия восхвалял императора У Цзэ (684-705 гг.),
казнившего храбреца, добывшего головы двух врагов, но нарушившего при этом
строй. Ритуал понимался в этом случае как воинский устав, инструкция, и китайские
зрители в течение веков умилялись духовной стойкостью генерала, которая в их
сознании значила больше, чем военные успехи, достигнутые "бесчестными
средствами"... В действительности Китай был чрезвычайно уязвим для любых врагов. Даже
трехтысячекилометровая Великая стена, которую ныне с гордостью показывают
экскурсантам, не спасала страну от систематических нашествий и разорений. Чужеземных завоевателей не слишком беспокоило такое показное бесстрашие. Они
не только поощряли конфуцианство, но со временем и сами проникались им. Уже в
1906 г. последняя чужеземная (маньчжурская) династия обнародовала эдикт,
согласно которому установленные прежде "средние жертвоприношения" в честь
Конфуция были заменены "великими жертвоприношениями"... Наново укоренялась
традиция, мертвые фетиши, "под флагом" "особого китайского пути", незыблемости
великой цивилизации. В ИСТОРИИ НЕТ СТРОГО ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ - все они рано или поздно пересекаются. Величайший эксперимент, поставленный самой историей на протяжении тысячелетий, завершился чрезвычайно наглядно, точно и впрямь был изящной литературной фабулой: примерно в одно и то же время европейцы открыли Америку, прибыв туда с востока, и Китай, - прибыв с запада. Разумеется, второе "открытие" было лишь относительным; правильнее бы сказать как-то так: великие цивилизации Старого Света, огромного материка Евразии, наконец, впрямую встретились. Каким же странным оказалось это столь долгожданное свидание!.. Как если бы
чья-то неловкая рука коснулась нежных рожек улитки, так что она при этом тут же
сжалась и укрылась в раковину. Один за другим последовали императорские указы,
категорически запрещавшие встречи с иноземцами, этими "заморскими дьяволами".
Они изображались какими-то потусторонними чудищами: белокожие, но поросшие
редким волосом, зеленоглазые, желтоволосые, несусветно огромные - прямо-таки
марсиане. Контакт "черноголовых" с ними был немыслим; во всяком случае, за это
были предусмотрены кары. В огромную империю, соизмеримую по территории и населению всей разом Западной
Европе, раздробленной к тому же на десятки всевозможных государственных
образований, прибывали порознь друг от друга на свой страх и риск корабли, самое
большее - немногочисленные эскадры, не идущие ни в какое сравнение с недавними к
тому времени массированными экспедициями Чжэн Хэ. Надо думать, они чувствовали
себя совершенно беззащитными: за тысячи миль от дома, безо всякой тыловой
поддержки, в чужом огромном мире... Но золота было много. Оно текло через Атлантику из ограбленного Нового Света.
История не церемонится с побежденными. Даже авангардные для Америки цивилизации
ацтеков и инков вышли лишь на рубеж древних Месопотамии и Египта - и не способны
были противостоять натиску европейцев. - в изобретении нагнетательного насоса - на 18 столетий, а цепного - на 15;
При таком, казалось бы, активном опережении Китай мог бы и, не открывая
Америки, качать себе ее богатства; мог выступить в тот момент в роли великой
индустриальной державы, стать пионером назревавшей промышленной революции - с
большим на то историческим правом, чем крохотная, в сравнении с ним, Англия...
ЛИЧНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ уместно тогда лишь, когда оно отражает
нечто общее и наглядней становится сама эпоха... Еще недавно все прогрессивное человечество (как писали тогда газеты) с невиданным подъемом отметило 70-летие Отца и Учителя всех народов Великого Сталина. Но не дремала и мировая реакция. Время, что называется, было самое боевое. Всюду (здесь и далее официальная терминология тех лет) были фронты. Философская дискуссия, за которой следил лично товарищ Сталин, вскрыла глубокий прорыв на философском фронте. Здесь тихой сапой наступали на нас фидеизм, идеализм и объективизм. Иногда вкупе с объективизмом наступал субъективизм тоже. Биологическая дискуссия обнаружила глубокое отставание на биологическом фронте. Здесь по всем правилам самой передовой мичуринской науки был дан бой злокозненной генетике. Хромосомы с генами, это измышление лжеученых, были, наконец, повержены. Но уже поднимала свою ядовитую голову гидра-кибернетика, очередное измышление западных спецслужб. Но вот и она была раздавлена - раз и навсегда. Пока что наша советская физиология тоже скатывалась в болото, пора было заняться ею... Едва не еженедельно проходили экстренные совещания на уровне ЦК, Политбюро ЦК, академий всех уровней, вплоть до Академии художеств, посвященные вопросам языкознания, которые были блестяще решены в гениальной работе товарища Сталина "Марксизм и вопросы языкознания". Другая появившаяся тогда же его гениальная работа "Экономические проблемы социализма в СССР" сформулировала основополагающий закон "обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил". С этим законом мы должны были тут же превозмочь все экономические трудности. Не за горами уже то время, когда вообще никаких трудностей не будет. Да, мы будем по-прежнему бороться с природой, обращая ее силы на пользу общества, но повседневные бытовые хлопоты исчезнут с повестки дня. Мы о них забудем. И станем только громко смеяться, вспоминая, какие ничтожные мелочи в прошлом мешали нам жить: голод, например. Или отсутствие жилья. Или - прописки. Или - и то, и другое, и третье, и четвёртое-пятое разом. Стоило ли размышлять о личных проблемах, оглядываться на них, если следовало
глядеть только вперед. А там, впереди, было уже на что поглядеть: "великие
стройки", "рукотворные моря", "преобразование природы", "сияющие вершины
коммунизма"... Его пришествие ожидалось тогда с минуты на минуту. "Дерево,
посаженное сегодня, будет плодоносить уже при полном коммунизме!" Он вел нас от победы к победе. Он самолично возвысил каждого из нас, сказав с
характерным для него твердым кавказским акцентом: "Последний советский гражданин
головой выше любого заокеанского чинуши!" Последний - любого!.. Тут уж каждый
немного приосанивался и стремился глядеть орлом. А мы, студенты-спортсмены,
чеканя шаг на физкультурных парадах с широкой отмашкой рук от уровня глаз до
крайнего заднего положения, как бы непосредственно, впереди всех, шагали в
будущее. И я тогда прямо-таки помешался на известной гегелевской мысли,
подтверждавшейся всей сталинской эпохой, - о том, что все действительное -
разумно, а все разумное - действительно. И еще на том, что свобода это
осознанная необходимость. И значит, все мы свободны как никогда. Мысль глупая, но меня, помню, настолько мучила, что я как-то даже
проговорился где-то. Ее, во всяком случае, не называя прямо, ставили мне в вину
на грандиозном (по моим понятиям) общефакультетском собрании. И сам декан
факультета говорил с трибуны о том, что не для того одерживали мы блистательные
победы на фронтах Великой Отечественной войны, чтобы в нашу среду протаскивался
оголтелый метафизический детерминизм... Но представить только, вдруг какая-то эдакая Красная площадь, покатая к
краям, будто это сама земная кривизна, и ты - на самой макушке планеты, ни
более, ни менее. Прославленная Спасская башня с ее знаменитейшими курантами, по
всякому удару которых вздрагивает и равняется Земля... Вдруг какая-то эдакая улица Горького со свежевысаженными липками, о которых
тогда с восторгом писали газеты, и твердило радио: вот-вот-де, к ожидаемому со
дня на день наступлению полного коммунизма, каждая из этих рахитичных липок
вымахает вдруг в преогромную развесистую липу - и Москва сразу превратится тогда
в могучий сад, подобного которому еще не знала природа... Шпиль какой-нибудь
эдакий в воздухе - "высотные здания, равных которым", и так далее... "Мосты
повисли над водами", как писал, кажется, Пушкин и, кажется, не о Москве... А мог
бы и о ней, матушке, вдруг превратившейся (согласно газетам и радио) в "порт
пяти морей". О Центральном парке культуры и отдыха над Москва-рекой писали
тогда, как о садах Семирамиды... Школьники и студенты заучивали тогда наизусть для эпиграфа к сочинениям слова
революционного критика Виссариона Белинского: "Завидуем внукам и правнукам
нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, - стоящею во главе
образованного мира, дающею законы и науке, и искусству, и принимающею
благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества". (Это освещённое окно, надо сказать, интриговало тогда всех. Советские поэты
воспевали его в стихах, балладах и поэмах. Кто-то, будто бы, видел за стеклом
"бесконечно знакомый и родной" профиль с усами и трубкой... Сдав в гардероб спортивный чемоданчик (модный в то время) с мылом, зубной
щеткой, безопасной бритвой, с аккуратно сложенной простыней (другая сдавалась в
стирку) и другими мелочами жизнеобеспечения, гоня от себя тревогу по поводу
предстоящего очередного ночлега, до позднего вечера просиживаю я в читальном
зале Ленинки. Студенческий зал в старинном Пашковом доме высоченный - хоть летай
под потолком; полуторасаженные окна прямо на Кремль, гранитные, фарфоровые,
малахитовые вазы на белых цоколях, мраморные бородатые здоровяки на галереях,
симметрично расставленные по балюстрадам, - Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон,
Аристотель, Эпикур... ЗА ВЫСОКИМ ОКНОМ БИБЛИОТЕКИ, ОБРАЩЕННЫМ НА КРЕМЛЬ, шествовала сама история.
Наши взоры, тогда были обращены на Восток: окончилась многолетняя гражданская
война в Китае, страна была объявлена Народной республикой, шествующей по
социалистическому пути. Поражал масштаб события: с многомиллионным Китаем уже
треть всего населения Земного Шара шагало в ногу... Сам Мао Цзэ-дун, как некогда
царица Савская к царю Соломону, прибыл за мудростью в Москву; сам Сталин
беседовал с ним, делясь этой мудростью, почерпнутой у народа. Мао покинул нас - и сердца рвались ему вслед. Особенно радовались мы тогда
обилию китайцев. Казалось, они воздействуют на мировые события уже одной своей
массой - как Луна на океанические приливы... Особенно умиляла
дисциплинированность китайцев: да они горы сдвинут, если возьмутся разом... Последнее, надо сказать, меня слегка смущало: идеи социализма, казавшиеся
такими свежими, прямо-таки с пылу с жару, вдруг аукнулись из глухой древности.
Смущала, надо сказать, и биография Конфуция, чем-то напомнившая каноническое
житие Владимира Ильича: тоже сын добродетельных родителей, чиновников на ниве
просвещения, тоже примерно учился, радуя их своим прилежанием; тоже начинал
трудовой путь скромным служакой, чем-то вроде помощника присяжного поверенного.
Достоверных изображений, насколько я знал, не сохранилось, но я уже почему-то
представлял его низеньким, упитанным, лысеньким - иначе говоря, с сократовским
лбом, с интеллигентными усишками и бородкой... Особенно поражало меня, только что изгнанного с философского факультета (отделение логики), еще не отошедшего от официальной схоластики, решение Конфуцием фундаментального вопроса о соотношении теории и практики, базиса и надстройки. Это был блестящий образец ленинской диалектики, подтвержденный затем Сталиным, который, надо думать, дошел до этого без Конфуция, своим умом. Разве практика не базис всякой теории? Но раз так, то теория выше практики - и по самому своему положению обязана быть руководящей и направляющей силой. Не бывает же, чтобы фундамент был выше возводимых над ним этажей! Значит, вся жизнь общества должна быть организуема и направляема подлинно научной теорией. Опять же, у нас, как и в древнем Китае, опора на коллектив, чувство локтя и
тому подобное. Один за всех - все за одного. Разом несут одно бревно - как на
знаменитом первом Ленинском субботнике, хотя все разные: тому, кто повыше,
достается вся тяжесть, а другой, пониже, тянется, чтобы видимость создать. И
кому-то надо еще сбоку присмотреть за тем, чтобы кто-то, пошустрее, потихоньку
не виснул бы на этом бревне, не ехал бесплатно... Уездные начальники, бао, следили, чтобы крестьяне брались за свои
приусадебные наделы, лишь обработав государственное поле, чтобы не разбрасывали,
где попало собственные экскременты (которые надлежало собирать, учитывать и
хранить всю зиму), а внедряли бы по грядкам равномерно, под каждый кустик в
отдельности, чтобы, убирая урожай, не растаскивали не принадлежащие им
колоски... Бао отвечал за порученное ему дело. За каждые 10 процентов
необработанной к сроку земли, или за те же 10 процентов недоданных госпоставок,
этой святой заповеди земледельца, бао наказывался десятью ударами палок плюс еще
десять - как мы, садясь тогда в такси, тут же платили некоторую сумму, еще до
того как трогались в путь... На каждые 9 хозяйств (так сказать, бригадный подряд) с десятым, самым большим
наделом - государственным, демократически, голосованием, избиралось
ответственное лицо - пайфу. Что-то вроде бригадира или, может быть,
ответственного квартиросъемщика. На каждые 10 пай - уполномоченный, цзя. На
каждые десять цзя - вышеназванный бао, уже, так сказать, номенклатура. Бао
ежемесячно докладывал о состоянии дел и перспективах на будущее. Для того чтобы
планировать и брать, как положено было, повышенные обязательства, он должен был
работать с массами, уметь заглянуть в души людей, знать, кто, чем дышит. Должен
был прислушиваться к массам, гибко применяя сформулированный еще в то время
принцип демократического централизма: "Услышав о хорошем или плохом, надо тут же
сообщить об этом по начальству; и то, что оно сочтет правильным, все должны
признать правильным, а то, что сочтет неправильным, все должны признать
неправильным"... И так как землепашец не все отдавал, а потреблял часть того, что производил,
он тем самым трудился на самого себя. Но земля, кормившая его, была
государственной, - и это значило, что сам государь печется о нем. Но если
государь, всецело отдававший себя для блага народа, олицетворял государство, то
каждый китаец, не принадлежа себе самому, тем не менее, мог логично заключить,
что государство принадлежит ему, является, как мы бы сказали, общенародным
государством. Мудрость гласила: "Радуйся, если налоги уплачены сполна, если даже пришлось заложить собственного сына". Рассчитавшийся первым ставился в пример остальным. Сама его нищета свидетельствовала о высоком чувстве долга и несокрушимой добродетели. Стремление к личной наживе - худший из пороков. Торговля - постыднейшее из занятий, как убежден был еще сам Конфуций, склонявшийся, как и мы в восемнадцатом году, к нетоварному производству. Чашка риса (у нас - миска баланды) - вот надежнейшая из валют, не подверженная инфляции. Золото пойдет на отливку самых гигиеничных ночных горшков - как считал Ленин. С ним согласился бы и Конфуций. Кто не работает, тот не ест! Последняя нищенка в Поднебесной должна была исполнять гражданский долг - доносить обо всем, что видела и слышала, воспринимая при этом милосердное подаяние прохожих как в некотором роде государственное жалованье... Все шло бы как по маслу, в соответствии с теорией, если бы, как и у нас накануне НЭПа, не назревала необходимость отступления по всему фронту. Время от времени начинал свирепствовать голод, вплоть до людоедства, редело население (случалось, наполовину), возникали, как мы бы сказали, неотложные демографические проблемы... Как возница, заплутавший в метельной степи, полагается на чутье лошади, так и государь ослаблял поводья. Легализовались частные промыслы, государственные рудники и солеварни сдавались в аренду дельцам; уже допускались эксплуатация человека человеком, наем работников, что, впрочем, по-прежнему считалось нарушением принципа равенства всех перед государем... Вдруг снижались налоги. Приветствовалась хозяйственная инициатива.
Процветала, как мы бы сказали, стихия рынка. В считанные годы прибавлялось
население. Возвращались в свои деревни ушедшие в бега, - и сам собой угасал
бандитизм на дорогах. Если проследить за цикличностью урожаев риса в. стране,
покажется, будто происходили целые климатические сдвиги... И тогда всякий раз объявлялось срочное "исправление имен" во исполнение
указаний "совершенномудрого": "Благородный муж проявляет осторожность по
отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, слова не имеют под
собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, дела не могут
осуществляться. Если дела не могут осуществляться, ритуал и искусства не
процветают. Если ритуал и искусства не процветают, то и наказания не применяются
должным образом. Если наказания не применяются должным образом, народ не знает,
как себя вести". У нас в стране уже, так сказать, в моё время как раз тоже шла всесоюзная кампания по "исправлению имен". Среди евреев вдруг обнаружился совершенно недопустимый процент сионистов и космополитов. Ни среди армян, чукчей или грузин сионистов не было. Космополиты встречались, но тоже не так густо, как среди евреев. Газеты наперебой писали "об одной антипатриотической группе театральных критиков". Так называлась руководящая статья в "Правде". Разоблачались космополиты, скрывшие свое истинное лицо под благозвучными литературными псевдонимами. Все они прилюдно, через центральную прессу, выволакивались на свет божий, представали, так сказать, в натуральном виде перед всем советским народом. Это они - космополиты без роду, без племени, "беспачпортные бродяги в человечестве" - тащат сюда чуждые нам веяния. "Иностранщиной смердят, а сало русское едят!" - так заканчивалась актуальнейшая басня Сергея Михалкова, перепечатанная тогда всеми газетами. "Беспачпортность" - это было серьезнейшее обвинение. Без паспорта советский
человек был ничто. Космополиты стали исчезать без звука, как умеют исчезать
только русские люди, если даже это евреи. Поговаривали уже о том, не пора ли
Еврейскую автономную область на Дальнем Востоке, на китайской границе, наконец,
преобразовать в автономную, а там, глядишь, и в союзную республику... Вот и
евреи заняли бы свое законное место в семье братских народов! НО ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ КИТАЯ пошатнуло меня в этом. Я читал о том, как
после "исправления имен" опять торжествовал генеральный курс на приоритет морали
над грубыми законами рынка. В экономике восстанавливались этические и духовные
начала. Товары, конфискованные у торговцев, тут же продавались по гуманным
ценам. Их протесты, сокрытие товаров, лишь разоблачали их антигуманную сущность.
Кулаки на селе, вдруг появившиеся, как грибы после дождя, раскулачивались. То из
имущества, что не годилось в казну, распределялось среди беднейших односельчан -
и, как говорится в старинных хрониках, "государь задаром заполучал людские
сердца", обретал, как мы бы сказали, опору в массах... Прославлению совершенных мужей, положительных героев, посвящено все
конфуцианское искусство. В нем стремление отразить жизнь диалектически, в
развитии: не такой, какая она есть, а такой, какой ей надлежит быть. Нам тогда
это тоже было понятно: герой, ценой собственной жизни спасающий трактор,
добродетельный директор, зарабатывающий инфаркт на службе, свинарка, отдающая
все тепло своего сердца свиньям... Социалистический реализм! Упорный в постижении мудрости, в умелом ее изложении, достигал высот, занимал
государственный пост. Шэньши слагается из иероглифов шэнь - "пояс власти" и ши -
"ученый муж". Экзамены на звание шэньши привлекали всеобщее внимание, как в наше
время ответственный шахматный или футбольный матч. Присвоение ученых степеней
производилось гласно. Предлагалось сочинение на классическую тему: цитатами "совершенномудрых"
требовалось подтвердить, что Поднебесная у врат совершенства. Следовало отыскать
черты, роднящие "совершенномудрых" со здравствующим государем, который живо
интересовался подобными конкурсами, и сам поощрял отличившихся. Владея самой передовой т е о р и е й, опиравшейся на авторитет "совершенномудрых", наукой наук, приложимой к чему угодно, шэньши считался специалистом в любом деле - от астрологии, предсказания по звёздам, до рисосеяния. И уж само собой, обязан был разбираться во всех сферах административной и хозяйственной деятельности - руководить на том месте, куда был поставлен. Он в тонкостях овладел особым суконным языком, вполне смахивавшим на китайский, но на котором рядовые китайцы никогда не говорили. Это был язык указов, реляций, резолюций и директив, которые воспринимались, как руководящее указание куда-то бежать и что-то делать... С учетом бесспорных моральных качеств шэньши, не требовавших подкрепления,
упор делался исключительно на их материальное стимулирование: наградные,
премиальные, командировочные, за выслугу лет, за особое рвение, за образцовое
прилежание и так далее. Спецпаек прямо из дворцовых буфетов. Спецобслуживание.
Казенный экипаж. Словом, все, что помогало экономить время, не распыляясь по
мелочам, всецело отдаваться государственным заботам. Я читал в древнейшей "Книге правителя области Шан": "Когда народ слаб - держава крепнет, когда держава слаба - народ крепнет, каждый принимается думать не обо всех, а о себе. Государь, следующий истинным путем, стремится ослабить народ, дабы укрепить государство". Я читал это и понимал, что проник в тайну, в самую охраняемую из тайн. Да что говорить! Я понимал уже, что владею такой тайной, что тут же обязан умереть, чтобы унести ее с собой. Это мой долг, советского человека! Точно голосом Экклезиаста, тихим, но внятным, было мне сказано: "Ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, вот что - новое", - но это было уже в веках, бывших прежде нас". И похолодел я, и почувствовал отчаянно забившееся сердце, точно не за библиотечным столом перед грудами книг, а по свистку откуда-то сзади поднимаюсь я в атаку под двумя прицелами - в грудь и в спину... Оказывается, эпоха, "равной которой еще не знало человечество", фатально повторялась в истории!.. Как выдох при дыхании... Я все еще надеялся, что это ошибка. Это еще давало мне какой-то шанс. Надежду. Листал одну за другой многотомные истории Востока - глазам не верил... Записался на какие-то курсы лекций по Ассирии, Египту, Урарту, государству Гуптов... Вдруг - уже зимой - попал на какую-то научную конференцию по китайской археографии - просидел целых три дня безо всякого обеда, буквально ушам не верил. Да понимают ли докладчики и их оппоненты, ЧТО они говорят?! Нет! Не может быть! Не может этого быть, потому что ЭТОГО не может быть никогда!!! Пытался успокоить себя, найти разумное объяснение. Понятно, если бы на этой конференции говорили по-китайски, еще лучше - по-древнекитайски, для самого узкого круга, если б все эти книги были в спецхране и тоже, на всякий случай, на китайском языке... Сам я в читальном зале только и делал, что вздрагивал и оглядывался. Представить только, такое черным по белому смогли написать наши нормальные советские ученые на своем родном языке - и это их, живых и здоровых, я увидел всех разом на конференции!.. Ба, да они и сами не понимали, что говорят и что пишут!.. Лет десять назад я испытал еще раз нечто подобное, - когда одна моя почитательница (так она представилась) пришла ко мне прямо домой. Жена была на службе, а я как лицо свободной профессии был дома. Так вот эта дама постучала в дверь (хотя был, конечно, звонок), сама сняла пальто и сказала, что только что прочла мою самиздатскую статью о социализме как древнейшей общественной формации, получала адрес в Моссправке - и вот пришла поделиться впечатлениями. Она извиняется, что вот так - без телефонного звонка, прямо, как есть; она полагает, что так гораздо непосредственнее. А чтобы я как-то не так не подумал о ней, заявила, что тоже не лыком шита, а работает на каком-то там ракетном полигоне, научный сотрудник, и как раз прибыла сейчас электричкой прямо оттуда, с местных испытаний, и добиралась ко мне с энского вокзала столицы на метро с двумя пересадками... Тут я, видимо, побледнел, запер дверь и стал умолять ее ничего больше не
рассказывать о себе, потому что профессия или род деятельности не имеют
значения, тем лестнее, что моя скромная статья заинтересовала человека, столь
далекого от китайских или египетских проблем... Итак, уже знакомый нам "крестьянский император", Чжу Юань-чжан, полководец
революционной армии, овладев Пекином и воссев на трон, тут же (словами
Салтыкова-Щедрина) "запретил прогресс"; его наследники династии Мин неизменно
подтверждали этот запрет. "Время прекратило течение свое" (М. Е.
Салтыков-Щедрин). Вот и в Поднебесной, выглянувшей в большой мир, начинают тут же изыматься из
книг любые упоминания об этом мире, точно империя не просто Пуп вселенной, но и
вообще единственное место, стоящее доброго слова. Черноголовым незачем было
куда-либо стремиться: империю, по официальной версии, со всех сторон обступал
мрак, варварство, чуть ли не полное безлюдье. Европейские купцы, путешественники, авантюристы пытаются хоть глазком заглянуть за "бамбуковый занавес" (сродни "железному", поперек Европы, о котором в 1946 году сказал Черчилль); один за другим они пытаются "распечатать" таинственную империю. Капитаны судов действуют, как правило, на свой страх и риск, при случае скорее пиратствуя, чем стремясь к серьезным территориальным захватам, тут же терпя поражения при всяком мало-мальски серьезном китайском сопротивлении и только удивляясь тому, что эта огромная страна упорно стремится "свернуться клубком", укрыться от посторонних глаз, уклоняется даже от очевидных для себя выгод. Упадок и без того ущемленной морской торговли резко отражается на ремесленном
и мануфактурном производстве; скудеют производственные и профессиональные
ресурсы Китая, нищает, сколь это еще было возможно, население. Вместо
сравнительно полновесных металлических монет были выпущены в обращение бумажные
ассигнации; их курс стал падать тут же после выпуска. Появляется запрет властей
использовать в торговле золото и серебро либо обмен ассигнаций на эти металлы.
Сановники предпочитали получать жалованье натурой - рисом. Чиновникам платили как рисом, так и ассигнациями, причем по мере понижения ранга доля ассигнаций возрастала, так что чиновник 8-го ранга уже удовлетворялся одними бумажными деньгами, обесценивавшимися день ото дня. Можно представить, как страдало рядовое население... Реакцией на недовольство стала политика "затыкания ртов". Впервые за много лет начались религиозные гонения. Императорский указ от 1407 года гласил: "Народ в государстве трудится на полях, собирает урожай для пропитания своих отцов и матерей, вносит налоги для обеспечения государственных нужд. Буддийские же монахи бездельничают, питаясь за счет народа. Как же можно, чтобы государство поощряло людей получать сан и становиться буддийскими монахами?" Последние были высланы в военные поселения на сельскохозяйственные работы.
А в двери Поднебесной стучались все настойчивей. Империя явно упускала редкий исторический шанс. Что же вынуждало власти держаться своей - самоубийственной в исторической перспективе - политики, не раскрывать сомкнутых створок? Представим обратное: китайские купеческие корабли подошли к берегам Европы. Все страны стали бы вдруг соперничать, лишь бы заманить их к себе, воспользоваться столь выгодным приоритетом. Ну, а если бы выяснились, допустим, грабительские цели пришельцев, расправились с ними, не мешкая. Бесспорно, так поступило бы даже самое захудалое немецкое княжество, величиной с какой-нибудь уезд Поднебесной империи... Однако, когда уже в недалеком от наших дней 1793 г. английский король Георг III .предложил императору маньчжурской династии Цяньлуну направить постоянного посла в Пекин, тот церемонно ответил: "Содержащаяся в Вашей послании просьба, о, Король, направить одного из Ваших подданных Небесному двору с целью позаботиться о торговле Вашей страны с Китаем не гармонирует с государственной системой Нашей династии, и Мы ее не одобряем... Небесный двор установил мир, порядок и контроль над территорией между четырьмя морями. Его единственная цель - сделать все возможное для достижения хорошего управления и свершения политических дел, не придавая особой важности чужеземным перлам и ценностям... Между прочим, слух о добродетели и престиже Небесной династии разнесся так далеко и широко, что короли мириада народов пришли морем и сушей, принеся с собой всякого рода дары. В результате у Нас есть все, чего можно пожелать, и никогда Мы не полагались на товары варваров для удовлетворения Своих потребностей". Передо мной портрет императора Цяньлуна, процарствовавшего ни много, ни мало 60 лет: загадочная усмешка на непроницаемом жестком лице с тяжелыми веками... ...Во время Второй мировой войны американцы, очищая от японцев в Тихом океане
остров за островом, всячески обходили крошечный островок в Микронезии,
оберегаемый некой тайной. Особая секретность, нагнетавшаяся японцами вокруг
островка, заставляла американское командование подозревать здесь какие-то
необычайные укрепления, чуть ли не новое секретнее оружие - и опасаться ненужных
жертв при штурме этого клочка суши. Когда же рискнули, наконец, захватить
загадочный объект, выяснилось, что обороняла его рота почти безоружных
инвалидов. Враг, не имея возможности укрепиться здесь, нагнал чрезвычайной
таинственности, запугал неизвестностью. Книга предоставлена автором специально для публикации в ХРОНОСе. Здесь читайте:Гобино, Жозеф Артур де - Опыт о неравенстве человеческих рас, Москва, "Одиссей" - "Олма-пресс", 2001 г.
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |