Вельзевул |
|
|
РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОНЯТИЯ |
На первую страницуНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАРЕЛИГИИ МИРАСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫКАРТА САЙТА |
Вельзевул или веельзевул - библейское название сирофиникийского божества Ваалзевув, считавшегося покровителем и защитником от мух, рои которых составляют ужасную казнь для людей и животных в жарком климате Востока. Очевидно, это одно из частных проявлений общего сирофиникийского Ваала. В библейских книгах это слово встречается в двух неодинаковых смыслах. В Ветхом Завете оно употребляется в значении местного аккаронского божества филистимлян, пользовавшегося известностью в качестве оракула и у соседних народов, между прочим и у евреев, в период их уклонения от истинной религиии. Так, царь израильский Охозия, заболев, посылал в Аккарон послов с поручением спросить у Веельзевула - "выздоровеет ли он от болезни?" (4 Цар. I, 2). В Новом Завете мы встречаем то же слово в смысле сатаны или главы злых духов или демонов. Каким образом иудейская демонология дошла до отождествления Веельзевула с сатаной - неизвестно. По мнению некоторых, в этом оказалось желание унизить сатану низведением его на степень жалкого "бога мух". Эта тенденция проявляется еще яснее при другом филологическом толковании рассматриваемого слова, - толковании, по которому Веельзевул означает "бога навоза" или всякой нечистоты и грязи. Он считался главным виновником мучительной болезни бесноватых, обыкновенно удалявшихся от общества людей в нечистые места (кладбища и проч.). Согласно с таким воззрением, фарисеи, видя, как Христос изгонял бесов, дерзко утверждали, что Он делал это "силою Веельзевула, князя бесовского" (Мате. XII, 24 - 27; Марк. III, 22; Лук. XI, 16 - 20). Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880 |
|
РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОНЯТИЯ |
редактор Вячеслав Румянцев
|