№ 6'07 |
|
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ |
|
ФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАXPOHOCРусское поле:ПОЛДЕНЬМОЛОКО - русский литературный журналБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫРУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журналРОМАН-ГАЗЕТАСЛОВОПОДЪЕМ - литературный журналВЕСТНИК МСПСОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
Александр ТАРАСОВ, НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ«В феврале в подмосковных Мытищах состоялось торжественное открытие памятника большому русскому поэту Дмитрию Кедрину, написавшему свои лучшие произведения именно на мытищинской земле. Не так часто у нас в стране ставят памятники поэтам. А Дмитрий Кедрин поэт особенный. Не получив должного признания при жизни, его творчество с каждым годом набирает силу и вес, открывается все новыми и новыми гранями, подчеркивая красоту и богатство русского языка. Его стихи музыкальны и гармоничны, с глубоким философским смыслом и самобытной образной системой, они звучат современно и ярко и через шестьдесят лет. Достаточно вспомнить одну только поэму «Зодчие». Открытию памятника предшествовала большая работа, в которой участвовали администрация Мытищинского района, глава городского по- селения Мытищи Александр Казаков, депутат Мытищинского муниципального района, член Союза писателей России Виктор Сошин, коллектив литературного объединения имени Дмитрия Кедрина, культурная общественность города. Скульптору Николаю Селиванову удалось мастерски воплотить в бронзе сосредоточенные и одухотворенные черты поэта...» Так отозвалась «Литературная газета», пожалуй, на главное событие, приуроченное к торжествам в честь 100-летия со дня рождения автора изданного в предвоенном сороковом году поэтического сборника «Свидетели» - единственной при- жизненной книги Дмитрия Борисовича. Событие же и впрямь было знаковое - появление на мытищинской улице Летной, перед носящей его имя Центральной районной библиотекой, памятника с емкой благодарной надписью: «Поэту Дмитрию Кедрину». И есть какая-то особенная справедливость и символичность в том, что неповторимо-характерный образ русского поэтического зодчего увековечил выдающийся современный ваятель – народный художник России Николай Селиванов, уроженец земли подмосковной. Скульптор, блистательно выполнивший серию литературных портретов и являющийся авто- ром ряда превосходных монументальных работ.
В музее в Мытищах 6 февраля 2007 г. в центре – Н. А. Селиванов. В 2005 году почин есенинским предъюбилейным торжествам был сделан в Государственном музее-заповеднике по- эта в рязанском селе Константиново. Здесь, на родине гениального лирика, 19 января была открыта персональная выставка скульптора Николая Селиванова «Литературные портреты». Экспонировались произведения есенинского цикла, созданные известным отечественным мастером-портретистом на протяжении четырех последних десятилетий. А весной того же года выставочную эстафету подхватил Московский государственный открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова. С 14 апреля здесь, помимо уже экспонировавшихся в Константиново произведений, были представлены и некоторые другие селивановские работы, объединенные в новом вернисаже скульптурных образов - «Литературные портреты и герои войны». В течение нескольких месяцев посетители этой удивитель- но русской по духу выставки любовались великолепными пор- третными работами. Автор единственной в своем роде скульптурной есенинианы стремился показать истинное величие Поэта России и его единомышленников, кто словом и делом отстаивает правду. …В конце 1970-х – начале 1980-х годов, когда я учился в Курском государственном педагогическом институте, мне часто доводилось проходить мимо сквера. Втиснувшийся между широкой пешеходной дорожкой и развилкой уличной и проезжей части, сквер этот любопытен установленным там еще в 1965 году оригинальным монументом «Космос»: рабочий бьет мо- лотом по серпу, с острия которого стартует ракета. Разумеется, в те студенческие годы я, уроженец соловьиного края – Курщины, и представить себе не мог, что всего-то через десяток лет мне посчастливится познакомиться с одним из авторов этого монумента – в ту пору заслуженным художником России Николаем Селивановым, создавшим символическую композицию в соавторстве со скульпторами Александром Рыбкиным и Анатолием Новиковым. Однако недаром говорится, что мир тесен. Когда в 1989 году я перебрался в столицу и стал ответственным секретарем подмосковной газеты «На страже» - печатного органа Главного управления внутренних дел Московской области, работавший там корреспондентом заслуженный работник МВД СССР Эдуард Хлысталов и представил меня Селиванову. Впервые оказавшись в мастерской скульптора, я был поражен обилием хранившихся здесь работ. Ну а затем, с каждым новым посещением этого второго дома скульптора, все больше восхищался умением Николая Александровича передавать «души прекрасные порывы». С блеском выполненная Селивановым портретная галерея замечательных соотечественников – это его низкий поклон всем людям, кто даже горький хлеб Отчизны ни за что бы не променял на сладкий пирог чужбины. У Коли Селиванова, родившегося 8 сентября 1929 года в подмосковном селе Храневе, тяга к творчеству проявилась с детства. В школе увлекался рисованием, даже специально посещал Исторический музей, чтобы зарисовать архитектурные достопримечательности и военные сооружения. Благодаря неуемной детской фантазии, Коля умудрился построить… целый город. Насыпав в саду внушительный холм, трудолюбивый парнишка лепил из глины и после обжига в печи, будто мозаику, собирал свой чудо-град. Возвел миниатюрный греческий дом с колоннами и вылепленными на фронтоне лошадьми, церковь с колокольней. И даже, представьте, устроил фонтан, подпитывавшийся водой по прикрепленной к стенке сарая трубке. Да еще, опоясав город выложенной из крошечных кирпичиков стеной, сделал красивую выездную башню с перекидным мостом. Все больше очаровываясь лепкой, к окончанию военной поры Коля увлеченно делает свою первую - ученическую – пор- третную серию работ. Отправив 28 января 1945 года письмо на фронт дяде Николаю Устиновичу Лапшину – художнику-графику, племянник-подросток словно отчитывается: «…В каникулы у нас в школе была выставка самодеятельности. Я отдал несколько своих работ: «Пионера», «Укротительницу змей» и «Бюст мальчика»… Сегодня вынул из печи «Петра на коне». Боялся, что лопнет, но обжегся хорошо, звенит и красный как кирпич…» По фотографии из учебника истории Коля вылепил и обжег полуметровую копию знаменитого «Медного всадника» работы Фальконе. Эта копия и еще одна ученическая работа Селиванова, «Нахимов», были отобраны на районную выставку самодеятельного художественного творчества. Окончив семилетку, он сдал экзамены, выдержал творческий конкурс и был принят в Московское городское художественное училище. Премудрости ваяния студент постигал столь одержи- мо, что его дипломную работу «Нахимовец» признали лучшей. Более того, эта скульптура попала на устроенную в 1952 году в столичном Доме художника республиканскую выставку, удостоившись на ней множества лестных оценок специалистов и… первой премии. В том же 1952 году Селиванов поступил на скульптурное отделение Суриковского института и, в соответствии с вузовской программой каждого семестра, поочередно лепил портреты, делал барельефы, скульптуры. С 3-го курса Николая взял в свою мастерскую известный скульптор Матвей Манизер, действительный член Академии художеств. И вот он на пятом, то есть уже выпускном, курсе предложил своим ученикам сделать эскиз композиции. Селиванов, впервые по- знакомившийся с «запрещенными» стихами Сергея Есенина еще во время учебы в художественном училище, решил вылепить фигуру поэта в рубашке-косоворотке, прислонившегося, словно к другу, к белоствольному дереву. Свой замысел Николай реализовал превосходно. Созданная им в 1956 году композиция за- служила высшую оценку – похвалу худсовета института имени В.И. Сурикова. А в следующем году скульптурная композиция «Сергей Есенин» экспонировалась на международной выставке, которая была организована в дни проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Своей сестре – писателю Елене Козловой, готовившей к печати авторскую документально-биографическую книгу «Родом из Хранева», Николай Селиванов рассказал: «…Во время фестиваля мою работу много фотографировали и фотографировались со мной. В центральной газете была опубликована статья, посвященная этой работе. Стихи Есенина в стране стали вновь публиковать, их читали на радио. Иван Онищенко сделал прекрасный портрет, а я сделал фигуру. Это были первые открытые работы. Я перечитал все об этом удивительном человеке. Понял, что недоброжелатели умышленно занижают роль поэта в литературе, дискредитируют его имя. Я сделал русского, настоящего, а не пьяницу, как нам пытались его преподносить. Более жизнерадостного, озорного и веселого. У него и стихи были такие же. Вот с того времени я и работаю над образом Есенина вот уже 40 лет. Мною создано несколько десятков скульптурных портретов. Илья Климович Котов, наш преподаватель, учил: «Ну, портрет это что, вот образ создать! Не так-то просто, чтобы был узнаваем и чтобы было понятно, кто это». В портрете Есенина стремлюсь отобразить и его очарование, и простоту, красоту внутреннюю и внешнюю, и на- строение то радостное, то печальное. Чтобы воплотилось все в одном портрете. Не так-то просто создать образ великого сына России». Раскрывая образ поэта, скульптор Николай Селиванов ре- шил, что надо сделать и портреты людей из «есенинского окружения». Тех, кто был в жизни рядом с рязанским гением и оказывал какое-либо влияние на его творчество. Эта серия началась с воплощения образа единомышленника Есенина – поэта Николая Клюева, а продолжилась портретами Сергея Городецкого, Алексея Ганина, Александра Ширяевца, Ивана Приблудного, Сергея Клычкова, Петра Орешина. Органичным дополнением серии стали изящно выполненные скульптором портреты Айседоры Дункан, Анны Изрядновой, Августы Миклашевской, Зинаиды Райх и Юры Есенина – сына поэта. В 1995 году скульптор сделал портрет писателя-есениноведа Эдуарда Хлысталова, который на протяжении многих лет зани- мался частным расследованием гибели поэта. В своих литера- туроведческо-правовых исследованиях бывший следователь и писатель доказывал, что Есенин не повесился, а был убит. На проходившей в Рязани юбилейной выставке, которая была посвящена 100-летию со дня рождения Сергея Александровича, позади мраморного Есенина стоял портрет Хлысталова, будто страж доброго имени поэта. Чтобы понять душу творческого человека, вполне достаточно хотя бы раз увидеть его работы. Сердцу Николая Селиванова дороги настоящие патриоты Отечества, которые проявляют доблесть и в реальной боевой обстановке, и на мирном трудовом поприще.
На открытии памятника Д. Кедрину. До сих пор с гордостью и волнением вспоминает Николай Александрович, каким праздником для жителей Удмуртии стало открытие в городе Глазове «Монумента Победы». Этот памятник, как и было задумано Селивановым, объединил строгий 18-метровый обелиск и трехфигурную композицию: солдата в плащ-палатке, крестьянку со снопом и мальчишку со снарядом, на котором лаконично начертано – «по Берлину». В городе Мелитополе в 1967 году был открыт еще один монумент его работы – памятник «Героям-подпольщикам». Порадовал Николай Александрович и тружеников подмосковного города Раменское, где на территории одного из предприятий появился в 1970 году памятник Циолковскому. В 1991 году в селе Сростки Алтайского края, у деревенской школы, поднялся на пьедестале бронзовый Василий Шукшин – этот памятник сделан Селивановым по заказу Министерства культуры. Можно было бы еще очень долго перечислять созданные Николаем Александровичем великолепные скульптуры. Назову лишь некоторые. Портреты: поэта Павла Васильева, капитана атомного ледокола «Ленин» Бориса Соколова, президента Академии наук СССР Анатолия Александрова, академиков Игоря Курчатова и Валерия Легасова, адмирала флота Николая Кузнецова… В 2004 году Селивановым была завершена работа над пор- третом Дмитрия Кедрина, чья жизнь трагически оборвалась 18 сентября 1945 года. Именно этот бюст задумчиво-одухотворенного стихотворца в очках, отлитый в бронзе, и установили не- давно в Мытищах.
Мемориальная доска на доме А. П. Полющенко, выполненная Н. А. Селивановым. «Дмитрий Кедрин был поэтом большого жанрового диапазона, ему в равной степени хорошо да- вались как произведения большого исторического масштаба, так и проникновенные лирические стихи, направленные к сердцу простого человека, - подчеркнуто в номере газеты «Литературная Россия» за 23 февраля 2007 года. – Любовь к его поэзии объединяет людей, казалось бы, разных эстетических представлений: говоря проще, стихи Дмитрия Кедрина любят все. Он написал целый ряд пронзительных и горьких стихов о России и о ее драматической судьбе, и эти стихи на протяжении многих лет и по сей день пользуются заслужен- ной любовью читателей. Празднование столетия своего выдающегося земляка мытищинцы начали открытием памятника Дмитрию Кедрину, выполненного знаменитым русским скульптором, народным художником России Николаем Александровичем Селивановым». Московское областное телевидение сообщило: «В судьбе поэта столько же трагизма, сколько в судьбах его героев. Дмитрию Кедрину было всего 38 лет, когда неизвестные до сих пор убийцы выбросили его из тамбура электрички. В день рождения поэта и в день открытия памятника, в Мытищи приехали его родственники – дочь и внук. Дмитрий Олегович Кедрин так похож на деда, что скульптор использовал его в качестве натурщика, когда лепил этот бюст. Скульптор – народный художник России Николай Селиванов, с большим удовольствием взялся за этот заказ. Литературное объединение, которое носит имя поэта Кедрина, существует в Мытищах уже 60 лет. При нем есть ансамбль с говорящим на- званием «Бальзам на душу». Еще до того, как участники церемонии отправились в местный театр, чтобы продолжить литературный праздник, барды открыли музыкальную программу. Прямо у подножия памятника Дмитрию Кедрину». ...Кажется, ни на один день не прерывается для Николая Александровича поиск новых интересных образов. В ближайших творческих планах скульптора Николая Селиванова, лауреата Международной премии имени Михаила Шолохова, почетного жителя Лотошинского района Московской области, – дополнение серии «есенинского окружения» портретами Софьи Толстой и Галины Бениславской. г. Москва
|
© ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ "ПОЛДЕНЬ", 2007 |
|
|
Литературный альманах «Полдень» Главный редактор Валентин Сорокин Заместитель главного редактора Владимир Фомичев Почтовый е-адрес редакции - Polden2007@gmail.com WEB-редактор Вячеслав Румянцев |