В.П. Зиновьев, Е.В. Карих |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
|
Годы | Типы протеста | Категория рабочих | |||||||
Иностранные рабочие | "Реквизированные" инородцы | Военнопленные | Итого | ||||||
Число выст. | Кол-во участн. | Число выст. | Кол-во участн. | Числом | Кол-во участн. | Число выст. | Кол-во участн. | ||
1914 | Стачки | 3 | 951 | - | - | - | - | 3 | 951 |
Волнения | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Итого | 3 | 951 | - | - | - | - | 3 | 951 | |
1915 | Стачки | 3 | 20 | - | - | - | - | 3 | 20 |
Волнения | - | - | - | - | 5 | 676 | 5 | 676 | |
Итого | 3 | 20 | - | - | 5 | 676 | 8 | 696 | |
1916 | Стачки | 14 | 1156 | 7 | 489 | - | - | 21 | 1645 |
Волнения | 2 | 940 | 2 | 1512 | 11 | 1527 | 15 | 3979 | |
Итого | 16 | 2096 | 9 | 2001 | 11 | 1527 | 36 | 5624 | |
1917 | Стачки | 2 | 31 | - | - | - | - | 2 | 31 |
Волнения | - | - | - | - | 1 | 40 | 1 | 40 | |
Итого | 2 | 31 | - | - | 1 | 40 | 3 | 71 | |
1914- | Стачки | 22 | 2158 | 7 | 489 | - | - | 29 | 2647 |
февр. | Волнения | 2 | 940 | 2 | 1512 | 17 | 2243 | 21 | 4695 |
1917 | Итого | 24 | 3098 | 9 | 2001 | 17 | 2243 | 50 | 7342 |
Данные таблицы, на первый взгляд, не требуют особого анализа - наиболее часто выступали иностранные рабочие - 24 раза, затем военнопленные - 17 раз, а уж потом - "реквизированные" - 9 раз. Однако, если учесть время, за которое эти выступления произошли, то окажется, что по социальной активности названные категории работников располагаются в обратном порядке. Ведь "реквизированные" протестовали 9 раз за полгода, военнопленные - 17 раз менее чем за два года, а иностранные рабочие - 24 раза за три с лишним года.
Основным требованием иностранных рабочих было увеличение расценок, часты были протесты против вычетов из заработной платы и обманов при расчете. Такого рода мотивы обнаружились в 20 случаях из 24 выступлений. Из 7 выступлений военнопленных с известными мотивами 6 были вызваны плохими условиями быта, требованиями лучшего питания, отдыха в праздничные дни и т.п. "Реквизированные", попав на предприятия, требовали в основном повысить расценки. Таковы мотивы 4 из 5 выступлений с известным характером требований. Главной же формой протеста мобилизованных на работы было бегство (дезертирство), так как основным предметом недовольства был сам факт мобилизации.
Наиболее крупные из выступлений иностранных, военнопленных и "реквизированных" рабочих стоит назвать, так как часть из них в литературе неизвестна, а часть - интерпретирована не совсем верно. Обращают на себя внимание три стачки китайских рабочих в июле 1914 г. в Буреинском округе на приисках Уютном С.И. Сентянова, Вознесенском Т-ва Н.В. Притупова и Кo, Балаганак А.М. Бродовикова, на которых бастовали соответственно 610, 243 и 98 китайцев-старателей, добившихся изменения договоров в свою пользу. Стачка 6-19 февраля 1916 г. на руднике акционерного общества "Тетюхе" - факт известный, но следует заметить, что за общими цифрами скрывается слабая солидарность русских и китайских артелей, разная степень организованности и упорства в борьбе с администрацией рудника за повышение расценок труда. Русские бастовали две недели, китайские рабочие - один день(6). Всего на Дальнем Востоке в период первой мировой войны произошло 10 стачек иностранных рабочих, в Сибири - 14 стачек и волнений, хотя здесь этих рабочих было значительно меньше. Ситуация кажется странной, но только на первый взгляд. На Дальнем Востоке, куда китайские рабочие в значительном числе пришли в конце XIX в., уже установились определенные нормы во взаимоотношениях работодателей и китайских артелей, в Сибири же период выяснения отношений пришелся на военное время, отсюда и большая интенсивность конфликтов. В Сибири наиболее крупными были волнения китайских рабочих, следовавших на строительство Мурманской ж.д., которые выразились в столкновениях китайцев с железнодорожной охраной на ст. Яя и Анжерская. Причиной этого послужило открытое недоброжелательство и взаимное пренебрежение сторон конфликта. В поезде находилось 940 рабочих(7). Малоизвестно также выступление 455 китайских рабочих на лесоразработках Фабричной и Сорогульской дач наследников князей Сан-Донато против мошенничества своих старшин при расчетах. Произошло столкновение с войсками, 13 активных участников протеста были арестованы(8).
Из выступлений военнопленных наиболее масштабное произошло на лесозаготовках в тех же лесных дачах наследников князей Сан-Донато в Туринском уезде. В результате этих волнений пленных австрийцев заменили китайцами. В том же Туринском уезде в волнениях военнопленных на строительстве Северо-Восточной Уральской железной дороги участвовали по 300-400 чел.(9).
Из существующих в исторической литературе сообщений о фактах борьбы этнических меньшинств в Сибири накануне революции 1917 г. наиболее всего расходится с истиной трактовка событий на Алтае летом-осенью 1916 г. Выступлениям алтайцев и киргиз (казахов) советские историки пытались придать классовый характер, поскольку речь шла о выступлениях против царских властей(10). На самом же деле нужно говорить о национальных отношениях. Жители Алтая расходились в вопросе о мобилизации не по классовому признаку (богатые - за, бедные - против), а по осознанию своей общности с русским государством, осознанию обязанностей перед "белым царем".
Наиболее подробные донесения сохранились в Департаменте полиции. Начальник Томского губернского жандармского управления доносил, что жители пограничных районов - алтайцы и казахи - приняли указ о мобилизации на тыловые работы от 2 июля 1916 г. враждебно, особенно в Усть-Каменогорском уезде. По сообщениям жителей Бухтармы, "киргизы подготавливают свое оружие: пики, куют топоры и подтачивают кинжалы; забирают скот, как свой, так и русские табуны и гонят за границу и по пути уничтожают хлеб свой и русских и хотят громить русские села"(11). Сообщалось, что в Монголию ушли киргизы из пограничья в Бийском уезде во главе с Цукербаем, под предводительством которого находится до 200 вооруженных всадников. Ушли в Монголию также 113 аилов теленгитов под начальством Чинта (Чената Екдюшева). После отсрочки и отмены мобилизации киргизы вернулись сами, а теленгиты были возвращены казаками силой: старшин выпороли нагайками, их лошадей угнали, ценности и деньги забрали. Киргизы объясняли свое нежелание служить тем, что они неравные с русскими, не имеют школ, чтобы учить детей. Алтайцы разделились по отношению к царской службе на две части. Оседлые, особенно крещеные, алтайцы считали, что "белому царю" помогать надо, они соглашались идти не только на тыловые работы, но и в солдатский строй(12). Кочевые алтайцы заявляли, что "на работы по обороне не пойдут, так как их деды и отцы не служили, а потому и они не отпустят своих детей" (из приговора Каракальского общества Урсульской волости)(13). Старшины кочевых родов заявляли крестьянскому начальнику, что они освобождены от службы навсегда Екатериной, что затею с мобилизацией устроили царские родственники и местные чиновники. В селе Теньгу алтайцы выбрали даже уполномоченных для подачи прошения императрице Марии Федоровне об освобождении их от службы. Зайсанов, согласившихся на службу, они требовали сменить, грозились убить их. В Усть-Канской волости прошли сходы, где принимались решения не служить "белому царю". Волнение распространилось на весь Горный Алтай. Когда же 1-2 августа 1916 г. на сборный пункт Теньгу собрались на медицинское освидетельствование алтайцы Катандинской, Урсульской, Уймонской, Сентелекской, Бащелакской, Солонешенской, Черно-Ануйской, Песчаной, Кош-Агачской и Киргизской волостей, общее настроение уже сложилось, общее мнение кочевых алтайцев было таким - "отказ от службы". Оседлые, новокрещенные алтайцы на освидетельствование явились, а кочевые, собравшись в трех верстах от сборного пункта, в числе более 1000 человек, отказались и пытались даже оказать сопротивление казачьей команде, вооружившись камнями и палками. Особенно активными были алтайцы Усть-Канской, Урсульской, Катандинской, Уймонской волостей, где явиться на сборные пункты отказались сотни человек. Около 80 семей алтайцев ушли за границу, угнав сотни голов скота. Среди наиболее активных зачинщиков выступлений жандармы отмечали бывшего зайсана Ялбака Пиянты, братьев Мойтиновых, Чета Кару, Чугульчу Подучина, Тыда Тутушева, Шалтая Кулундака, Тыко Попеляева, Шагитая Шулундака, Аната Чапарова, Бектелея Книева, Моголчи Шавнина, Мошу Кундушева, Адчегора Дионова, Кайчина Ертушкина, Бешменчея Бийтуева, Коту Семеева. Еще до сбора в Теньгу был арестован главный агитатор - зайсан Елек Токуев(14). После объявления об отсрочке призыва до 15 сентября кочевники по-прежнему отказались от службы и разъехались по аилам. В то же время спокойно прошло освидетельствование и призыв на службу в Песчаной и Алтайской волостях, где жили оседлые алтайцы.
Призыв на службу вызвал также волнения телеутов Кузнецкого уезда и бурят в Иркутской губ.(15).
Таким образом, военнопленные, иностранные и "реквизированные" работники составили заметную часть общественного движения в Сибири и на Дальнем Востоке в период первой мировой войны. Движение их было менее интенсивным, чем русских рабочих: составляя около трети рабочей силы, они дали немногим более шестой части стачек и волнений. Это движение не было частью революционной борьбы, как об этом иногда пишут в исторической литературе, а преследовало экономические или национальные цели. Однако свой вклад в раскачивание российского самодержавия оно внесло.
(1) Россия в мировой войне 1914-1918 гг. (в цифрах). М., 1925. С. 74.
(2) Зольников Д.М. Рабочие Сибири в годы первой мировой войны и Февральской революции. Новосибирск, 1982. С. 34, 189.
(3) РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 4. Л. 26-27.
(4) См.: Зольников Д.М. Рабочее движение в Сибири в 1917 г. Новосибирск, 1969. С. 77; Он же. Рабочие Сибири в годы первой мировой войны... С. 34, 119; Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Новосибирск, 1983. С. 301.
(5) Рабочее движение в Сибири: историография, источники, хроника, статистика: В 3 т. Томск, 1991. Т. 3. Июнь 1907 - февраль 1917 гг. С. 224-306; Зиновьев В.П., Попелкова Л.В. Стачечное движение на Дальнем Востоке России. Хроника. 1905-1916 гг. // Материалы к хронике общественного движения в Сибири в 1895-1917 гг. Томск, 1995. С. 131-165.
(6) Зиновьев В.П., Попелкова Л.В. Указ. соч. С. 157.
(7) ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 4255. Л. 84-88.
(8) ТФ ГАТюмО. Ф. 152. Оп. 29. Д. 44. Л. 38.
(9) Рабочее движение в Сибири. Т. 3. С. 263, 284, 286, 289.
(10) См.: Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. С. 276, 300-301.
(11) ГАРФ. Ф. ДП. 4 д-во. 1916. Д. 130. Ч. 6. Л. 33.
(12) Там же.
(13) Там же.
(14) Там же. Л. 32.
(15) Там же. Л. 21-23; Крестьянство Сибири... С. 276.
"Исторический ежегодник", 1997 (спецвыпуск) год, страница
85-91.
© Омский государственный университет, 1999
Перепечатывается сайта http://www.omsu.omskreg.ru/histbook/articles/y1997s/a086/article.shtml
Революция 1917 года (хронологическая таблица)
Гражданская война 1918—1920 гг. (хронологическая таблица)
"Красные" в Гражданской войне (именной указатель)
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ