Борис Рябухин |
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
|
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Борис РябухинРеабилитация Золотой орды?Пензев К.А. Русский Царь Батый. – М.: Алгоритм, 2006. – 320 с. – (Серия: «Тайна Льва Гумилева»).
В аннотации написано: «В книге ставится, казалось бы, уже привычный после выхода в свет трудов Гумилева и его современных последователей вопрос: а было ли монгольское иго на Руси?» (Хотя, Гумилев ставил этот вопрос чисто в теоретическом плане). Но в отличие от Гумилева и других его последователей, Константин Пензев не ограничивается только теоретическими выкладками. Он выдвигает собственную, весьма оригинальную историческую версию общеизвестных событий середины XIII века. Как считает автор, между ханом Батыем, русскими князьями и Русской Православной Церковью существовал негласный договор о взаимовыгодном сотрудничестве в деле организации Орды - первого регулярного русского войска, созданного для противодействия экспансии Запада на Восток. Можно по-разному относиться к этой теории, но стоит отметить, что автор подтверждает ее многочисленными историческими фактами, документами и логическими умозаключениями». Версия Пензева – оригинальнее, чем у самого Гумилева? В первом же примечании признание автора: «Практически все материалы и источники взяты из Итернета». А жаль. Потому что в Интернете много «информационного шума» и пристрастий. В авторском предисловии Пензев пишет: «известно, что, завоевав Иран, монголы под корень истребили династию Аббасидов, установив вместо нее свою династию Хулагуидов, а, завоевав Китай, монголы уничтожили династию Сун, основав свою династию Юань. Следовательно, причина того, что монголы оставили Рюриковичей в живых, да еще "во власти", вовсе не в том, что завоеватели исповедовали гуманизм или были элементарными вымогателями, а потому, что не имели возможности уничтожить Рюриковичей. Тогда возникает вопрос – а была ли Русь на самом деле завоевана монголами?» Сразу берет быка за рога. И вся книга написана ради ответа на этот вопрос. Все дело в том, как написана? Кстати, Иван Грозный сам вырезал Рюриковичей, и уничтожал все, что связано с ними. Что поделаешь, деструкция! Поэтому мы до сих пор не найдем тайную библиотеку Ивана Грозного. Прочитав в начале книги несколько вырванных из исторического контекста цитат, видишь, что аргументация версии Пензева неубедительна. Он не только отрывает от исторического контекста мысли русских историографов, но делает совсем не связанные с текстом выводы, по принципу: «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Неслучайно знаменитый историк С.М. Соловьев, который, кстати, был «новатором», «предостерегал непрофессионалов от использования исторических аргументов в философских рассуждениях». Сам он имел цельную систему взглядов о сущности «общественно-исторического развития, внутренних слагаемых и движущих силах этого развития». И вот Пензев приводит цитату Соловьева: «Историк не имеет права с половины XIII в. прерывать естественную нить событий, именно, постепенный переход родовых княжеских отношений в государственные, вставлять татарский период и выдвигать на первый план татар, татарские отношения, вследствие чего необходимо закрываются главные явления, главные причины этих явлений. Но Соловьев писал приведенный текст совсем по другому поводу. В своей книге «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома» молодой Соловьев решительно отверг понятия «монгольский период», «удельный период», который вместе с «норманнским периодом» составляли основу построений Погодина. В Киевской Руси он увидел родовой строй, появление государственных отношений, борьбу родового и государственного начал. И так по всей книге: цитаты об одном, выводы о другом. Так, Пензев разбивает мнение Н.М. Карамзина, и С.Ф. Платонова, которые
считали: татары не остались жить в русских областях потому, что им не
подходил суровый российский климат и леса. Но все завоеватели – от
Александра Македонского, до Гитлера – не собирались жить в завоеванных
землях. Можно было бы сказать, что кочевники не живут в городах. Нет. Автор
приводит множество данных о сравнении климата России с климатом завоеванных
Ордой стран Не более удачно Пензев «использует» для своих целей работу современного американского историка Ричарда Пайпса «Россия при старом режиме». Он цитирует Пайпса: «Монголов не интересовала земля, а уж тем более лес; им надобны были деньги и рекруты. Вместо того чтобы оккупировать Русь, как они поступали с более богатыми и культурными Китаем и Ираном, они обложили ее данью»». А вывод – «из другой оперы»: из утверждения Пайпса следует, что Орда – это не государство, Орда – это войско. Вывод такой нужен автору для повторения Гумилева: «орда – это народ-войско». «Ссылаясь» на В.О. Ключевского, «патриотичный» автор, как мед льет в уши националистам суверенных ныне стран Украины и Белоруссии рассуждение: «Очевидно, что именно на XIII век приходится размежевание между Восточной Русью (Великороссией) и Западной Русью (Белоруссией) и Малороссией и формирование великорусского народа». Автор забыл о промысле Божием, корректно попеняла Пензеву «Литературная Россия» ( http://www.litrossia.ru/article.php?article=1270 ). И напомнила слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна:
«Народ русский воспринял татарское иго как наказание за грехи и страсти,
вразумление Божие, направленное на то, чтобы, видя в Церкви единую опору,
Русь, хотя бы и нехотя, отступила от бесконечных усобиц, поняв свое высокое
предназначение... Подвиг терпения – подвиг по преимуществу русский,
преданность воле Божией явились здесь полно и ясно. Смиренные летописцы
заключали свои прискорбные повести следующими словами: «Се же бысть за грехи
наши...» Русь молилась, каялась, терпела и ждала – когда благоугодно будет
Богу изъять народ из пучины унижения, даровать ему вождей отважных и
искусных, возродить страну для предстоящего ей славного служения».
Примечания ХРОНОСа:Рецензия на книгу, прямо скажем, погромная. Однако цитаты из самой книги говорят не в пользу ее автора. Честно скажу, особенно меня ошарашила фраза: «Практически все материалы и источники взяты из Итернета». Как это понять? Что за бред?! Это, что же, получается: в бумажных публикациях есть ссылки на первоисточники, аргументация, авторские точки зрения, а в интернет-публикациях... просто тексты, так сказать, без-авторские?! Значит, публикации в интернете какие-то особенные, отдельные от исторической науки? Саму книгу «Русский царь Батый» я не читал... и не собираюсь. Одно только название обо всем мне говорит. А досадно все-таки. Такое правильное уважаемое книгоиздание "Алгоритм"... зачем же они эту книгу напечатали?..
Примечания издательства "Алгоритм":Издавая эту и другие книги Константина Пензева, мы не ставили перед собой цели выпустить научную монографию для узкого круга специалистов. Наоборот, мы хотели бы привлечь внимание к отечественной истории различные круги читателей, в том числе и "неспециалистов". Именно, потому мы и придумали для первой книги Константина Пензева столь "яркое" название - "Русский царь Батый". Мы понимали, что многие профессиональные историки отрицательно отнесутся к этой книге, обвиняя автора, и в том числе за "поиск материалов в Интернете". Но, между тем, появление этой и других книг Константина Пензева, мы надеемся, пробудит больший интерес у наших читателей к отечественной истории, к более "серьезной" литературе. С уважением, заместитель директора по развитию издательства "Алгоритм", Якунин Дмитрий.
|
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|