> XPOHOC > РЕЛИГИИПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ >
 ссылка на XPOHOC

Нижне-Воскресенский монастырь

--

РЕЛИГИИ РОССИИ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Нижне-Воскресенский старообрядческий мужской монастырь

Нижне-Воскресенский старообрядческий мужской монастырь – монастырь на р. Б. Иргиз около с. Криволучье Вольского уезда Саратовской губернии.

Нижне-Воскресенский монастырь на начало нач. XX в.

Основан в 1762 г. иноком Авраамием с 12-ю чернецами. Они поселились в землянках, вырытых в лесной глуши в Медвежьем гае. В 1764 г. в скиту срублена из дубовых бревен часовня во имя Николая Чудотворца. По переписи 1765 г. здесь жило 17 человек, среди которых 3 священника. В 1786 г. другой настоятель вместо часовни начал строить деревянный храм во имя Воскресения Христова, и скит получил название Нижне-Воскресенского монастыря. К 1787-88 гг. число иночествующих в нем достигло 200 человек. Здесь же поселился инок Прохор, который почти сразу фактически стал исполнять обязанности настоятеля, хотя официально был избран на эту должность только в 1791 г. Прохор стремился, чтобы монастырь ничем не уступал более могущественному в то время Верхне-Успеенскому (впоследствии Верхне-Спасо-Преображенскому). В 1789 г. он освятил Воскресенскую церковь. Следом принялся за строительство нового храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освящение которого состоялось в 1795 г. При храме была сооружена колокольня с 12 колокола­ми. Затем началось строительство новых келий, число которых достигло 46. Кроме то­го, стараниями Прохора в монастыре появились библиотека, где хранилось около 500 книг, и больница, на противоположном берегу Б. Иргиза - особый хутор. А сам мона­стырь, по велению Прохора, обнесли высокой деревянной оградой с одними каменными воротами. И постепенно он приобрёл главенствующее значение на Иргизе. Не случайно именно этот монастырь в 1818-19 гг. устроил в Вольске монастырское подворье, выполнявшее роль первой сборной станции, откуда старообрядческие священники разъезжались по всей России.

В 1820 г. в Нижне-Воскресенском монастыре состоялись пере­выборы настоятеля, и, по требованию Вольского старообрядческого общества, Прохор был смещен с этой должности, а на его место назначен Тарасий. Однако в сентябре 1825 г. Прохор вновь занял это место.

В 1828 г. дважды саратовский губернатор кн. Голицын посещал Иргизские монастыри, пытаясь склонить их обитателей к принятию единоверия. При первом посещении в начале весны переговоры ни к чему не привели. При втором - 14 июня кн. Голицын собрал всех 62-х Нижне-Воскресенских иноков и прочитал им не­существующее секретное положение правительства об уничтожении всех Иргизских монастырей, если те не пожелают принять единоверие. Так обманом ему удалось полу­чить от настоятеля Адриана подписку о принятии единоверия. Известие об этом взволновало Иргиз. В Верхне-Спасо-Преображенском монастыре немедленно созвали собор, который отлучил от общения отступников от веры. 50 старообрядцев из Криволучья предъявили Адриану требование отказаться от своего намерения. Многие из Нижне-Воскресенских ино­ков и бельцов бурно протестовали, а некоторые из них, опасаясь преследования, вообще покинули обитель. Под давлением старообрядческой общественности 29 июня Адриан послал кн. Голицыну письмо за подписью 29 иноков и бельцов с просьбой вернуть подписку, од­нако тот, вопреки своему слову, отказал им. В октябре Адриан, не способный и не имевший сил устоять в неравной борьбе, отказался от должности настоятеля, и на его место был избран Никанор.

Между тем, кн. Голицын арестовал 5 иноков Нижнее-Воскресенского монастыря, а потом и един­ственного его священника. В январе 1829 г. репрессии продолжились: «восресенцев» стали по одному вылавливать из обители и забирать в рекруты. Уступив насилию со стороны кн. Голицына, Никанор окончательно согласился на принятие единоверия и сумел склонить к этому часть иноков, хотя и осознавал, что идет вопреки своим убеждениям. Активных противников обращения, не согласившихся принять единоверие, во главе с Прохором (до 60 человек) губернатор велел удалить из монастыря. Они были либо отданы в солдаты, либо сосланы в Сибирь. В обмен за принятие единоверия Никанор просил у кн. Голицына отпустить 8 человек, жителей обители, со­державшихся в этот момент под стражей. Однако тот просьбу не выполнил.

Известие о согласии Никанора принять единоверие привело крестьян соседних се­лений Мечетной и Криволучья к волнению. В марте в Криволучье собирались тайные сходки, на которых произносились пламенные речи с целью возмутить старообрядцев и подтолкнуть их к активному противодействию.

27 июля император Николай I утвердил доклад Синода об обращение Нижне-Воскресенского монастыря в единоверие. В октябре тихо прошло освящение обеих (бывших старообрядческих) церквей. Старообрядцы молча подчинились: им было куда податься – их 4 Иргизские обители ещё оставались верными старой вере.

Игуменский дом в Нижне-Воскресенском монастыре, современный вид.

+ + +

Восресенский единоверческий мужской монастырь

Восресенский единоверческий мужской монастырь был обращён из старообрядческого Указом Святейшего Синода 27 июля 1829 г. От старообрядцев ему досталось около 2,5 тыс. десятин земли, деревянная однопрестольная церковь во имя Воскресения Христа Спасителя с боковыми галереями и трёхъярусной деревянной колокольней и каменная тёплая однопрестольная церковь во имя Николая Чудотворца при настоятельском доме, которая впоследствии была приспособлена под жилые кельи для братии.

Первым единоверческим настоятелем монастыря был монах Никанор. В 1831 г. из единоверческого Высоковского монастыря был приглашён С 1841 по 1843 гг. его возглавлял иеромонах Евгений, который в 1852 г. был возведён в сан игумена. С 1895 по 1916 гг. обителью руководил сначала иеромонах, а с 1897 г. игумен Марсалий (П.Н. Батманов (Рахманов).

В 1863 г. в обители возвели каменную тёплую однопрестольну церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Штат монастыря в первые годы насчитывал 24 человека, а к началу XX в. – 36.

Монастырь был окружён каменной стеной с четырьмя башнями по углам и тремя воротами: западные, Святые, были расписаны библейскими сюжетами, северные – ликами святых.

На усадебной площади располагалось 13 зданий: пять жилых, остальные – хозяйственного назначения. Обособленные помещения занимали ризница с библиотекой и гостиница для приезжающих богомольцев.

В 1897 г. в монастыре открыли школу для обучения мальчиков единоверческому чтению, письму и крюковому пению. В начале XX в. в ней обучалось 13 мальчиков, которые находились на полном монастырском обеспечении. С 1894 г. на средства монастыря содержалась единоверческая школа в с. Криволучье.

Обители принадлежали рыбные ловли на р. Б. Иргиз, Б. Кушум и на монастырском озере. На противоположном брегу Иргиза располагался монастырский хутор с паровой мельницей и кирпичным заводом, построенным в 1897 г.

В первые годы Советской власти монастырь, как и все другие, лишился всего имущества, а в январе 1928 г. был закрыт. Главный его храм во имя Воскресения Христа Спасителя поставили на учёт в Главном управлении науки Наркомпроса как художественный исторический памятник, и самарский губисполком даже выделил средства на его ремонт и реставрацию. Однако во время второй волны борьбы с религией (нач. 30-хх гг.) храм был стёрт с лица земли.

А на территории монастыря размещалось в разное время немало разных социальных учреждений: санаторий, детский дом. Но больше всех здесь «задержалась» психиатрическая лечебница. Она открылась в 1956 г., а закрыта была, из-за недостатка средств, в 2003 г.

Спустя год с небольшим после закрытия монастырь решили отдать православной церкви и восстановить. Его настоятелем, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, стал иеромонах Максимилиан, бывший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Вот как описывала доставшееся ему «наследство» журналист Наталья Волкова («Православная вера», газета Саратовской епархии, №6, март 2005 г.):  

«Пустыми глазницами выбитых окон смотрят на нас возведенные в советское время здания бывшей больницы. От одного из них остались только стены. Старинные монастырские постройки XIX столетия - три братских корпуса и дом настоятеля - выглядят куда лучше. Внушительной толщины стены строили на века, а крыши не успели или не смогли разобрать. Но поражает даже не это, а стройность архитектурного замысла. Представьте себе в заволжской глуши двухэтажное здание в стиле модерн… Можно понять, что некогда монастырский комплекс был правильной прямоугольной формы, а в центре его возвышался храм в честь Воскресения Господня.

Где были святые врата? Где размещалось братское кладбище? Пока неясно. Известно только, что на колокольне были куранты, в церкви - уникальный семиярусный иконостас, богатейшая ризница… Была и вторая церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святого Иоанна Богослова. Где она располагалась - теперь тоже установить трудно. Зато издалека видно невысокое розовое здание с небольшим колоколом, висящим на перекладине световой опоры,- нынешний храм во имя апостола Иоанна, бывшая поварня. Он - предмет особой заботы отца Максимилиана. До Пасхи, престольного монастырского праздника, необходимо и территорию вокруг в порядок привести для Крестного хода, и потихоньку обустраивать церковь дальше. Ведь главное в монастыре - его молитвенная жизнь, богослужения.

Внутри храма сумрачно. На невысоких сводах - несмываемый многолетний налет сажи от плит и печек, кое-где - трещины. Но импровизированный иконостас, сооруженный с большим благоговением и любовью, не оставляет ощущения временности. Теплится лампада иноческой молитвы… Конечно, существовавший здесь когда-то семиярусный иконостас был явлением исключительным, но чувство необъяснимой полноты возникает и сейчас - и у маленькой иконы Пресвятой Богородицы в этом скромном монастырском здании…

Окрестности Криволучья - одно из красивейших мест Заволжья: лес вдоль Большого Иргиза и озеро Монастырское, где водятся лисицы и ондатры. Плюс - потрясающая целебная тишина, богатая история».

Кстати, на территории монастыря находилось кладбище, где позволяли хоронить только самых достойных людей ближайших окрестностей. В советское время его сровняли с землей, а богатые каменные надгробья одни использовали в хозяйственных целях, другие побросали в Монастырское озеро. Надгробные плиты кое-где ещё встречаются. На них даже сохранились надписи, которые сообщают о том, чей здесь покоится прах. Некоторые из них относятся к первой половине XIX в.

А несколько лет назад на одном из заброшенных кладбищ с. Криволучье недалеко от монастыря была обнаружена массивная чугунная плита, которая гласит, что здесь покоится монах Единоверческого монастыря.

Юрий Каргин


Здесь читайте:

Православные монастыри и  храмы:

| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О |

| П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш-Щ | Э | Ю | Я |

Православные иконы.

 

 

РЕЛИГИИ РОССИИ

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС