|
П.А.Столыпин
ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА
В 2 томах
Документы и материалы
Том 1
Об издании временных правил для узаконения не записанных в метрические
книги браков старообрядцев и сектантов, а также происшедшего от сих браков
потомства 59)
Высочайше утвержденное положение Совета министров
12 февраля 1907 г.
Совет министров, рассмотрев в заседании 16 января 1907 года представление
министра внутренних дел об издании временных правил для узаконения не
записанных в метрические книги браков старообрядцев и сектантов, а также
происшедшего от сих браков потомства, положил:
1) Старообрядцы и отделившиеся от православия сектанты, записанные за время,
предшествовавшее изданию настоящего закона, в сословные посемейные списки
или в иного рода, заменяющие сии списки, документы, мужем и женою, а по
полицейским метрическим книгам (Зак. сост., изд. 1899 г., ст. 931) не
числящиеся состоящими в брачном союзе, как не отвечающие требованиям, в
статьях 947, 949 и 953 Законов о состояниях (изд. 1899 г.) указанным,
признаются состоящими в законном браке, а происшедшие от сих браков дети
почитаются их законными детьми.
2) Внесение в метрические книги браков старообрядцев и сектантов,
совершенных по обрядам их вероучений, но не внесенных ко времени издания
настоящего закона в метрические книги (Зак. сост., изд. 1899 г., ст. 947 и
953) и не означенных в подлежащих посемейных списках или иных, заменяющих
последние, документах, а также происшедших от сих браков детей, допускается
не иначе, как по определениям окружного суда, постановленным в порядке
охранительного судопроизводства.
3) Право домогаться внесения брака или рождения в метрическую книгу не
прекращается никакою давностью.
4) Просить о внесении в метрическую книгу брака и происшедших от него детей
могут, при жизни супругов, лишь сами последние, или один из них, если другой
не находится в живых. В случае смерти обоих супругов, просить о внесении в
метрические книги рожденных от них детей могут сами дети и их опекуны. Сверх
того, ходатайства о внесении в метрическую книгу детей могут возбуждаться
прокурорским надзором, когда с этим сопряжен интерес государства.
Домогательства самих детей о внесении их в метрические книги при жизни
родителей их могут быть осуществлены лишь путем предъявлении ими по сему
предмету исков в общеустановленном порядке (Уст. гражд. суд., изд. 1892 г.,
ст. 13561 и 13562).
5) Означенные в предшедшей статье просьбы подаются в окружной суд по месту
совершения брака или рождения ребенка, а если последних несколько, то по
месту рождения кого-либо из них по выбору просителей. В случае же
неизвестности, где именно произошло событие, подлежащее внесению в
метрическую книгу, – по месту жительства просителей.
6) При просьбе должны быть представлены доказательства, подтверждающие
совершение брака по обрядам вероучения супругов или родителей и
происхождение детей именно от этого брака, а в случае подачи просьбы детьми
или их опекунами (ст. 4), также в подтверждение смерти обоих родителей.
7) Доказательствами совершения брака по обрядам вероучения супругов и
происхождения от этого брака детей могут служить, сверх означенных в статье
13565 Устава гражданского судопроизводства, также удостоверения, выдаваемые
старообрядческими и сектантскими духовными лицами, настоятелями и
наставниками, и всякого рода иные документы. От суда зависит, смотря по
обстоятельствам дела, допускать показания свидетелей в качестве
самостоятельного доказательства или лишь в дополнение к письменным
доказательствам.
8) О дне, назначенном для слушания дела, участвующие в деле лица извещаются
повестками.
9) Дела по просьбам о внесении браков и рождений в метрические книги
рассматриваются судом при закрытых дверях и разрешаются по выслушании
заключения прокурора.
10) Суд, удостоверясь:
1) в совершении между супругами или родителями брака по обрядам их
вероучения;
2) в происхождении детей именно от этого брака;
3) в случае заявления просьбы о внесении в метрическую книгу брачного союза
– в соответствии его гражданским законам и в не запрещенности его
уголовными, и
4) в случае заявления просьбы о внесении в метрическую книгу детей сими
последними или их опекунами – в смерти обоих родителей, а также, выслушав
словесные объяснения просителей, если они явились в заседание, –
постановляет определение о внесении брака или рождения детей в метрическую
книгу.
11) Участвующие в деле лица, а также прокурор по делам, им возбужденным,
вправе приносить частные жалобы на определения суда и просьбы об их отмене,
на общем основании.
12) Исполнение определения суда о внесении брака или рождения в метрическую
книгу приостанавливается до истечения срока на принесение частной или
кассационной жалобы, а если она подана, то до разрешения оной.
13) По вступлении определения в законную силу (ст. 12), просителям выдается
копия с сего определения с надписью, что она выдана на предмет внесения в
метрическую книгу.
14) Каждому заинтересованному лицу предоставляется, в ограждение своих прав,
оспаривать действительность брака, признанного законным на основании
настоящего узаконения, а также происхождение от такого брака детей, на общем
основании. Притом установленный в статье 1340 Устава гражданского
судопроизводства срок исчисляется со дня обнародования настоящего закона,
если оспаривается действительность брака, значащегося в посемейном списке
или ином, заменяющем его, документе, а в прочих случаях – со дня внесения
брака в метрическую книгу.
15) Имущественные права, приобретенные третьими лицами, ввиду признававшейся
до издания настоящего узаконения недействительности не внесенных в
метрические книги браков старообрядцев и сектантов, остаются в силе. Но
переживший супруг, брак коего признан, на основании настоящего узаконения,
действительным, а также происшедшие от такового брака нисходящие, могут быть
утверждены в правах наследования по закону и к таким наследствам, которые
открылись до издания настоящего закона, если родственники, призванные к
наследству, в силу признававшейся доселе недействительности указанных
браков, еще не приняли наследства или не подали в суд просьбы об утверждении
их в правах наследования.
Государь Император, в 12-й день февраля 1907 года, положение сие Высочайше
утвердить соизволил.
3 ПСЗ. Т. 27. № 28876
Собрание узаконений. 1907. 23 февраля. Отд. I. Ст. 447.
Примечания:
59) Временные правила были приняты по 87
ст. Основных законов. Соответствующий законопроект, разработанный в
Министерстве внутренних дел («Об упорядочении гражданско-правового положения
старообрядцев и сектантов, браки которых не были записаны в метрические
книги»), был внесен во II Государственную думу 20 февраля 1907 г., но до
роспуска Думы не был рассмотрен. По внесении в III Государственную думу был,
согласно ее постановлению от 25 января 1908 г., передан в комиссию по
старообрядческим вопросам, которая, рассмотрев его в отношении одних
старообрядцев, представила доклад по соответствующей части 10 мая 1911 г. В
общем собрании законопроект обсуждался 13 мая и одобрен, по докладу
редакционной комиссии, 18 ноября 1911 г. Государственный совет внес
определенные изменения в законопроект, что вызвало необходимость создания
согласительной комиссии. Последняя приняла поправки Совета, за исключением
одного пункта – она не согласилась на исключение слов «священнослужители по
старообрядчеству». Предложения согласительной комиссии Думой не были
рассмотрены.
Электронную версию документа предоставил Фонд изучения
наследия П.А.Столыпина
www.stolypin.ru/
Здесь читайте:
Столыпин Петр
Аркадьевич (биографические материалы)
Программа реформ П.А.Столыпина. Документы и
материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002
Программа реформ
П.А.Столыпина. Том 2. Документы и материалы. М.: «Российская политическая
энциклопедия», 2002
Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн,
2004.
Тайна убийства Столыпина
(сборник документов)
Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3
Платонов О.А. История русского народа в XX веке.
Том 1 глава 27
и глава 28
Анна Герт Столыпинская
утопия в контексте истории
|