Личность Владимира Ильича Ульянова в зависимости от политической и идеологической конъюнктуры оценивалась - в нашем обществе - тенденциозно. Пропаганда и "наука" горбачевско-ельцинской смуты демонизировали Ленина; в СССР - его образ, наоборот идеализировался. Думаю, что не требует доказательств мысль, что ни тот, ни другой подход ничуть не способствуют решению насущной задачи - глубокого осмысления прошлого. Очевидно, что не выполнив этого, общество не сможет найти правильный путь и достойно ответить на вызовы времени. Наша цель - попытаться в общих чертах - насколько это возможно в рамках короткой статьи - "нарисовать" своего рода психологический портрет Владимира Ульянова; так как без этого невозможно понять дела и мечтания века минувшего. Чтобы оценить человека надо прежде всего определить его характер и "картину мира". Две идеи неизменно присутствуют в его произведениях. Во-первых, апология свободного и коллективного труда; Ленин постоянно противопоставляет его индивидуализму и паразитизму. Носителями индивидуализма в российской империи были, согласно Ленину, городская мелкая буржуазия, крестьяне и интеллигенция; паразитами - дворянство и люмпен-пролетариат; паразитами (в данном случае он употребляет часто термин - эксплуататор) и индивидуалистами одновременно - крупная буржуазия. Безусловно, - это упрощенное представление; но, если, исследовать такой независимый и достоверный источник как русская классическая литература, то мы и там обнаружим подобные темы и тенденции. Удручающие фигуры бездельничающих дворян в "Вишневом саде", бродяги-ницшеанцы "На дне", алчные купцы в "Фоме Гордееве". Ленин, как и любой политический деятель, намеренно сгущал краски; но укажите на людей его профессии, которые не делают этого? Его идеалом был - коллективный (Ленин называл его "кооперативным"; смысл этого термина в соединении усилий участников, а не в спекуляции - значение, которое он приобрел в перестройку) труд свободных граждан; его ли вина, что в России начала прошлого века государство не сумело сверху провести реформы? Интересна, кстати, точка зрения одного весьма авторитетного советолога - Р.Такера: по его словам единственным способом избежать кровопролитной революции было бы назначение Ленина Николаем II премьр-министром!Вторая идея Ленина - мессианская роль России! И, следует отметить, что эта мысль вполне в духе российской истории; те, кто обвиняет его в "жидовстве" должны всегда помнить мудрые слова Н.Бердяева о русском коммунизме: его стержнем он совершенно точно полагал - жажду земного рая, Царства Божия на Земле. Интересно, что это мессианство было верно оценено "народной душой"; среди русских людей распространялось множество доморощенных легенд о Ленине. Но подобные сказания были и у других народов России; в 20-е г. в Средней Азии этнографами был записан миф о чудесном рождении Ленина; а пшавы и хевсуры - горцы Восточной Грузии , - когда впервые в 1925г. увидели портрет Ленина были крайне удивлены и недовольны. По их представлениям - пишет журналист, бывший свидетелем этой сцены - герой должен обладать богатырской силой и носить военную форму; а им показывают лысого коротышку в пиджаке. И простодушные горцы не поверили, что Ленин выглядит именно так. Думаю, что не может возникнуть никаких сомнений в стихийной мифологизации без всякого участия государственных институтов.
Для описания характера Владимира Ульянова приведем один малоизвестный документ; это выдержки из дневника Мориса Палеолога - посла Франции в Российской Империи с января 1916 г. по май 1917 г. Цитируем по изданию Морис Палеолог "Царская Россия накануне революции". "Утопист и фанатик, пророк и метафизик, чуждый представлению о невозможном и абсурдном, недоступный никакому чувству справедливости и жалости, жестокий и коварный, безумно гордый, Ленин отдает на службу своим мессианистическим мечтам смелую и холодную волю, неутомимую логику, необыкновенную силу убеждения и уменье повелевать…. Субъект тем более опасен ( Палеолог, разумеется, был противником большевиков), что говорят, будто он целомудрен, умерен, аскет". Да, это не портрет из учебника по истории КПСС; но он, также, не имеет ничего общего с карикатурными изображениями Радзинского , Киселева и тп. А, теперь, любезный читатель, вообрази себе такую личность в России столетней давности ! Он сам называл родину - "узел противоречий". И, разве он был не прав! Россия не может существовать без сильного государства; но она велика и, потому, никак не обойтись без органов местного самоуправления, через которые граждане бы участвовали в управлении , но их не было! Техническое отставание от Запада; уже после 1917 года он говорил, что для победы коммунизма надо научиться всему хорошему, что есть в Европе и Америке. Национальный вопрос - народы окраин не были интегрированы в общество, и, лишенные письменности и образования, влачили жалкое существование. И, наконец, самое главное - глубочайший духовный кризис и в России и во всем мире! "Бог умер" - с горечью и отчаянием говорил Ницше; Он более ничего не значит для человека. Земная же Церковь не сумела отвратить человека от антихристианских идеалов буржуазной эпохи - поклонения "золотому тельцу". Наверху - декаданс, роскошь, разврат; внизу - ожесточение, гнев и ненависть. Что делать умному , пылкому и благородному человеку в это время, когда унижали и оскорбляли слабого и оправдывали это неизбежностью "борьбы за существование"; когда откровенно грабили колонии и называли это "культурной миссией"?
Андраник Сулейманян, психолог.
P.S. Ленин был сыном своей эпохи, атмосферу которой Александр Блок передал в прекрасных и леденящих стихах:
И судить его следует, основываясь на "духе времени"того, а не нынешнего. Задумайтесь, возможно ли, например, чтобы в сегодняшней Франции публично 10 лет подряд бы глумились над Наполеоном и другими лидерами революции 1789 года? |
.Редактор Вячеслав Румянцев 18.05.2001
| Карта сайта | На первую страницу | Указатели |