НОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГА |
|
|
НАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ |
АДРЕСА И ЯВКИ24 НОМЕРА В ГОДНАШИ ЛАУРЕАТЫПЛАНЫ-2005ИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГ
ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ: МОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬБельские просторыПОДЪЕМЖУРНАЛ "СЛОВО"Общество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима КожиноваИстория науки
|
ЮРИЙ КОЗЛОВ:“РОМАН-ГАЗЕТУ” ВСЕГДА ВЫРУЧАЛА ЕЕ НАРОДНОСТЬ…В мае исполняется 65 лет одному из самых тиражных и уважаемых российских литературных журналов – “Роман-газете”. Задуманная в конце двадцатых годов как дешевое издание для народа, “Роман-газета” и сегодня является едва ли не единственным журналом, доступным людям с доходами, как сейчас принято говорить, “ниже прожиточного уровня”. Стоимость номера не превышает тридцати пяти рублей. Достаточно высок по нынешним временам и тираж “Роман-газеты”: двенадцать с лишним тысяч экземпляров. Если учесть, что журнал выходит два раза в месяц, то получается, что “Роман-газета” сегодня самое массовое литературное издание в стране. За время существования журнала в нем были напечатаны многие произведения, ставшие впоследствии классикой русской, советской литературы. И сегодня, несмотря на многие трудности, “Роман-газета” стремится публиковать достойную прозу современных российских авторов. О том, как живет журнал, какими произведениями собирается порадовать читателей в ближайшее время, – в беседе нашего корреспондента Натальи Долгушиной с главным редактором “Роман-газеты”, известным прозаиком Юрием КОЗЛОВЫМ. – Юрий Вильямович, почему “Роман-газеты” нет ни в киосках “Союзпечать”, ни на лотках в метро, ни в других местах, где продается периодика? – Там, кстати, вообще крайне редко можно обнаружить “толстые” журналы. Они стоят дорого, спрос на них невелик, поэтому “толстые” литературные издания практически вытеснены из розничной продажи. Журналы, некогда составлявшие честь и гордость советской литературы, подписка на которые “лимитировалась”, сейчас превратились в нечто элитарное, изначально убыточное, недоступное рядовому читателю. “Толстые” журналы сегодня читают в основном специалисты-филологи, университетские преподаватели, обозреватели литературы в газетах, студенты гуманитарных факультетов. Если государство не возьмет на себя материальную поддержку “толстых” журналов, то они как составная часть российской культуры скорее всего перестанут существовать. – Вы полагаете, надежда на государственную поддержку есть? – Хочется верить, хотя жизнь доказывает обратное. К примеру, государство в лице Минпечати буквально “выпихивает” “Роман-газету” из здания “Художественной литературы” на Новой Басманной, 19. Редакция сидит там с первого дня. Более того, в советские времена у “Роман-газеты” были миллионные тиражи и, соответственно, миллионные прибыли текли в казну, в том числе и на содержание и благоустройство этого здания. То есть у нашего издания есть моральное и божеское право оставаться там, тем более что арендные платежи вносятся исправно. Но государство, похоже, тяготится тем, что у него остались свои издательства. Существует проект, согласно которому три последних издательства, и в их числе “Худлит”, ликвидируются и на их базе создается что-то новое. Ради непонятного нового “Роман-газету” и просят освободить помещения. Честно говоря, я не понимаю, зачем нужно ликвидировать “Художественную литературу” – блистательное некогда издательство с достойными традициями, лучшей в стране редакторской школой? Почему не оставить его, а заодно и “Роман-газету” в покое? Я уверен, что, если бы “Художественную литературу” умышленно не “давили” все эти годы, издательство смогло бы выжить. – Надо ли понимать, что сказанное вами про “толстые” журналы в полной мере относится и к “Роман-газете”? – “Роман-газета” никогда не была рафинированным изданием, ориентированным на представителей какого-нибудь одного, скажем, либерального направления в литературе. “Роман-газету” всегда выручала ее “народность”. Сегодня наш журнал распространяется главным образом по подписке. В перспективе редакция планирует расширение продажи в розницу, но это требует массу усилий, выходящих за рамки редакционной работы. – С именами каких писателей связывает журнал свои надежды сегодня? – Главный критерий – это, конечно же, художественность. Произведение прежде всего должно быть интересно читателям. Второй критерий – чтобы оно соответствовало традиционным представлениям народа о правде, справедливости, нравственности. И третий – чтобы по возможности “захватывало” как можно больший круг читателей, то есть было бы интересно самым разным людям. До конца нынешнего годана страницах “Роман-газеты” будут опубликованы романы и повести таких известных, а главное, политически не ангажированных, сохранивших абсолютную творческую самостоятельность и независимость писателей, как Юрий Поляков, Анатолий Афанасьев, Эдуард Лимонов, Виктор Пронин, Владимир Маканин, Владимир Личутин… – Юрий Вильямович, как вы вообще оцениваете современный литературный процесс? – Мне кажется, литературный процесс во многом определяется конфликтами, которыми живет общество. В советские времена это был конфликт личности и давящего монолита государства, которому приписывалось все самое плохое, что только есть в жизни. На исследовании этого конфликта, кстати, прославились в свое время так называемые “сорокалетние” писатели. Герой терпел нравственную катастрофу, но события продолжали идти своим чередом, государственный порядок казался незыблемым, и это приводило героев в отчаяние. Сейчас присутствие государства в жизни страны и каждой отдельно взятой личности практически неощутимо. Герои обладают максимально возможной свободой. Но отчаяние в литературе еще сильнее, нежели раньше. Из жизни ушло что-то важное. Осознание этой потери присутствует в произведениях перечисленных мною писателей. В том числе и этим, кстати, они выражают знаменитую толстовскую “мысль народную”. – Не могли бы вы яснее сформулировать эту самую “мысль народную”? – Мне кажется, она – в глубинном понимании, что посреди сплошного несчастья, всеобщего социального бедствия невозможно выстроить свое личное, персональное благополучие. Пусть даже человеку многое удается. Все равно он не может полноценно наслаждаться благами жизни, чувствовать себя счастливым. Свинцовая атмосфера несправедливости, “социальной тоски” давит на его психику, не дает дышать полной грудью. Вот почему единственно возможная идеология в России сегодня – это идеология последовательного восстановления социальной справедливости. В чем неуспех постоянно создаваемых “партий власти”? В том, что их устроители никак не решатся назвать вещи своими именами. Мне кажется, что у нынешнего президента нет выбора. Если он хочет остаться в истории, ему придется назвать вещи своими именами, предложить способы исправления ситуации. Вечно длить момент неопределенности, эксплуатировать сжатую пружину ожиданий народа невозможно. – То есть вы полагаете, что наиболее востребована сегодня литература социального протеста? – Дело не в социальном протесте, а в отсутствии в современной России значимых для общества социальных проектов. Общество, народ не могут долго существовать внутри идейной пустоты и очевидного обмана. Все ведь предельно ясно. Если раньше средства, выручаемые за нефть, газ, металлы, лес и прочее природное сырье, шли – через союзный бюджет – на науку, армию, образование, медицину и так далее, то теперь эти огромные средства идут в карман отдельных людей, всем же остальным предлагается приспосабливаться к “рынку”. Государство просто обязано внести коррективы в свою социальную политику, иначе останется без армии, системы образования, науки и так далее. Мне представляется, что тенденции конфедерализации страны проистекают именно из-за патологической нищеты нашего общества. Никакие “вертикали власти”, федеральные округа и прочее не помогут, если не произойдет более справедливого перераспределения национального продукта. Все эти вещи так или иначе затрагиваются в произведениях, публикуемых в “Роман-газете”. Каждый наш полугодовой план – это, можно сказать, прошлое, настоящее и будущее России в миниатюре. Взять хотя бы второе полугодие нынешнего года. Исторический роман Юрия Федорова “Да не прощен будет” – об отношениях Петра и царевича Алексея. Повесть Эдуарда Лимонова “У нас была великая эпоха” – о послевоенных годах СССР. И, наконец, блистательные произведения о современной России: повести Юрия Полякова “Небо падших” и “Демгородок”, роман Виктора Пронина “Брызги шампанского”, повесть молодого писателя из Новосибирска Владимира Клименко “Петля Анубиса”, роман классика отечественной литературы Владимира Личутина “Миледи Ротман”. У всех этих произведений есть одна интересная особенность – они, несмотря на драматизм описываемых событий, пробуждают у читателей “чувства добрые”, вселяют в него победительное мужество. Это именно то, чего так не хватает нам сейчас в жизни и литературе. Кстати, “Роман-газета” намерена продолжать свои славные традиции. Ведь именно через нее к русскому читателю приходили национальные авторы, составлявшие впоследствии гордость не только советской, но и мировой литературы: Чингиз Айтматов, Нодар Думбадзе, Анатолий Ким… В ближайшее время мы выпустим в свет сборник прозы писателей из Казахстана. В планах редакции – опубликовать и сборник современной украинской прозы. Сейчас ведь у нас Год Украины в России. Хотелось бы, чтобы государство в лице Минпечати и Минкультуры поддержало наши инициативы. – Как обстоят дела у “Детской “Роман-газеты”? Подписка на этот журнал выросла. Сейчас тираж журнала превышает восемь тысяч экземпляров. С 2003 года мы намерены сделать журнал ежемесячным. Более того, собираемся объявить подписку на третий журнал, назовем его “Молодежной “Роман-газетой”. Такой журнал крайне необходим сейчас не только молодым читателям, но и молодым литераторам. Они в силу сложившейся на книжном рынке конъюнктуры сегодня загоняются в “чернуху”, “наркотическую прозу”, порнографию. Между тем современная молодая проза – это не только “Низший пилотаж” Баяна Ширянова (чего стоит этот псевдоним!) или болезненные сочинения Егора Радова. В России по-прежнему немало людей, готовых читать нормальную литературу, думающих о вечных проблемах бытия, стремящихся вопреки всему к добру и свету. Вот на них-то и будет ориентирована новая “Роман-газета”. Таким образом мы сможем охватить все возрастные категории читателей. Я уверен, что тот, кто подпишется на издания “Роман-газеты”, не прогадает! "Литературная газета" №18-19 (5877) 8 мая- 14 мая 2002 г.
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий КозловWEB-редактор Вячеслав Румянцев |