|
В
публикуемом варианте урока "Расцвет культуры
Киевской Руси" (разработала Софья Федорова из
города Дмитров Московской области) приводятся
примеры работы с историческим источником, а
также даются навыки искусствоведения. Урок истории для 6-го класса
Задачи урока: показать, что к началу XII
в. культура Киевской Руси достигла своего
расцвета, а создателем культурных ценностей был
народ; развить умение работать с письменными
историческими источниками; развить умение
составлять развернутый план на основе рассказа
учителя и текста учебника; развить умение давать
характеристику памятников культуры на основе
текста учебника, наглядных пособий.
Основные понятия и термины: культура,
вотчина, город, купцы, торговля, ремесло, былины,
летописи, архитектура, основные элементы
православного храма, мозаика, фреска, смальта.
Оборудование урока: настенная карта
"Киевская Русь IX-XII вв.", диапроектор
"Пеленг-500", учебник "История Отечества"
А.Преображенского и Б.Рыбакова.
I этап. Вступительная беседа учителя с
классом.
В XII в. Киевская Русь была крупнейшим
государством Европы. Русь, как и любое феодальное
государство, состояла из множества вотчин.
Вопрос ученикам: что такое вотчина?
Центром вотчины был господский замок. Многие
замки превращались в города.
Какие пути возникновения городов вам известны?
Города становились центрами торговли, туда
стремились купцы. В городах жили ремесленники.
Город был сосредоточием самой высокой культуры
того времени.
Как вы определите понятие "культура"?
Культура характеризует материальное (орудия
труда, жилища, трудовой опыт людей) и духовное
(просвещение, наука, искусство) развитие эпохи,
общества, народа.
Каковы исторические условия развития русской
культуры к началу XII в.?
Эти условия: господство натурального хозяйства,
рост городов, развитие феодальных отношений,
господство религии в духовной жизни общества.
II этап. Ученикам раздаются карточки с
терминами или понятиями, знакомыми им из ранее
изученного материала в курсе "История
культуры": Кремль, Портал, Боян, Слобода,
Апсиды, Былина, Купец, Барабан, "Повесть
временных лет", Ремесленник, Купол, "Слово о
Законе и благодати", Посад, Закомары, Нестор,
Дружинник, Аркатурный пояс, Илларион.
На основе полученных карточек ученики должны,
самостоятельно проанализировав их смысл, сами
разделиться на 3 группы по темам: 1) Древнерусский
город, 2) Древнерусская литература, 3)
Древнерусская архитектура.
III этап. Работа в группах.
Каждой группе собранные карточки необходимо
разбить по парам:
I группа - Кремль - дружинники; Слобода -
ремесленники; Посад - купцы.
II группа - Былина - Боян; "Повесть временных
лет" - Нестор, "Слово о законе и благодати"
- Илларион.
III группа - отметить архитектурные детали на
схеме древнерусского храма.
Выбранные группой ученики рассказывают о
выполнении предложенного задания. Схема
древнерусского храма имеется у каждой группы, и
остальные контролируют правильность выполнения
задания.
Православный храм. Найдите элементы храма на
изображении, укажите, каким цифрам соответствуют
буквы:
а) апсид - алтарный выступ храма, ориентированный
на восток;
б) купол - верхняя часть храма;
в) закомары - полукруглое или килевидное
завершение наружной части стен храма;
г) аркатурный пояс - ряд декоративных ложных
арочек, расположенных на фасаде здания;
д) портал - вход в храм;
е) столпы - внутренние опоры свода храма;
ж) неф - часть храма, вытянутая с запада на восток
помещения и ограниченная с одной или обеих
сторон рядом столбов;
з) барабан - часть храма, несущая купол;
и) лопатки - вертикальные выступы на стене здания,
храма;
к) алтарь - восточная часть храма, отделенная от
остальных помещений иконостасом;
л) иконостас - перегородка, отделявшая в
православных храмах алтарную часть интерьера
здания.
IV этап. Работа групп с историческими
источниками.
I группа - Берестяная грамота. Вопрос: Что вы
можете сказать об отношениях между людьми и
источнике, из которого вы почерпнули знания?
"А въ сю неделю цьтъ до мьнъ зъла имеши,
оже еси къ мъне нь приходилъ. А язъ тя есм(ь и)мела,
акы брать собе. Ци оуже ти есмь задела сълюци, а
тобе, веде, яко есть не годьнъ. Аже бы ти годьнъ, то
из оцью бы ся вытьрьго притьель..."
Перевод: "Что за зло ты против меня имеешь, что
в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе
относилась, как к брату! Неужели я тебя задела
тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо.
Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под
(людских) глаз и пришел..."
Что вы можете рассказать об отношениях между
людьми и об источнике, из которого вы почерпнули
эти знания?
II группа - Статья 41 "Русской правды". На
городском рынке. Вопрос: что о жизни
древнерусского города можно рассказать, побывав
на городском рынке?
Аже за кобылу (60) кун, а за вол гривна, а за
корову 40 кун, а за третьяку 30 кун за лоньщину
полгривны, за теля 5 кун, а за свинью 5 кун, а за
порося ногата, за воцю 5 кун, за боран ногата, а за
жеребець, аже не все дано на нь, гривна кун, за
жеребя 6 ногат; а за коровие молоко 6 ногатъ, то ти
уроци смердом, оже платять князю продажю.
Примечания:
Третьяк - двухгодовалое животное; лоньщина -
годовалое животное; теля - теленок, уроци (уроки) -
возмещение убытка (в отличие от продажи в пользу
князя).
Перевод: За украденную кобылу платить 60 кун, за
вола - гривну, за корову - 40 кун, за третьяка - 30 кун,
за лоньщину - полгривны, за теленка - 5 кун, за
свинью - 5 кун, за поросенка - 5 кун, за овцу - 5 кун,
за барана - ногату, за необъезженного жеребца -
гривну денег, за жеребенка - 6 ногат, а за коровье
молоко - 6 ногат; таковы уроки смердам, которые
платят князю продажу.
Что о жизни древнерусского города можно
рассказать, побывав на городском рынке (исходя из
статьи "Русской правды")?
III группа - Фрагменты из летописи о княжеских
церковных владениях.
Вопрос: что вы можете сказать о значении
каменного церковного строительства на Руси?
Выбранные группой ученики после обсуждения в
группе выступают перед классом, отвечая на
вопрос к тексту документа.
Фрагменты из летописи о княжеских и церковных
владениях, разорении половцами принадлежащих им
городов и сел
987 г. Князь Владимир, крестив Русь, "повелел
строить церкви и ставить по местам, где стояли
кумиры, и поставил церковь св.Василья на холме,
где стоял кумир Перуна и прочих (языческих
богов)... и начал ставить по градам (другие) церкви
и попов, и людей на крещенье приводить по всем
городам и селам..."
996 г. После освящения церкви св.Богородицы в Киеве
князь Владимир так сказал: "даю церкви сей от
имения моего и от городов моих десятую часть
(доходов), и, написав (в грамоте) клятву (об этом),
положил ее в церкви со словами: если кто это
(повеление) нарушит, да будет проклят..."
1037 г. "Заложил (князь) Ярослав (в Киеве) город
великий с Золотыми воротами и церковь
митрополичью св.Софии, а после того церковь на
Золотых воротах св.Богородицы Благовещенья,
затем монастыри св.Георгия и св.Ирины, и при них
начала вера христианская плодиться и
расширяться, и черноризцы (монахи) начали
умножаться, и монастыри стали строиться... и
другие церкви он ставил по градам (другим) местам,
поставляя в них попов и давая им от имения своего
доходы".
1086 г. Князь Ярополк "десятину давал
св.Богородице от всего своего имения
повсегодно..."
1089 г. "В этом году освящена была церковь
св.Михаила (Переяславского) Ефремом
митрополитом... и (он) устроил ее великими
постройками, украсил ее всякою красотою,
церковными сосудами. Этот Ефрем воздвиг (в
Переяславле (много) других) зданий, окончив
церковь св.Михаила, заложил (еще) церковь
св.Андрея около церкви от ворот, и строенье
банное (каменное), чего не было прежде на Руси, и
город заложил каменный".
1096 г. Митрополит Ефрем дал Суздальскому
монастырю церковь св.Дмитрия и с селами. 1096 г.
Князь Мстислав после похода распустил (свою)
дружину по селам.
Рассказать о каменном церковном строительстве
на Руси и его значении в политической,
экономической, культурной жизни.
V этап. Работа с изображением
памятников древнерусской культуры с помощью
диапроектора.
Используемые диапозитивы: Берестяная грамота,
древнерусская книга, древнерусский храм.
Каждая группа по очереди описывает и
рассказывает о представленных изображениях. |