SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > СЛОВО  >

№ 4'03

Юрий КРУГЛОВ

В СОГЛАСИИ СО ВРЕМЕНЕМ

XPOHOС
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Русское поле:

СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
ЖУРНАЛ "ПОЛДЕНЬ"
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
МОЛОКО - русский литературный журнал
РУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журнал
ПОДЪЕМ - литературный журнал
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

Мир Шолохова

Вышел первый том нового Собрания сочинений М.А. Шолохова. Наш корреспондент Татьяна Владимировна попросила главного редактора нового собрания сочинений доктора филологических наук, профессора, лауреата Международной премии им. М.А.Шолохова Ю.Г. Круглова рассказать как готовилось Шолоховское собрание в десяти томах.

  

Корр. Юрий Георгиевич, в наше время появление собрания сочинений любого писателя — это всегда редкость из-за дороговизны типографских затрат, малотиражности, наконец — малого интереса к издаваемому писателю, драматургу, поэту. А в нашем случае еще и то, что год назад было издано уже одно собрание сочинений издательством «Терра». И вот — новое издание…

Юрий Круглов. Творчеству Шолохова в последние десятилетия, особенно после его смерти, не везло. Из школьных программ его имя практически убрали, в вузовской аудитории он изучался только филологами, и то с обязательной информацией о том, что «Тихий Дон» — плагиат, «Поднятая целина» — по художественному уровню ни в какое сравнение не идет с «Тихим Доном», а роман «Они сражались за Родину» — не закончен… Некоторые молодые люди считают, что украшением русской литературы являются сейчас Пелевин, Акунин, Толстая, наконец — Донцова, Маринина … О вкусах, конечно, не спорят, но, как и в лесу,– есть кедры, сосны, дубы, но есть и осинки, рябинки, тополинки. Сейчас погоду в литературе задают именно эти рябинки, тополинки, осинки, к сожалению, выдавая себя за кедры, сосны, дубы… Но Шолохов — действительно великий писатель России и мира, и грех нам, его соотечественникам, замалчивать его творчество. Вот вы сказали: еще одно собрание сочинений появляется, а я был бы не против, если бы, например, и в других городах (Ростове, например, или во Владивостоке) появились еще собрания сочинений и тамошние жители могли спокойно приобрести их.

Корр. Но ведь Шолохов, как человек и писатель, был певцом коммунистов, социализма, сам был правоверным коммунистом, почему и несет ответственность за то, что творится сейчас вокруг нас.

Юрий К. За то, что творится сейчас, Шолохов никакой ответственности не несет. Не он занимался «прихватизацией», не он создавал класс олигархов, не он разваливал Советский Союз, не он устраивал дефолты и делал нищими десятки миллионов людей. Не он! Но именно он показал трагедию первой половины ХХ века, начиная с Первой мировой войны, которая привела нас в настоящее время к такой жизни. Разве не из рода Островновых два первых президента СССР и России, разве не из Нагульновых — Хрущевы и ему подобные, а разве не из рода Половцевых ненавистники России, русского народа — такие борцы за справедливость, как Чубайсы, Кириенки, Жириновские, готовые на все, только бы России не было?..

Корр. Первый том Собрания сочинений вышел. Почему в нем изданы «Донские рассказы», тогда как, например, в издании «Терры» первый том начинается с «Тихого Дона»?

Ю.К. Начну не с прямого ответа. Нам представляется, что в любом собрании сочинений необходимо придерживаться исторического принципа. Известно, что сам Шолохов не жаловал особо свои донские рассказы. И это вполне понятно: после «Тихого Дона», «Поднятой целины» они казались ему лишь первой пробой пера. Были талантливо, гениально написанные рассказы («Родинка», например, «Нахаленок», «Жеребенок»), но были и такие, в которых чувствовалась лишь проба пера начинающего летать орленка. Но вместе с тем, в них много такого, что роднит их с «Тихим Доном», они — как бы те заготовки, которые затем будут использованы в самом великом романе мировой литературы ХХ века. «Терра», готовя свое собрание сочинений писателя, в первых томах издает «Тихий Дон», вот и получилось, что до великого романа и после него Шолохов практически уже ничего не создал стоящего, Донские же рассказы при издании «разорваны» даже на два тома…

Собрания сочинений –- это такие издания, которые любопытны читателю, интересующемуся эволюцией любимого творца.

Корр. Насколько я знаю, публикация «Тихого Дона» тоже связана с определенными трудностями.

Ю.К. Да, это прежде всего связано с текстологией романа. Роман дорабатывался, что естественно, самим писателем, но в роман, к сожалению, вторгалась без чувства стыда и рука редакторов, особенно после публикации известного письма Сталина Кону, когда из текста выбрасывались целые абзацы и вносились новые, не принадлежащие перу творца. Все это печально и все это свидетельствует о том, как все-таки «вольный казак» Шолохов был зависим от конъюнктуры. К сожалению, до сих пор не все искажения текста «Тихого Дона» исключены из романа, для этого необходимо провести очень тщательную и трудоемкую работу. Необходимо, собственно, создать академический текст романа-эпопеи. Но для этого, думается, потребуется еще не один десяток лет.

Поэтому решено было в новом собрании сочинений воспроизвести «Тихий Дон» в издании 1940-1941 гг., в том виде, за который автор романа удостоен был Сталинской премии I степени, которую он вскоре передал на нужды Красной Армии.

Корр. Кстати, наверное, также сложно публиковать и роман «Они сражались за Родину»? Роман не законченный, печатался в периодической печати много лет…

Ю.К. Здесь, слава Богу, все обстоит благополучнее. Благодаря дочери М.А.Шолохова Светлане Михайловне и известному шолоховеду В.О.Осипову удалось собрать воедино разрозненные публикации романа и создать хотя и недостроенный, но величественный памятник Великой Отечественной войне. И не вина, а беда писателя, что он не был допущен к архивам, чтобы, воспользовавшись ими, достроить этот памятник, как сделал это в «Тихом Доне». Сейчас уже стало известно широко, что Шолохов неоднократно обращался в ЦК и Правительство с просьбой разрешить поработать в архиве, но допущен к ним не был. Так и осталась незавершенной крыша памятника: нет в романе ни Сталина, ни Хрущева, ни Брежнего, естественно, и других высокопоставленных героев. Какими бы их изобразил Шолохов? Им, наверное, хотелось бы под пером мастера смотреться героями, но стали бы они в художественной структуре таковыми?

Смелость мастера до сих пор удивляет. Егор Исаев, человек неробкого десятка, каждый раз, когда заходит речь о неоконченном романе, с восхищением говорит: «Какую смелость надо было иметь дать такое название роману — «Они сражались за Родину», когда на устах и в умах практически каждого звучали слова «За Родину, за Сталина»!

Корр. Какие же еще отличия издаваемого нового Собрания сочинений Шолохова от предшествующих?

Ю.К. Смотря каких… До последнего издания, осуществленного «Террой», все предшествующие были, я бы сказал, «голыми» — только тексты (нередко без авторской воли правленные) и куций объяснительный аппарат. Собрание сочинений, подготовленное в «Терре» известным литературоведом и шолоховедом В.В. Васильевым,– значительный шаг вперед. Составитель дал, насколько мог, исторический и лингвистический комментарий к шолоховским произведениям. И главное — составитель работал над собранием сочинений с душою, с любовью.

Но то, что сделал он, уже сейчас недостаточно. Шолохова должны читать не только люди среднего и старшего поколений, но и молодые, а для этого требуется более широкий и глубокий, помимо исторического, фольклорно-этнографический и лингвистический комментарий. Ведь большинству произведений Шолохова более полувека.

В своем издании Собрание сочинений М.А. Шолохова мы отказались еще от одного классического приема — не стали в первом томе давать очерк жизни и творчества писателя. Ведь он еще так близок по времени к нам! В первом томе публикуются очерки и интервью близко знавших М.А. Шолохова Ю.В. Бондарева и А.В. Ларионова, во втором — публикуются интервью с его детьми — М.М. Шолоховым, С.М. Шолоховой и М.М. Шолоховой. Надеемся, что к концу десятого тома у читателя по опубликованным воспоминаниям создастся живой, человеческий образ нашего гениального соотечественника.

Корр. Вы упомянули двух участников — создателей нового Собрания сочинений писателя-классика. Кто еще участвует в этой работе?

Ю.К. Кроме Ю.В. Бондарева и А.В. Ларионова в редколлегию издания входят ближайшие родственники писателя, почитатели его таланта и жизни М.Н. Алексеев, С.В. Викулов, Е.А. Исаев, А.К. Кожедуб и др. Может быть, это покажется странным, но в редколлегию вошли члены Шолоховского центра Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова профессора и доценты Е.И. Диброва, Ю. Богданова, Н.Д. Котовчихина, В.В. Петелин, Т.Д. Полозова, Т.В. Смирнова и др.

Корр. Насколько я знаю, издание Собрания сочинений осуществляется двумя организациями — издательством «Советский писатель» и МГОПУ им. М.А.Шолохова. На мой взгляд, ничего здесь странного нет…

Ю.К. Я тоже так думаю… В подготовке Собрания сочинений принимают участие молодые: аспиранты, критики, литературоведы. Это — свидетельство неумирающего внимания к творчеству нашего гениального писателя, несмотря на вспыхивающие время от времени из подземелий испепеляющих адских жал завистников гения Шолохова.

Интервью взяла Татьяна Владимирова

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList

Русское поле

© ЖУРНАЛ "СЛОВО", 2003

WEB-редактор Вячеслав Румянцев