SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > СЛОВО  >

№ 4'03

Юлия ЕСАУЛЕНКО

"ПЕРЕДО МНОЙ ЖИВАЯ ЖИЗНЬ..."

XPOHOС
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Русское поле:

СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
ЖУРНАЛ "ПОЛДЕНЬ"
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
МОЛОКО - русский литературный журнал
РУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журнал
ПОДЪЕМ - литературный журнал
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

Мир Шолохова

Всю Великую Отечественную войну Шолохов был со своим народом на фронтах освободительной войны: с августа 1941года — на Западном фронте, затем на Юго-Западном, на Сталинградском, и с мая 1943 года по май 1945 года на Третьем Белорусском фронте. Шолохов сам ходил в атаки и был ранен, видел многих солдат и офицеров и в отступлении и в наступлении, каждая деталь — как готовится солдат к бою, как одет, как выглядит, какие чувства испытывает перед боем, в бою, после боя — интересовала писателя, и именно с этих первых фактов, мыслей, впечатлений, увиденных на фронте, впоследствии и начал создаваться роман «Они сражались за Родину».

В первые же месяцы войны Шолохов публикует очерки-рассказы «На смоленском направлении», «По пути к фронту», «Военнопленные» и др., передающие мироощущение писателя, оказавшегося на передовой. Как отмечает один из исследователей творчества Шолохова Л.И. Залесская, на переднем крае фронта Шолохов «пишет о сказочных героях, простых и скромных людях, погибших и живых, пишет задушевно, лирически проникновенно, с восторгом и болью». Впоследствии материалы именно этих первых военных очерков станут основой романа «Они сражались за Родину». Так, например, войдет в роман запомнившаяся писателю по пути к фронту деталь: как на мрачном фоне пожарища «неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми листьями»; более полно и ярко раскроется образ рядового повара Анатолия Недзельского из очерка «Первые встречи» и т. д.

Когда впервые зародилась у Шолохова мысль написать роман, сказать трудно. Очевидно лишь то, что произошло это тогда, когда фактов у писателя уже было предостаточно и определилась основа для будущего романа, созрел его замысел. Тогда, когда, по меткому выражению дочери писателя Светланы Михайловны Шолоховой, «голова переполнена невысказанными мыслями, а сердце рвется от невозможности наполнить страницы уже «живыми» героями и готовыми сюжетами, всем, что довелось увидеть, услышать, передумать».

Итак, замысел определился, но еще многое надо было писателю решить прежде, чем будут опубликованы первые главы будущего романа. Каким должен быть в романе этот солдат, познавший все тяготы войны, отдавший все во имя победы над врагом? Ответ на этот вопрос требовал конкретизации замысла. Как построить роман о войне? Первоначально Шолохов мыслил написать трилогию, в которой были бы изображены и предвоенные события в стране, и начальный этап войны, и битва за Сталинград, и героическое наступление и уничтожение врага. Первые фрагменты произведения были опубликованы в «Правде» в мае 1943 года, последние относятся к году 1969 и были изданы с пометкой главы из романа, что свидетельствует о том, что автору так и не удалось осуществить свой замысел. Почему так произошло, может подсказать история написания романа «Они сражались за Родину».

Работа Шолохова над романом была трудной. Первые главы были опубликованы в газетах «Правда» и «Красная звезда». Текст этих глав был идентичен. В главах, напечатанных 5, 6, 7, 8 мая 1943 года, перед читателем предстает картина отступления бойцов разбитого в боях полка. На передний план в этих главах, помимо Николая Стрельцова, выдвигаются Звягинцев и Лопахин. Эти главы Шолохов заканчивает описанием ранения Николая Стрельцова.

Следующие главы были опубликованы 4, 14, 15, 17 ноября в газете «Правда» и одновременно в «Красной звезде» 4, 12, 16, 17 ноября. В публикации глав романа затем наступил перерыв до февраля 1944 года, когда 12, 13, 14 февраля и 3 июля в «Правде» и 12, 13, 15 февраля в «Красной звезде» были опубликованы следующие главы, заканчивающиеся тяжелым ранением Звягинцева.

Шолохов, как и любой человек на фронте первых месяцев войны, пережил огромное потрясение, наблюдая, как беспрерывно отступает наша армия, какие несет потери, как гибнут солдаты, готовые до последнего патрона защищать родную землю, не щадя своей жизни. И в такой обстановке в печати выходят первые главы романа «Они сражались за Родину», буквально пронизанные искрящимся шолоховским юмором. Почему? Сам Шолохов отвечает на этот вопрос так: «…люди изо дня в день видят смерть, кровь, теряют друзей и родных…От всего этого можно сойти с ума! Надо же дать возможность человеку когда-то улыбнуться, на миг отвлечься от мрачных мыслей?! <…> в жизни трагическое и комическое всегда рядом. Так то…». И действительно, для публикации Шолохов выбирает те главы, что могли заставить читателя-солдата, оглушенного неудачами на фронтах, улыбнуться.

С 1944 года в публикации новых глав романа снова наступает перерыв до июля 1949 года. Чем он был вызван? Казалось бы, по окончании войны нужно было вплотную садиться за написание романа, тем более что предварительная подготовка шла уже давно. Это и «собственные фронтовые впечатления и их осмысление, и чтение работ немецких и других зарубежных военных специалистов, и изучение архивов, встречи с фронтовиками, их письма…» Но Шолохов в это время усиленно работает над романом «Поднятая целина», тратит огромное количество времени на общественную работу, помогает всем, кто обращается к нему за помощью как к члену Правительства и как к уважаемому писателю. В результате новые главы романа «Они сражались за Родину» были опубликованы в «Правде» только 28, 29, 30 июля и 1 августа 1949 года. А потом снова молчание.

Сергей Бондарчук и Михаил Шолохов на 60-летии писателя в Колонном зале Дома союзов. 24 мая 1965 г.

До 1954 года Шолохов новые главы не публиковал. Почему? Во-первых, он понимал, что написать о войне то, что он задумал, и так, как хотел, пока не удастся, да и никто не напечатает — «для этого еще не пришло время…». Для Шолохова был закрыт доступ к архивным материалам, статистическим данным, точным сведениям о ведении военных действий, которые были так нужны для написания романа. Да и необходимое для опубликования одобрение Н.С. Хрущева получено не было — «об этом сейчас писать нельзя». Второй причиной столь долгого молчания было «сопротивление материала». Впервые, «Шолохов обмолвился об этом в 1947 году, дескать, «Они сражались за Родину» пишется труднее, чем «Тихий Дон». «В «Тихом Доне» я был свободен и перед живыми и перед мертвыми, там было все историей, а сейчас передо мной живая жизнь… < > Напишешь несколько глав, потом прикинешь и видишь — не то. Переделываешь. Что-то выбрасываешь, что-то дополняешь». И все же в 1954 году Шолохов в «Ленинградском альманахе» публикует новую главу романа, повествующую о разладе Николая Стрельцова с женой, о семейной драме, словно предопределяющей общенародную трагедию, то большое горе, что охватило народ, — война. Новая глава служила необходимым переходом от мирных событий к событиям военным.

Но задуманному не суждено было осуществиться. Под влиянием встречи с легендарным героем войны генералом М.Ф. Лукиным Шолохов давно задуманный план романа изменяет. В результате в 1969 году в «Правде» появляются новые главы романа, которые вскоре выходят отдельным изданием в библиотеке «Огонек» (№16, 1969).

С опубликованием первых глав романа Шолохова «Они сражались за Родину» появляются в печати и первые отклики читателей. Читатели нового романа Шолохова подчеркивают, что писатель «хорошо показал, как в суровой школе войны закаляются дух и воля солдата, растет его воинское мастерство». Особо запомнился читателям-бойцам образ Лопахина, который в ходе войны учится, исправляет свои ошибки и добивается победы. «Когда наш народ на великом историческом празднике победы провозгласит тост в честь героев Отечественной войны, спасших родину от рабства <…> в ряду первых будут стоять имена Лопахиных и тысячи им подобных».

В 1962 году выходит Собрание сочинений М.А. Шолохова в 8-ми томах, в котором публикуются и главы из романа «Они сражались за Родину».

В 1963 году вышел в эфир радиоспектакль по роману Шолохова «Они сражались за Родину».

Интересно, как велась работа над кинофильмом по роману Шолохова «Они сражались за Родину». Вот что вспоминает об этом режиссер фильма Сергей Бондарчук: «По совету Шолохова мы снимали фильм у хутора Мелологовского Волгоградской области, недалеко от станицы Клетской, известной по военным событиям 1942 года. Хутор нас поразил абсолютным сходством описанных в романе мест и увиденного воочию. Почти сорок лет прошло после войны. И на человеке шрамы и рубцы со временем бледнеют. А земля под ослепительным солнцем сохранила раны — воронки, окопы, траншеи, поросшие бурьяном». В вышедшей в 1993 году книге «Воспитание правдой» С.Ф. Бондарчук, рассказывая об общении с Шолоховым в процессе съемок кинофильмов «Судьба человека» и «Они сражались за Родину», отмечает бережное, отеческое отношение писателя к окружающим, внимание к людям, заботу о них, и в то же время требовательность по отношению к выполняемой ими работе. Шолохов доверял людям, и это доверие и бережливость всегда рождали в человеке ответный отклик, вселяли в него уверенность. Во многом личность Шолохова оказала влияние и на выход кинофильма по роману «Они сражались за Родину» на экраны. «После окончания фильма была его приемка — вспоминает С.Ф. Бондарчук. — В Генштабе, где смотрели и обсуждали фильм под председательством маршала Гречко, мне досталось… Я был в предынфарктном состоянии. Картину не приняли. Позже все наладилось. Во многом помог Михаил Александрович Шолохов. Фильм не выпустили к 30-летию победы над фашизмом, а выпустили к 70-летию Шолохова».

Даже после окончания съемок фильма по роману Шолохов продолжает уточнять его замысел: «Превосходство и духовная зрелость советского война были несомненны даже в самые трудные дни войны». Писатель подчеркивает верную трактовку его мысли режиссером.

Почему же все-таки роман «Они сражались за Родину» так и не был закончен Шолоховым? Критики, да и читатели, сходятся во мнении, что «виной» тому и масштабность творческого замысла, и личность самого автора в его вечной неуспокоенности достигнутым результатом и многое другое. Но главная причина «незаконченности» романа кроется, видимо, в понимании Шолоховым своего писательского предназначения: «…писать правду легко. < > сложнее писать истину. Истину! Правда — понятие многоликое».И Шолохов до конца своих дней пытался не только отразить правду жизни, дать своеобразную хронику реальных событий в романе «Они сражались за Родину», но и показать истинные причины, по которым была одержана победа: они сражались за то, чтобы положить конец всем войнам и сохранить, защитить любимое Отечество.

 

*Выступление аспирантки МГОПУ им. М.А. Шолохова Ю. Есауленко на конференции в Вёшенской

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList

Русское поле

© ЖУРНАЛ "СЛОВО", 2003

WEB-редактор Вячеслав Румянцев