ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ:
|
Рубежи народного журнала
В нынешнем году старейшему литературно-художественному изданию России – «Роман-газете» исполняется 75 лет. Накануне юбилея наш корреспондент встретился с главным редактором популярного журнала, известным российским прозаиком Юрием КОЗЛОВЫМ.
- Юрий Вильямович, во все еще недавнем прошлом «Роман-газета» выходила миллионными тиражами, и ее можно было встретить практически в каждом доме. Как живется сегодня традиционному флагману отечественной художественной литературы?
- Несмотря на все сложности последних лет, тем не менее журнал сумел устоять, подтвердить имя и более того, сумел сохранить многих своих подписчиков. Мы выходим два раза в месяц, и общий тираж по подписке составляет 24 тысячи экземпляров. Как ни крути, получается, что на сегодняшний день «Роман-газета» - это самый тиражный в России литературный журнал.
И второй момент. Если многие журналы меняли свою читательскую ориентацию, стиль, приспосабливались ко времени, то «Роман-газета» сумела остаться тем, чем задумывалась еще при своем рождении в двадцатых годах прошлого века. А именно как издание для народа, в котором печатались лучшие произведения русской советской и даже зарубежной классики, прозаиков из национальных республик.
- А каким критериям, кстати, должно соответствовать издание для народа?
- Каким критериям? Первое. Оно должно быть высокохудожественным. Во-вторых, публикуемые в нем произведения должны лежать в русле традиционных представлений о добре и зле, иными словами, быть понятными читателю. В-третьих, быть дешевым по цене и доступным всем. И «Роман-газета» в течение 75 лет в основном выдерживала эту линию, причем при всех главных редакторах. Наивысший взлет журнала был в 70-80-е годы, когда через «Роман-газету» проходили все выдающиеся произведения современной отечественной литературы. Правда, тогда в ее адрес звучали и обвинения в том, что журнал превращается в «отстойник секретарской литературы», печатая секретарей Союза писателей СССР. Последнее, может быть, имело место на самом деле. Тем не менее сейчас журнал озабочен поиском своего нового лица, пытается более разнообразить предлагаемую читателям прозу. Бесконечно уважая людей, которые действительно много сделали для нашей литературы, - Белова, Распутина.., мы, однако, считаем, что литературный мир гораздо шире. Поэтому привлекаем и других авторов. «Роман-газета» публикует сегодня «Предтечу» Владимира Маканина, «Говорите мне о любви» Руслана Киреева и даже такого спорного писателя, как Дмитрий Быков. Его роман «Оправдание» очень своеобразно трактует тему сталинских репрессий, но интересен нам в первую очередь с художественной точки зрения. Или возьмем такого отличного писателя, как Виктор Пронин. Он подается чаще всего как детективщик, автор бесконечных «Банд…», но ведь Пронин еще очень сильный психологический писатель. Возьмите фильм «Ворошиловский стрелок», снятый по его сценарию, ставящий перед обществом серьезные нравственные проблемы. Поэтому мы открываем текущее полугодие романом Пронина «Брызги шампанского».
До конца нынешнего года читатель увидит и роман «Миледи Ротман» Владимира Личутина. То есть, с одной стороны, мы как бы расширяем читательскую аудиторию, а с другой – все-таки стоим на традиционных народных представлениях о литературе. И наш читатель знает, подписываясь на «Роман-газету», что он гарантированно получит качественную, достаточно интеллектуальную и интересную литературу.
- А что собой представляет «Детская роман-газета»?
- «Детская роман-газета» выходит пока раз в два месяца. Журнал получился довольно удачным и даже рекомендован Министерством образования для внеклассного чтения. Это как бы синтез хороших прозаических произведений, отечественной классики, качественной русской поэзии и исторических материалов, материалов краеведческих. Материалов, имеющих целью пробуждать у юных читателей любовь к Родине, тягу к знаниям. Его герои - люди, оставившие глубокий след в истории страны… Впрочем, все сказано в самом названии постоянных рубрик журнала: «Подвижники Земли Русской», «Уголок России», «Честь имею!», «Путешествие во времени», «Русский музеум», «Умелые руки», «Уголок детского творчества». С нового, 2003 года, «Детская роман-газета» будет выходить каждый месяц.
И еще. Принято решение о новом проекте. Его рабочее название - «Роман-газета» (Молодежный журнал)». Нашу молодежь в последние годы учили «чернухой» и «порнухой», матом, сборниками похабщины типа «Время любить» и так далее. Но среди читателей все же достаточно много молодых людей, которые по-настоящему тянутся к знаниям, традиционным национальным ценностям, культуре. Наш журнал – как раз для этих молодых людей. Мы планируем его запустить тоже с 2003 года. Таким образом, «Роман-газета» охватит все читательское поле.
Кроме того, нам, естественно, не хотелось бы забывать национальных литераторов, русских и так называемых русскоязычных писателей, которые пишут на русском языке, но остались в республиках бывшего СССР. Нам бы очень хотелось выпустить, скажем, «украинский» номер журнала в год украинской культуры в России. Нам бы очень хотелось выпустить «белорусский» номер, посмотреть, поддержать русских писателей, живущих ныне в Прибалтике, Средней Азии – Таджикистане, Казахстане, других странах, чтобы они не чувствовали себя оторванными от российского читателя. Но здесь одного нашего желания мало. Необходима поддержка правительства, Министерства культуры, Администрации президента.
- Тем более что это важно и с политической точки зрения…
- И с политической, и с духовной. Что касается нас, то журнал, несомненно, будет становиться лучше в плане полиграфического оформления. Будет более современное художественное оформление, и, наконец, к читателю придут более современные авторы.
Особенно нам бы хотелось выпустить сборник современной военной прозы. Ведь современная военная проза ассоциируется сегодня с именами Юрия Бондарева, Михаила Алексеева, других писателей старшего поколения. Но существует и совершенно другая военная проза. Проза писателей, прошедших через Афганистан, Чечню, межнациональные конфликты. И в следующем году в одном из номеров журнала мы планируем выпустить сборник «Современная российская военная проза». Здесь мы намерены привлечь авторов, «прошедших» через «Красную звезду».
Во втором полугодии нынешнего года выйдет номер, посвященный современной документальной прозе. В нем будут три очень яркие, на мой взгляд, повести. Одна – о «челноках», вторая – об уличных торговцах и третья – о литераторе, работающем охранником. Это повести о талантливых людях, попавших в горнило нового «русского рынка». Они весьма интересны, с одной стороны, как психологические документы эпохи, а с другой – как документы исторические и литературные.
- А где можно купить «Роман-газету»?
- К сожалению, в розничную торговлю очень трудно пробиться. Необходимы усилия, которые выходят за рамки редакционных. Но мы ставим перед собою сверхзадачу: сделать так, чтобы в 2003 году «Роман-газета» была, по крайней мере, в крупнейших книжных магазинах, киосках, чтобы она продавалась в метро. Сегодня стоимость журнала порядка 35 рублей. Для книги это, скажем прямо, дешево. Кстати, в сентябре редакция «Роман-газеты» намерена принять участие в традиционной Московской книжной ярмарке, где попытается прорвать розничную блокаду.
Самый же простой способ иметь на своем столе свежие номера «Роман-газеты» - это подписаться на нее. Чтобы не платить за почтовые услуги, можно подписаться на журнал в редакции.
- Неужели розница - это единственная проблема «Роман-газеты»?
- Сегодня «Роман-газета» - это закрытое акционерное общество, где ни у кого из акционеров нет контрольного пакета акций. Все акции только в руках трудового коллектива: тех, кто когда-то работал здесь, и тех, кто работает теперь. Поэтому нет того, кто бы мог диктовать политику. По сути дела, «Роман-газета» - это пример истинно народного предприятия.
Однако конфликты, которые преследуют многие СМИ, не миновали и нас. Многие годы со времен своего основания редакция журнала размещалась в здании на Новой Басманной, 19, где размещалось издательство «Художественная литература», фактически на правах художественной редакции. И доходы, получаемые от миллионных тиражей журнала, шли на ремонт и модернизацию здания, его содержание, аренду и т.д. Сейчас «Художественная литература» влачит жалкое существование. Оно – одно из трех когда-то мощных издательств, оставшихся у государства. Сейчас эти три издательства планируется объединить в одно, помещения двух из них передать в Мингосимущество, а новое издательство разместить на площадях «Художественной литературы». Что новое издательство собирается делать с «Роман-газетой», регулярно выплачивающей плату за аренду помещений, пока неясно.
Мне кажется, что ликвидировать государственные издательства, особенно «Художественную литературу», которая и в СССР, и в России по своей редакторской школе, по качеству и уровню полиграфии была неким эталоном (вся классика мировой литературы шла к русскому читателю через издательство «Художественная литература»), нельзя, особенно с государственной точки зрения. Думая о воспитании грядущего поколения, сохранении национальной культуры, государство должно присутствовать на так называемом медиа-рынке.
- Теперь вопрос к писателю Юрию Козлову. Наша последняя беседа была посвящена роману «Колодец пророков». Недавно вышел ваш новый роман…
- Если быть точным, в 2001 и 2002 годах в издательстве «Центрполиграф» у меня вышли две новые книги: романы «Проситель» и «Реформатор», о которых уже достаточно много говорилось в печати. В них, особенно в последнем, исследуются вещи, которые, возможно, будут происходить с нашей страной в недалеком будущем. Что несут нам глобальная экономика, глобальная культура, глобальный подход к управлению миром? Я думаю, что эти проблемы будут в ближайшие десятилетия определять нашу жизнь. Мне хотелось бы, чтобы люди, прочитавшие романы, попытались посмотреть на происходящие вокруг нас события через те опасности, которые там описаны и которые подстерегают нас.
Сейчас я работаю еще над одним романом, в котором вместе с читателем пытаюсь понять, что случилось с человеком за последнее время, что стало с его психикой, что он испытывает и чем руководствуется в жизни, и насколько изменились в нашем мире традиционные человеческие ценности, представления о добре и зле. Роман пока называется «Театр хищных птиц».
Беседу вел Игорь ЯДЫКИН
«Красная звезда», 6 Июля 2002 года
|