О работе Философского Общества |
|
ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА |
|
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Русское Философское Общество им Н. Н. Страхова Общественный Совет журнала ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРАЖурнал русской интеллигенции № 1январь – июнь 2005 О работе Русского Философского Общества им. Н. Н. Страхова в 2005 году.В первом полугодии текущего года часть ежемесячных заседаний Общества была связана с обсуждением и отбором материалов для первого номера журнала «Философская культура». Наряду с этими заседаниями состоялись следующие: 30 января 2005 г. Доклад С. М. Флегонтовой, посвященный памяти
выдающегося русского государственного деятеля, политического мыслителя,
историка и филолога Сергея Семеновича Уварова (1786–1855). В центре доклада
стояла неразрывно связанная с именем С. С. Уварова идея народности,
рассмотренная в контексте русского и европейского консерватизма первой
половины XIX века. Консерватизм этого периода включал в себя, отмечалось в
докладе, два существенно разных течения: теократическое и национальное. С.
С. Уваров пытался занять «серединную» позицию между этими течениями, что
определило противоречивость его взглядов на «начало народности».
Истолковывая это начало в одних случаях глубоко верно, как самостоятельное
творческое начало, в других случаях Уваров сводил начало народности к
«верности Православию и самодержавной форме правления». Эта двойственность
проявилась и во взглядах славянофилов, большинство из которых (за явным
исключением И. В. Киреевского) видело сущность «нашей народности» в ее
«православном быте». 17 апреля 2005 г. Доклад А. В. Осипова «Имеет ли отношение Данте к “уваровской триаде”?». Обращаясь к произведениям Данте Алигьери (1265–1321) «Пир», «Монархия» и «О народном красноречии», докладчик выявил в них «три народообразующие категории»: язык, власть, религия. Отметив высочайший культурный уровень С. С. Уварова, не оставляющий сомнений в его знакомстве с творчеством великого итальянского поэта и мыслителя, А. В. Осипов отстаивал вероятность определенного (если не определяющего) влияния работ Данте на формирование принципа «Православие, самодержавие, народность». И хотя эта гипотеза не вызвала у присутствующих особой поддержки, всеми была отмечена ценность размышлений Данте о народном языке как языке благородном, принципиально отличном от языка «простонародного», «вульгарного» и т. п. Вместе с тем, убеждение Данте, что общим для всех народов «праязыком» является древнееврейский язык, «данный Богом», вызвало целый ряд возражений. М. А. Желамков отметил, что подобная концепция фактически превращает язык в объект, данный человеку извне; творческая роль народа как субъекта языка при этом полностью игнорируется. Н. П. Ильин указал на общую тенденцию современного «лингвистического» позитивизма рассматривать язык как нечто «самодовлеющее», существующее как бы помимо человека, а не как самораскрытие человеческого духа, «артикуляцию» внутренней жизни людей, стремящихся к взаимопониманию, к осуществлению подлинной «коммуникации», основанной на духовном родстве. А. С. Жидков привел ряд соображений, в силу которых большинство крупнейших лингвистов отвергало идею общего для всех народов «праязыка», и подчеркнул разнообразие теорий происхождения языка. Было принято предложение сделать «проблему языка», существенно связанную с вопросами национальной самобытности, темой одного из ближайших семинаров. 30 мая 2005 г. Доклад Н. П. Ильина «Лев Толстой и русская
национальная философия». В докладе была рассмотрена принципиальная близость
религиозных убеждений Л. Н. Толстого к взглядам его современников, классиков
русской философии XIX века. Основным связующим звеном являлось при этом
следующее положение: мы можем понять Бога лишь настолько, насколько понимаем
человека. Тем самым ни в коей мере не ставилось под сомнение величие Бога,
но одновременно утверждалось достоинство человека. На заключительном заседании Общества были определены доклады на вторую половину 2005 г.: М. П. Чернышева «Феномен жизни с точки зрения современной
биологии. Философские аспекты проблемы». Для участия в работе заседаний РФО им. Н. Н. Страхова необходимо
переслать (по адресам электронной почты журнала):
|
|
ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|