Алексей Царегородцев |
|
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Короли-боги:королевский идеал сквозь призму христоуподобления(на примере Карла Великого и Людовика Благочестивого). Карл I Великий В историографии темы королевского идеала существует тенденция сведения его лишь к функционально – деятельностному и этическому аспектам (Ж. Флори, Ф. Кардини, Ж. Ле Гофф и др.) Очевидно, что и функции, и этика королевской власти есть лишь проявления сущности этого идеала, которая остается нераскрытой исследователями. В то же время в историографии отмечен факт уподобления короля Христу, что находит отражение как в обрядах коронации, так и в официальной королевской агиографии. Поскольку этой проблеме не было посвящено ни одного самостоятельного исследования, нерешенным остается вопрос о том, какую роль сыграл образ Христа в формировании представлений об идеальном короле. Моя работа – попытка вскрыть сущность королевского идеала через анализ феномена христоуподобления короля. Здесь я обращаюсь к агиографической традиции IX в., которая создает идеальные образы Карла Великого и Людовика Благочестивого, благодаря чему эти короли будут считаться на протяжении всего средневековья «христианнейшими» и образцом для подражания. Сравнительный анализ агиографических сочинений, посвященных этим королям (Эйнхард «Жизнь Карла Великого», Аноним «Жизнь императора Людовика», Теган «Жизнь Людовика Благочестивого», Эрмольд Черный «Поэма в честь Людовика императора» в 4 книгах, Монах Сангалленский «О деяниях Карла Великого»), книг Нового Завета, в которых отражена раннехристианская христология, (Евангелия, Деяние и 21 Послание святых апостолов, Откровение Св. Иоанна Богослова), а также святоотеческой литературы, где отражена позднеантичная и средневековая христология (св. Григорий Богослов «Слово 31-е», «Песнопения таинственные», Августин Блаженный (Аврелий) «О граде Божьем» и др.) позволяет прийти к следующим выводам: 1). Карл Великий у Монаха Сангалленского уподобляется Христу, отделяющему агнцев от козлищ (грешников от праведников); 2). У Тегана его смерть уподобляется Христовой; 3). Людовик Благочестивый изображается Анонимом подобно Христу Св. Писания и Св. Предания как ходатай перед Богом – Отцом за все человечество, праведник, своею праведностью оправдывающий человеческий род перед Всевышним; 4). Он же у этого автора сравнивается с солнцем, называется светом, сияющим всему миру, что свидетельствует о связи концепции королевского идеала и идеей феозис (обожение), распространенной с патристической литературе. Таким образом, основываясь на косвенных данных, можно говорить о том, что идеальный король в представлениях интеллектуальной элиты средневековья, к которой безусловно принадлежали названные авторы, есть человек обоженный, Новый Адам, преодолевший греховность, достигший, говоря словами св. апостола Павла, полного возраста Христа. Краткая информация об авторе:Царегородцев Алексей Васильевич, студент V курса исторического факультета Челябинского государственного университета (ЧелГУ). Здесь читайте:Карл I Великий (биографическая справка) Людовик I Благочестивый (биографическая справка)
|
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |