Жития святых |
|
-- |
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ |
На первую страницуНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Жития святых – биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Ж. начали складываться в Римской империи как краткие сказания о христианских мучениках (мартирологи). Затем создавались первые образцы Ж. монахов-пустынников («Житие Антония», написанное Афанасием Александрийским, 4 век). С развитием агиографии (греч. агиос – святой) складываются 3 основных типа сборников Ж.: календарные сборники на весь год – «минеи», содержащие собрания пространных Ж. для церковных богослужений (минеи «служебные» или «месячные») и для чтения (минеи «четьи»); «синаксари» (русское название их «прологи») с краткими Ж., расположенными в календарном порядке дней памяти святых; «патерики» (по-русски - «отечники», «старчество»), состоящие из Ж., избранных составителями и различно расположенных («Азбучный патерик»), иногда ограниченных по материалу местным ареалом (синайский патерик – «Лимонарь» Иоанна Мосха, египетский патерик – «Лавсаик» Палладия). С 9-10 веков жанр Ж. существенно изменяется, все более приобретая нравоучительную и политическую тенденциозность. Византиец Симеон Метафраст (10 век) перерабатывает Ж., сообщая им панегирический характер. Его собрание Ж. становится образцом для агиографов Востока и Запада, которые в своем стремлении создавать образы идеальных святых все далее отходят от реальных обстоятельств их жизни и создают условные биографии, строящиеся обычно по традиционной схеме: рождение от благочестивых родителей, раннее монашество, аскетические или проповеднические подвиги, блаженная кончина и чудеса, творящиеся у гроба, наконец, похвальное слово святому. Ж. вобрали ряд повествовательных сюжетов и поэтических образов, нередко дохристианских (мифы о змееборчестве, образ мудрой девы и др.), а также средневековых притч, новелл и анекдотов. Ж. сами послужили источником для ряда легенд, народных драм (14-15 вв.), песен жонглеров в Западной Европе, духовных стихов в Древней Руси (на сюжеты жития Алексия человека божия, Николая Мирликийского и др.). Создавались и стихотворные переделки Ж. («Песнь Иоасафа, в пустыню входяща» Симеона Полоцкого, изд. 1681). Многие Ж. пользовались в средние века большой популярностью. В некоторых случаях жанр Ж. лег в основу создания автобиографии (житие Терезы Испанской, 16 в.). С 16-17 веков предпринимаются попытки объединения и публикации огромной рукописной житийной литературы. Иезуит Ж.Болланд издает католические “Acta sanctorum” (т. 1, Антверпен, 1643), общество «болландистов» доводит это многотомное издание до 1902 года. Ж. православных стран (грузинские, болгарские, сербские, русские и др.) составлялись под влиянием литературных норм, разработанных в византийской агиографии. В Древнюю Русь с начала письменности переходят через посредство южных славян и переводятся непосредственно с греческого языка сборники Ж. («минеи», «пролог», «патерики»), а также начинают составляться оригинальные жития первых русских святых – Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (11 век) и др. Русские авторы житий пропагандируют идеи независимости политической и церковной жизни молодого Киевского государства; они во многом отходят от канонов греческой агиографии. В основу житий порой кладутся лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба), вводятся внутренние монологи и эмоциональные диалоги, в ряде случаев меняется тип биографии: то это простой рассказ богатый историческими и бытовыми наблюдениями (житие Леонтия Ростовского, 12 век), то военно-патриотическая повесть (житие Александра Невского, Довмонта Псковского, 13-14 века), то поэтическая сказка (житие Петра и Февронии, 15-16 века). Второе южнославянское влияние (конец 14 – начало 15 веков) содействует развитию в русской агиографии витийственно-риторического стиля – «плетения словес», в результате чего возрастает эмоциональность и психологизм повествования. Появляется группа видных агиографов: митрополит Киприан, который перерабатывает житие митрополита Петра, Епифаний Премудрый (житие Сергия Радонежского, Стефана Пермского), серб Пахомий Логофет (житие Кирилла Белозерского и др.). В эпоху укрепления централизованного русского государства (16 в.) агиография становится на службу идеологическим задачам правительства. Осуществляя политику Ивана Грозного в области духовной жизни, митрополит Макарий сильно расширяет сонм русских святых и руководит составлением их житий, которые объединяются в Великих Четьих Минеях (12 огромных томов), включающих почти все обращавшееся на Руси наследие переводной и оригинальной агиографии, заново переработанное и риторически украшенное. В 17 века составляются собрания Четьих Миней Германа Тулупова (1627-1632), Иоанна Милютина (1646-1654) и Димитрия Ростовского (изд. 1689-1705). В 15-17 веках создается особенно большое число новых житий, посвященных монахам русского Севера и отразивших колонизационную роль монастырей, их борьбу за землю с крестьянством. В агиографический стиль все более вносятся черты реальной жизни. Ж. постепенно сближаются с бытовой повестью (житие Юлиании Лазаревской). Во второй половине 17 – начале 18 веков создаются новые Ж., посвященные представителям антифеодального религиозного движения – раскола. Героями их становятся противники государственной церкви, проклятые ею и гонимые царской властью (жития Ивана Неронова, Морозовой, Кирилла Выгорецкого и др.). Это направление агиографии тяготеет к изображению народного быта и отличается «просторечием». Жанр биографии святого перерастает в жанр поучительно-полемичекой автобиографии «апостолов» раскола (жития Аввакума, Епифания). На протяжении всего феодального периода Ж. служили (а иногда служат доныне) целям церковной и политической пропаганды. Они были одним из основных видов чтения и литературного творчества средневековья. В научном отношении Ж. имеют значение как исторический и историко-культурный источник, как развитой литературный жанр, отражавший различные общественные идеи и эстетические представления своего времени. Сюжеты житий неоднократно перерабатывались писателями нового времени, например: «Легенда» А.И.Герцена (1835; в основу положено «Житие преподобной Феодоры»), «Иоанн Дамаскин» А.К.Толстого (1859), отдельные мотивы в сочинениях Н.С.Лескова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и др. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964. Литература:Ключевский В.О., Древнерусские жития святых как исторический источник, М., 1871; Барсуков Н., Источники русской агиографии, СПб, 1882; Кадлубовский А., Очерки по истории древнерусской литературы житий святых, 1-5, Варшава, 1902; Лопарев Х.М., Греческие жития святых VIII и IX веков, ч. 1, П., 1914; Серебрянский Н., Древнерусские княжеские жития. Обзор редакций и тексты, М., 1915; История русской литературы, т. 1-2, М.-Л., 1941-1948; Гудзий Н.К., История древней русской литературы, 6 изд., М., 1956; Лихачев Д.С., Человек в литературе древней Руси, М.-Л., 1958; Робинсон А.Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963; Дробленкова Н.Ф., Библиография советских русских работ по литературе XI-XVII веков за 1917-1957 годы, М.-Л., 1961.
|
|
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |