Михаил КРУПИН |
|
© "ПОДВИГ", 2004 |
|
ХРОНОСНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРусское поле:ПОДВИГБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"Общество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова |
ИСТОРИЯ ОДНОЙ УЛЫБКИ(Андрей ЕЛЕЦКИЙ, "Улыбка джокера", "Подвиг" № 2, 2003) Эпиграфом к роману Андрея Елецкого "Улыбка джокера" так и напрашивается воландовское: "Как причудливо тасуется колода!" Кого только не встретишь в перетасованной причудливо колоде героев романа! Здесь тебе и лицемерные российские политики, и тузы большого бизнеса, и короли эстрады, и литературные дамы, и бубновые валеты журналистики, и ментовские шестерки. И все эти "карты", которые то одна другую побивают, то "вмастят" друг другу, озабочены только одним: пропажей документов у известного банкира, содержащих взрывоопасный компромат на правительство, по сути дела купившее себе, после тщательного рассмотрения "ассортимента", комфортную левую оппозицию… Так вот: одни надеются, завладев документами, перепродать их подороже, другим самое время шантажировать этим "ужасным компроматом" себе подобных сволочей, третьи собираются таким незатейливым способом завоевать себе литературную славу в веках… И тут появляется "джокер" - корифан этого самого растяпы-банкира, идеальный герой плутовского романа (и как разновидности его, политического боевика). Ипатьев "не слишком высок, но и не слишком низок, не слишком толст, но и не слишком тонок", продолжим гоголевскую формулу - не слишком богат, но и - что кстати нормально для друга банкира - не слишком беден, не слишком благороден, но и не полный подлец. Видимо, последнее обстоятельство и послужило причиной того, что банкир доверяет из всех, понимаешь, россиян одному Ипатьеву. Соответственно ему, Ипатьеву же, он и доверяет поиск документов, а заодно - пропавшей вместе с ними дочери (то есть, кажется, наоборот - "дочери и вместе с ней пропавших документов", хотя кто его знает, дочь-то банкира - понятное дело, наркоманка и пьянчужка, так что трудно сказать стилистически точно, кто там с кем вместе пропал). Ну и вот, этот джокер всем путает карты - таков его излюбленный метод искать документы. Судите сами, игрок со спутанными картами - уже не игрок. Он расстраивается, начинает плакать, браниться, драть зеленое сукно по столам, а потом и говорит: да заберите ваши документы, только отвяжитесь с вашим джокером!.. А джокер Ипатьев и впрямь может довести. Он то размашисто блефует, то притворяется перед первым встречным банкиром полнейшим мерзавцем (мол, верь мне - я такой же, как и ты!), то раскрывает без утайки перед бандитом все тайны своего следствия. А иногда, как камикадзе, такое творит… и ведь понять невозможно - зачем?!.. Нет, у похитителя любых документов голова кругом пойдет. Джокер взвивает колоду вихрем. А в том вихре - ба! знакомые все лица! В вожде радикально-левого крыла компартии Разине легко угадывается Анпилов (конечно, не дай Бог прототипу судьбы своего романного героя, "проклятого и убитого"). Образ же главного лидера оппозиции Шубина, получившем в результате "сговора с правительством" и "измены рабочему делу" портфель премьера, стало быть, образ собирательный. Общая зюганово-селезневская закваска. (Впрочем, об успехе, достигнутом Шубиным, его прототипам, похоже, уже смешно даже мечтать). Добрый друг Разина и Шубина, писатель Иван Прохоров, - ни дать ни взять, очередной лауреат премии "Национальный бестселлер". Этот - своего рода сверх-джокер: своим пьяным бредом чуть не спутал все карты даже джокеру-профи Ипатьеву. Певица Рассветова похожа на Машу Распутину, широко реализовавшую за кулисами свои криминальные задатки (вокальные данные при этом позаимствованы зачем-то у Тани Булановой). Вахтанг Кикабидзе волею автора превращен во владельца элитарного клуба и ресторана "Лесенка в небо", где, естественно, в меню - раритетная наркота. Бывший актер поспевает всюду: и Шубина поддерживает своей популярностью, и дочь банкира с документами банкира прячет. (Кстати, настоящий Кикабидзе наряду с "благородными и гордыми грузинами" много и подобных подлецов сыграл на своем веку - что, наверняка, хорошо помогло авторскому видению образа). Но главного злодея и родоначальника всей интриги, как водится, следовало искать под боком у пострадавшего. Это правая рука могущественного банкира - секретарь Юргис. Молодой латыш сам так уверен в своей силе и могуществе, что - конечно же - только это помешало ему изначально пристрелить Ипатьева, вывести из игры дурацкий джокер. А Ипатьев - хоть и банкирских "академиев не кончал" - взял и дело распутал, и сдал Юргиса начальству с потрохами, а начальство (вот нравы-то в банковском деле, да кто бы еще сомневался!) велело выбросить секретаря в окно (пятнадцатый этаж однако, - а впрочем, так им, чубайсам, и надо). Примечателен и майор ФСБ Миронов (в силу невысокого своего воинского звания лишенный прототипа). Он неприметен, стремителен и вездесущ. Появляется неожиданно и бесшумно, как кошка, там, где его меньше всего ждут: то на митинге оппозиции, то на месте преступления за несколько минут до совершения такового (кстати, и не думает предотвращать), то на даче криминального авторитета… Майор Миронов тоже как бы ищет документы, явно осведомлен лучше Ипатьева изначально, но ведет какую-то свою игру, так и непроявленную толком до конца романа… Ну, на то оно и ФСБ!.. Странно, но результатом прочтения столь развеселого повествования становится довольно унылое чувство. Неужели в наше время уже невозможно никакое серьезное общественное движение?.. Соответствующие компетентные органы (компетентность которых выросла с "пещерного" времени революций несоизмеримо) пресекут любое неугодное поползновение в зародыше. Легко и неприметно ликвидируют зарвавшегося пассионария-лидера. А надо, так воздействуют на народный "океан" жестким излучением, как астронавты - на Солярис…
|
© "ПОДВИГ", 2004 |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |