SEMA.RU > XPOHOC > ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ >  
ссылка на XPOHOC

Исламское движение Узбекистана

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Исламское движение Узбекистана: история, финансовая база и структура

"Исламское движение Узбекистана" - террористическая организация, основанная в 1996 году. По классификации Госдепартамента США, оно находится в списке наиболее опасных международных террористических организаций.

При формировании ИДУ в ее состав вошли бывшие активисты целого ряда исламистских организаций Узбекистана, деятельность которых была запрещена Исламом Каримовым в 1992-93 годах. Большинство членов движения в начале 90-х годов состояли в исламистских организациях "Адолат уюшмаси" (Наманган), "Исламская партия Возрождения" (основана в 1990 в Астрахани, узбекский филиал - в январе 1991 года), "Одамийлик ва инсонпарварлик" (Коканд), "Исламская партия Туркестана", "Ислом Лашкорлари" ("Воины Ислама", Наманган) и др. После начала антиисламистской кампании в Узбекистане будущие активисты ИДУ эмигрировали в Афганистан и Таджикистан (в общей сложности в 90-е годы сюда бежали около двух тысяч узбекских граждан). Многие из них приняли участие в гражданской войне на стороне Объединенной таджикской оппозиции (ОТО).

Во время процесса внутритаджикского урегулирования полевые командиры ИДУ отказались выполнять условия соглашения, подписанного между правительством и ОТО. В августе 1999 года отряды ИДУ (численностью почти в 1000 человек) вторглись с территории Северного Таджикистана в южные районы Киргизии. В октябре того же года отряды движения покинули территорию этой республики.

После образования Исламского движения Узбекистана его политическим руководителем стал Тахир Юлдашев, руководителем военного звена партии - Джумабай Ходжиев, руководителем пресс-центра и заместителем Т. Юлдашева - Зубаир ибн-Абдурахман (Абдул Рахим). Главной целью движения было провозглашено создание исламского государства на территории Ферганской долины.

До начала 2002 года штаб-квартира ИДУ находилась в городе Кандагар (одноименная провинция на юге Афганистана), являвщемся фактической столицей исламистского движения Талибан. Руководство ИДУ тесно сотрудничает с рядом международных и региональных исламистских организаций и движений, в первую очередь, с "Аль-Каида", "Талибан", "Хизб ут-Тахрир", "Ихван аль-Муслимун" и другими.

Свою деятельность на территории Центральной Азии, а также за ее пределами ИДУ осуществляет, главным образом, за счет финансовой поддержки международного исламистского движения и пожертвований состоятельных представителей узбекской диаспоры Афганистана, Турции и Саудовской Аравии.

Помимо этого, ИДУ периодически получает материальную помощь от некоторых спецслужб, в первую очередь, от пакистанской межведомственной разведки ИСИ. (В структуре этой мощной разведывательной организации существуют два отдела, которые занимаются исламистскими группировками центральноазиатского региона, в частности, работают с ИДУ).

Начиная с середины 90-х годов лидеры исламистской оппозиции Узбекистана развернули активную деятельность по мобилизации средств для создания мощной военно-политической структуры узбекских исламистов. Так, еще в 1994-95 годах представители исламской оппозиции Узбекистана собрали крупную сумму пожертвований в узбекских районах Афганистана (как известно, на территории этой страны проживает более двух миллионов этнических узбеков).

Особую роль в создании материальной базы ИДУ сыграл ее будущий политический руководитель Тахир Юлдашев, известный также под именем Мухаммад Тахир Фарук. В ноябре 1995 года он побывал в Пешаваре (Пакистан), где при посредничестве высокопоставленных офицеров ИСИ провел переговоры с представителями исламистских организаций Пакистана, Турции и Саудовской Аравии. Помимо прочего, речь тогда шла о предоставлении финансовой помощи узбекским фундаменталистам.

Вместе с тем, весьма щедрую помощь ИДУ оказали некоторые турецкие организации и благотворительные фонды, действующие на территории Германии. Так, например, известно о контактах Т. Юлдашева с Мухаммадом Кучаком, секретарем коммерческого представительства турецкой фундаменталистской организации "Милли герюш вакфы", зарегистрированного в Кельне. Во второй половине 90-х Кучак предоставил ИДУ материальную помощь на общую сумму в несколько сотен тысяч долларов. В этой связи весьма интересно отметить, что Мухаммад Кучак также представляет в Германии коммерческие интересы турецкой "Исламской партии Благоденствия". Помимо этого, финансовую помощь ИДУ оказывали и другие турецкие организации: "Средневосточный тюркский союз", "Великий исламский Фронт", "Очаги исламского порядка" (действующая под крышей "Партии великого единства"), фундаменталистская организация "Низами алем оджаклы" и т.п.

Наравне с турецкими мусульманами, Исламское движение Узбекистана получало материальную помощь и от других международных исламских фондов и организаций. Так, например, в апреле 1998 года на счет Махмуда аль-Балхи (саудовского коммерсанта узбекского происхождения, связанного с Т. Юлдашевым) в мухарракский филиал "Исламского банка Бахрейна" поступил из "Дубайского исламского банка" денежный перевод в размере 250 тысяч долларов. Вкладчиком являлся Расул ас-Саид, представитель международной организации "Islamic Relief Worldwide" (ВИП). Штаб-квартира этой организации, созданной в 1984 году (в самый разгар афганской войны), расположена в Великобритании, в городе Бирмингем. Сегодня "Islamic Relief Worldwide" имеет многочисленные отделения в Америке и Европе, а также ведет активную деятельность повсюду, где проживают хоть небольшие общины мусульман, в том числе и на Западном берегу Иордана, в секторе Газа, на территории Российской Федерации, в государствах Центральной Азии и Закавказья.

Помимо ВИП, финансовую помощь узбекским фундаменталистам предоставляли также "Благотворительный фонд" пакистанской "Джамаат-е ислами", благотворительное общество "Катар", саудовская "Международная исламская организация спасения", различные благотворительные фонды международного отдела "Ихван аль-Муслимун" ("Ассоциация братьев мусульман"), а также спонсируемая Эр-Риадом "World Assembly of Muslim Youth" ("Всемирная ассамблея исламской молодежи") и др.

Одновременно с этим узбекские фундаменталисты установили тесные отношения со своими единоверцами в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) КНР. Среди уйгурских сепаратистских группировок ИДУ поддерживает наиболее тесные отношения с двумя группировками "Лобнорские тигры" и "Исламское движение Восточного Туркестана" (ИДВТ, "Ислом диний харакати"). В рамках сотрудничества с последней узбекские фундаменталисты неоднакратно оказывали ей военно-материальную помощь. В свою очередь, представители ИДВТ в Саудовской Аравии передали Тахиру Юлдашеву в декабре 1997 года 260 тысяч долларов. Часть этой суммы по каналам узбекских исламистов была передана уйгурскому подполью в СУАР. Остальные же деньги пошли на оплату услуг, предоставленных узбеками "Исламскому движению Восточного Туркестана".

В начале прошлого года Осама бин-Ладен встречал в Кандагаре дорогих гостей. На встречу с предводителем мирового Джихада Салафи приехали представители ИДУ и "Исламского движения Восточного Туркестана". В ходе переговоров Осама бин-Ладен обещал уже в самое ближайшее время значительно увеличить финансовую помощь узбекским фундаменталистам.

Весной того же 1999 года делегация ИДУ вновь посетила родину бин-Ладена, благословенную Аравию. На этот раз узбекские исламисты получили от Фонда "Ибраим бин-Абдулазиз Ибраим" 270 тысяч долларов.

Несколько месяцев спустя руководство движения Талибан выделило 50 тысяч долларов на нужды активистов ИДУ и их семей, проживающих на территории Афганистана.

В самом начале августа того же 1999 года в небольшой горный кишлак Хоит на севере Таджикистана прибыли пять личных представителей Осамы бин-Ладена. При себе они имели 130 тысяч долларов, предназначенных для группировки военного руководителя ИДУ Д. Ходжиева. Напомним лишь, что точно в это же время вооруженные отряды клавнокомандующего ИДУ начали свой "священный поход" на родину через территорию Южной Киргизии.

Несколько недель спустя в портовом городе Карачи на южном побережье Пакистана собрались представители отечественных исламистских организаций и их единомышленники из Саудовской Аравии, Кувейта, Иордании, Египта, Палестинской автономии, Кашмира, Узбекистана и Чеченской Республики Ичкерия. В ходе состоявшейся встречи было принято решение выделить на продолжение "Священного Джихада против сатанистского режима Каримова" финансовую помощь в размере двух миллионнов долларов.

Уже в июне нынешнего года шеф пресс-центра ИДУ Зубаир ибн-Абдурахман подтвердил, что руководство движения получило от Осамы бин-Ладена несколько сотен тысяч долларов на активизацию "священной борьбы против марионеточного, просионистского правительства Ташкента".

Помимо этого, по данным Управления национальной безопасности Ферганской области, Д. Ходжиев ежегодно получает от Осамы бин-Ладена финансовую помощь в размере трех миллионов долларов.

Таким образом, узбекские исламисты располагают весьма солидной материальной базой. Тем более, их единомышленники по всему миру всегда готовы протянуть свою могучую руку братской помощи. Поэтому священный Джихад в Центральной Азии не имеет границ, ведь движут им не столько старинные письмена Корана и Хадисов, сколько огромные суммы в долларах США, беспрерывно циркулирующие по лабиринтам мировой банковской системы.

В заключение хотелось бы упомянуть сенсационное заявление Зубаира ибн-Абдурахмана, сделанное в прошлом году (во время баткенских событий), на которое почему-то журналисты не обратили особого внимания. Тогда в одном из своих официальных выступлений Зубаир назвал в качестве источника финансирования ИДУ "возможности старой узбекской эмиграции, в частности, капиталы потомков эмира Бухарского". Подобное высказывание проливает новый свет на связи и возможности узбекских исламистов.

В 90-х годах в российской прессе было опубликовано несколько статей о несметных сокровищах последнего бухарского эмира мангытской династии Сеид Алим-хана. Все они при незначительных расхождениях фактически дублируют друг друга. По информации авторов этих статей, получается, что почти все ценности эмирата накопленные его правителями более чем за полтора столетия, были спрятаны слугами Сеид Алим-хана где-то Кашкадарьинской области современного Узбекистана. При этом также говорилось о том, что бухарский эмир, убегая в Афганистан, сумел прихватить с собой лишь "двух лошадей, навьюченных золотыми слитками и драгоценными камнями. Это было все, что эмир Бухары увез с собой за границу". Далее Сеид Алим-хан якобы довольно быстро прогулял сие весьма скромное состояние и, не сумев возвратить себе сокровища, запрятанные в Кашкадарьинской области, скончался 5 мая 1943 года.

Звучит все это, безусловно, весьма красиво и интригующе, однако то - есть всего лишь легенда (или преднамеренная дезинформация - вопрос особый). На самом же деле (сохранились архивные документы, позволяющие нам реконструировать события), когда в начале сентября 1920 года отряды Красной Армии захватили Бухару, сотрудники ЧК обнаружили в подвалах эмирских дворцов несметное количество царских денег, иностранной валюты, драгоценных камней и золотых слитков. Однако то были лишь ничтожные крупицы воистину царских богатств мангытской династии. Большую же их часть, приблизительно 70-75 %, Сеид-хан увез из благословенной Бухары на своем бронепоезде. В 1921 году он вместе с отрядом верных ему людей наконец добрался до афганской столицы. В дальнейшем вывезенные из Бухарского эмирата сокровища были весьма эффективно использованы при организации антисоветской деятельности на территории Средней Азии.

В 30-е годы, когда уже стало совершенно ясно, что большевики обосновались в Туркестане "всерьез и надолго", огромные богатства эмира были припасены для более лучших времен. Во второй половине 30-х годов большая их часть (не без помощи абвера) была переправлена в Европу, а в 1943-44 годах определенная сумма из этих средств оказалась в коммерческих банках Соединенных Штатов Америки. Старая узбекская эмиграция жила все эти годы в постоянном ожидании своего звездного часа, ее мечтою было воссоздание на территории Средней Азии истинно мусульманского государства без вероотступников и ненавистных кяфиров. Уже в 80-х годах часть эмирских сокровищ пошла на финансовую поддержку узбекских моджахедов, воевавших с советскими войсками в северных и северо-западных провинциях Афганистана.

С появлением на карте Центральной Азии независимого и светского Узбекистана (во главе с бывшим первым секретарем ЦК компартии республики) потомки узбекских эмигрантов 20-х годов были одними из первых, кто начал оказывать материальную помощь молодой исламской оппозиции. Кстати, по некоторым сведениям, сам Зубаир ибн-Абдурахман является потомком одного из предводителей басмаческого движения. Особенности формирования военной организационной структуры Исламского движения Узбекистана связаны с событиями начала девяностых годов. После того как в марте 1992 года в Узбекистане были поставлены вне закона местные исламистские организации, многие их активисты бежали в соседний Таджикистан. Там в 1992 году был сформирован Наманганский Батальон (основной костяк которого составляли выходцы из города Намангана Ферганской долины). Командиром этого военизированного формирования стал Д. Ходжиев. В первый период центральный штаб НБ размещался в кишлаке Хоит Таджикабадского района, на севере Тадждикистана. Впоследствии на территории этой республики была создана целая сеть военных баз и тренировочных лагерей Исламского движения Узбекистана. Большая их часть была размещена в Джиргатальском и Гармском районах на севере Таджикистана. Основной костяк НБ составляли в различные периоды от 200 до 350 человек. В общей же сложности, по словам представителя Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Таджикистане, в начале 1999 года в Гармской группе районов этой республики находилось около 1500 боевиков исламской оппозиции Узбекистана.

На вооружении НБ имелись почти все виды стрелкового оружия. Из тяжелого вооружения - несколько единиц БМП и БТР, а также безоткатные орудия, несколько ракетных установок РСЗО БМ-21 "Град" и системы ПВО.

Особое внимание командование НБ уделяло боевой подготовке рядового и командного состава. Для этой цели была разработана специальная система тренировок, в рамках которой первостепенное значение придавалось обучению навыкам партизанской войны и диверсионно-террористической деятельности. На таджикских базах, помимо узбекских "наставников", действовали также инструкторы из исламистских организаций Афганистана, Пакистана, Кашмира и в отдельных случаях - Ближнего Востока. При этом многие из них сотрудничали с некоторыми иностранными спецслужбами, в первую очередь, с пакистанской ИСИ, в меньшей мере - саудовской СОР и другими разведывательными организациями.

Боевики НБ тренировались как в лагерях ИДУ на территории Таджикистана, так и за его пределами. Зарубежом тремя основными регионами, где проводились курсы спецподготовки членов ИДУ, были Афганистан, Пакистан и до конца 1999 года Чечня.

На территории первых двух стран действует целая сеть тренировочных лагерей, в которых проходили военную подготовку узбекские исламисты. Эти лагеря формально принадлежат таким исламистским организациям, как "Аль-Каэда", "Харакат уль-Ансар", "Хезб-и ислами", "Харакат уль-Муджахеддин", "Джамаат ат-Таблиг вад-Дауа", движению Талибан и др. Однако в большинстве случаев инструкторами узбекских исламистов являлись люди Осамы бин-Ладена, а также специалисты пакистанской межведомственной разведки МВР (ИСИ).

На территории Афганистана чаще всего боевики ИДУ попадали в тренировочные лагеря, расположенные в провинциях Балх (на севере, в районе Мазари-Шарифа), Герат (на западе, в районе города Зияраджа), Нангархар (на востоке, в районе городов Джелалабад и Джабаль-ус-Сарадж), Вардак (к северо-западу от Кабула, в районе города Джалрез), Пактия (на востоке, в районе города Хост) и Тахар (на северо-востоке, в районе города Варсадж).

На территории Пакистана узбекские исламисты тренировались в лагерях "Фави", "Саада", "Мирам-Шах" и "Варсак" (расположены в районе Пешавара и пакистанского Пенджаба). Еще несколько тренировочных лагерей, в которых проходили спецподготовку боевики ИДУ (и в частности, полевой командир Абдували Юлдашев - Азиз-хан, - руководивший на начальном этапе военными действиями на юге Киргизии в августе 1999 года), находятся к северо-западу от пакистанского города Кветта и в окрестностях города Райвинд на территории восточной провинции Лахор.

В общей сложности в тренировочных лагерях этих двух стран в 90-е годы военную подготовку прошли более тысячи боевиков Исламского движения Узбекистана.

Помимо Афганистана и Пакистана, узбекские исламисты перенимали также богатый боевой опыт у своих единоверцев на Северном Кавказе, в тренировочных лагерях Чеченской Республики Ичкерия.

Связи исламской оппозиции с Чечней были установлены еще в самом начале 90-х годов через чеченскую диаспору Средней Азии, а также при содействии различных происламистских организаций выходцев с Кавказа, действующих на территории Турции. Сотрудничество с чеченскими исламистами оказалось весьма результативным для военного крыла ИДУ. Так, с помощью Хаттаба на территории Чечни был создан специальный тренировочный лагерь для узбекских исламистов, получивший название "Узбекский Фронт". В июне 1997 года один из ближайших соратников Т. Юлдашева, Абдуллаев Бахром, выехал в Чечню, где провел переговоры с Хаттабом об организации специальных курсов военной подготовки для боевиков ИДУ. В дальнейшем, в соответствии с достигнутой между ними договоренностью, в тренировочных лагерях "Исламского института Кавказа" прошли обучение более 300 узбекских исламистов.

Всего на территории Таджикистана, Афганистана, Пакистана и Чечни в минувшее десятилетие получили специальную военную подготовку несколько тысяч боевиков ИДУ.

С деятельностью, взглядами и мнениями руководителей и активистов Исламского движения Узбекистана, а также других радикальных исламистских организаций, действующих на территории Средней Азии, можно ознакомиться на сайте Мусульманский Узбекистан по адресу www.muslimuzbekistan.com. 

Использованы материалы сайта http://www.nationalsecurity.ru

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС