> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА > ДЕТСКАЯ РГ >
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

НАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ

АДРЕСА И ЯВКИ
2009  ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
НАШИ ЛАУРЕАТЫ

 

ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
Бельские просторы
ПОЛДЕНЬ
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Страница Вадима Кожинова
Мемориальная страница Павла Флоренского
История науки

 

Роман-газета детская № 2, 2009

ИМЕНА

Валентина Коростелёва

Загадочный писатель

Портрет Н.В. Гоголя работы Ф.А. Моллера. 1841 г.

В КАЖДОМ СЛОВЕ
БЕЗДНА ПРОСТРАНСТВА,
КАЖДОЕ СЛОВО НЕОБЪЯТНО.
Н. Гоголь

Пожалуй, в истории русской литературы немного можно вспомнить таких загадочных писателей, как Николай Васильевич Гоголь. Над героями его комедий зрители смеются, а выходя из зала, вдруг чувствуют неподдельную грусть, понимая, что смех смехом, а и в нас немало того, что вы- светил этот гений в своём произведении. Разве нам не хочется иногда, как Хлестакову, легко и быстро достичь своей цели, по пути в чём-то слукавив, а где-то и малость приврав? А вспомнишь, чем окончилась вся его игра в столичного ревизора, то есть проверяющего, — и узелок на память завяжешь, и повторишь на всякий случай для себя, что сколько ниточка ни вейся, а конец найдётся, и любой обман, пусть даже и безобидный на первый взгляд, всё равно откроется.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

То же и с «Мёртвыми душами». Оглянешься по сторонам — и будто не прошли столетия со времён нашего любимого Николая Васильевича! Тут тебе и бессмертный Плюшкин в худой одежде, да зато со связкой ключей от сундуков, и вальяжный Манилов, днём и ночью мечтающий о замечательной жизни, но ничего для этого не делающий. И Ноздрёв со своим необузданным характером, от которого порой страшно окружающим, потому что человек этот не умеет держать себя в руках, когда что-то происходит не по его желанию. И пройдоха Чичиков, норовящий обмануть и того и другого, покупая у помещиков души умерших крестьян. Ну совсем как некоторые деловые люди сегодня, которые хотят быстро разбогатеть, но как-то бы меньше работая! И совсем уж фантастические приключения коллежского асессора Ковалёва, лишившегося собственного носа! И опять — посмеётся читатель над всем этим, а после и призадумается: нет, не просто так Гоголь выдумал все эти истории, не просто так сделал удивительно яркими, такими своими, русскими персонажи произведений!

«Ревизор». Сцена первой постановки в Александринском театре.
Гравюра по рисунку актёра В. Самойлова

«На то и гений», — скажет кто-то. И нельзя с этим не согласиться. Потому что Николай Васильевич Гоголь был еще и настоящим волшебником живого русского языка. Слушаешь хвастовство Хлестакова в знаменитой комедии «Ревизор» — и на время растворяешься в том, что называется истинным искусством. Давайте вместе вспомним несколько фраз из комедии, а кто-то, может, впервые познакомится с писателем: «Я не люблю церемонии. Напротив, я даже стараюсь всегда проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идёт!» А один раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочи- ли из гауптвахты и сделали ружьём. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего»... «Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» «Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то всё...» Большой оригинал».

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
Из скульптурной группы на памятнике
«Тысячелетие России» в Новгороде.

Мне повезло — в роли Хлестакова в Московском театре сатиры я видела не кого-нибудь, а самого Андрея Миронова. Блистательно играл он эту роль. До сих пор вспоминаю.

Памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н.А. Андреева в Москве.

Почему нам не только интересен Николай Васильевич как писатель, но и дорог? Да потому, что о чём бы он ни писал, он говорил о России, и не просто, а с большой любовью. Вот почему даже сатира его согрета тёплым чувством к человеку, его вели- кой родине. Именно отсюда у него немало лирических отступлений в тех же «Мёртвых душах», отчего его проза зачастую словно переливается в поэзию — по глубине чувства, по эмоциональности и яркости языка. Гоголь был истинным патриотом России, и его сатирические образы — это стремление хоть чуть-чуть исправить чело- века, забывшего о главных ценностях: доброте, любви к ближнему, достоинстве, гордости за великую родину. Его перу принадлежат и журналистские статьи и заметки, которые живы и сегодня. Да вот, к примеру: «...Друг мой, храни вас Бог от односторонности: с нею всюду человек произведёт зло: в литературе, на службе, в семье, в свете, словом, — везде... Односторонний человек ни в чём не может найти середины. Односторонний человек не может быть истинным христианином, он может быть только фанатиком». Разве можно не прислушаться к этим мудрым словам? Разве мы не хотим много видеть и знать, многому учиться, понимать, что в жизни главное, а что второстепенное? Разве мы не хотим дружить с людьми, богатыми духовно, могущими понять нас и поддержать в трудную минуту? Но для этого надо. чтобы и с нами было интересно другому, чтобы и в нас друг или подруга могли найти не только поддержку, но и своевременный совет. Односторонний человек не способен понять другого, с ним не интересно, потому что у него нечему учиться, а ведь вся наша жизнь — это учёба и её продолжение, потому что только в этом случае можно добиться достойной цели.

Николай Васильевич Гоголь показывал жизнь во всём многообразии, и это ему принадлежат знаменитые слова о Тройке, с которой он сравнил Россию. Сколько любви и гордости за родину слышится в нескольких фразах!

Тройка. Рисунок неизвестного художника.

«...Эх, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

 

 


Главный редактор Юрий Козлов
Главный художник Юрий Коннов
Заместитель главного редактора Ирина Платонова
Редактор-составитель Екатерина Рощина
Художественное редактирование и макет Татьяна Погудина
Зав. производством Елена Шевцова Компьютерная вёрстка и цветоделение Александр Муравенко
Корректор Людмила Пономаренко
Финансовая группа Елена Петрова Людмила Дьячкова
Зав.распространением Ирина Бродянская
Юрисконсульт Виктор Кудинов
Приёмная редакции Нина Кошелева
Журнал выходит один раз в месяц
С 1996 года рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ для внеклассного чтения
Подписные индексы в каталоге агентства «Роспечать»: 72766 — на полгода 71899 —на год
Учредитель: ЗАО «Роман-газета» Адрес редакции: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, 19. Тел.(8-499)261-84-61 Факс (8-499) 261-49-29
e-mail: rg@netman.ru; roman-gazeta-1927@yandex.ru Основан в 1995 г.
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 01384 от 27 июня 1995 г.
В розницу цена свободная
Журнал для детей среднего школьного возраста
© «Роман-газета», 2009 г.
Авторов материалов, использованных в этом номере, просим обращаться в редакцию

 

 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ

 

Rambler's Top100

Главный редактор Юрий Козлов

Пишите нам: roman-gazeta-1927@yandex.ru

WEB-редактор Вячеслав Румянцев