Ольга КУРГАНСКАЯ |
|
МУЗЫКАНТ, КОТОРЫМ МОГ БЫ ГОРДИТЬСЯ САМ ЛИСТ |
|
Именно так оценила
шотландская газета «Глазго геральд» выступление
Владимира Овчинникова, а испанская «Коррера
делла сьера» назвала его «необыкновенным
пианистом, воспитанным русской школой» и
устремленным «к самым высоким вершинам
виртуозности». Рано или поздно малая родина обращает внимание на своих детей, которые волею судьбы оказались на многие годы оторваны от нее. Где-то они взрослеют, становятся личностями, и тогда наш взор обращается к ним, мы начинаем гордиться своими земляками и раскрываем им наши объятия. Мне выпало счастье родиться в одном городе и общаться с таким замечательным человеком и музыкантом, как Владимир Овчинников, поддерживать с ним дружеские отношения, которые продолжаются и сейчас. После многолетнего перерыва Овчинников приехал в Уфу в 1998 году. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Умерла его мама. Свой концерт он посвятил ее светлой памяти. Фактически Уфа и узнала его с этого сольного концерта. Наслаждаясь вдохновенной поэтичной игрой артиста, я вдруг вспомнила его Скрябинский вечер пятнадцатилетней давности. Тогда едва набралась треть зала. Послушать его приехали родственники из Белебея, и мама очень огорчилась, увидев полупустой зал. Как же так? Весь мир объехал, везде полные залы, овации, горячие отклики. А здесь, у себя дома, оказался никому ненужным и неизвестным. Как жаль, что Нина Павловна не дожила до того момента, когда ее сына признали и в Башкирии, в краю, где он родился. Белебей - город, в котором прошло детство Владимира Овчинникова. Его мама, Нина Павловна, совмещала работу педагога музыки в детском доме с художественной самодеятельностью. Ее знал весь Белебей, так как она постоянно была на людях, на сцене, а еще и потому, что она воспитала такого замечательного сына. Сам Владимир считает, что он начал заниматься музыкой в 4 года, но Нина Павловна придерживается своей точки зрения. В интервью газете «Советская Башкирия» (от 2 октября 1982 г.) она рассказывает: «Музыке мы учили старшего сына, Юрия, а Вовик только-только ходить начал, а уж тянулся к клавишам, пытался повторять за Юрой что тот играл. И пальцы сколько раз крышкой пианино себе отбивал, и со стула падал… А вообще-то мы не на шутку забеспокоились: думали, уж все ли ладно с ним… Повезли Вовика в Москву. Не к специалисту по музыке, а к невропатологу. Тот осмотрел сына и говорит: «Ребенок он у вас вполне нормальный. А вот слух у него просто необыкновенный: абсолютно музыкальный слух, такой редко встретишь». А Вовик рот открыл, головенкой вертит. «Видите,- говорит врач,- муха летает. Мы вот с вами ее не слышим, а для него ее жужжание все равно что барабанный бой. Короче говоря, вам к музыкантам надо, а не к врачам». Один знакомый из Москвы написал, что есть такая учительница, Артоболевская, которая занимается с одаренными детьми. В 4 года повезли Володю к ней. Анна Даниловна послушала его, осталась довольна, и сказала, что его непременно надо учить в ЦМШ». Так начался долгий и трудный путь на музыкальный Олимп мальчика из Белебея, будущего лауреата многих международных конкурсов. Обучаясь в первом классе белебеевской школы, он получал задания от Анны Даниловны, выполнял их самостоятельно. Воспитанием мальчика занимались мама и бабушка. Несмотря на то, что Володе было уже 8 лет и он был готов к поступлению в ЦМШ, одного его в московский интернат не брали, нужно было, чтобы кто-то из родных был при нем. Отправилась с ним 65-летняя бабушка, которая прожила с внуком в Москве 5 лет. Я познакомилась с маленьким музыкантом в 1967 году, когда работала в музыкальной школе. Его мама пришла ко мне с просьбой послушать сына. Играл он концерт Кабалевского - самостоятельный разбор. Помню: трудно было следить одновременно за его пальцами и текстом. А весной у нас, как и во всех школах, был отчетный концерт, и приехавший на каникулы Володя Овчинников в качестве гостя подключился к нашему концерту и сыграл Ноктюрн cis-moll Шопена. Какой колоссальный скачок за один год учебы в Москве! С самых ранних лет А. Д. Артоболевская дает ученику то, что позволяет ему в будущем стать личностью, пианистом-виртуозом. Ее заповедь - все накопленное учеником на занятиях должно быть показано в публичных выступлениях. Такой метод обеспечивает успех на конкурсах, где требуется выносливость. Учась в консерватории, бoльшую часть времени Владимир отдавал музыке, но он не был тихим мальчиком, не видевшим света белого из-за нее. Он играл в футбол, гонял на велосипеде; у него было много товарищей, с которыми он приезжал на каникулы в Белебей. В 1982 году телевидение транслировало VII Международный конкурс имени П.И.Чайковского. Вся страна могла слышать игру Владимира Овчинникова. Лидерство его было очевидным с первого же тура. Английский пианист Питер Донохоу вмешался в борьбу и в итоге разделил II место с Овчинниковым (I место не присуждалось). Профессор Московской консерватории Г. Цыпин писал в газете «Советская культура»: «Удачно выступил на конкурсе В.Овчинников. О нем можно сказать - прирожденный виртуоз. Труднейшие эпизоды в исполняемых пьесах он, как правило, выигрывает технически точно, ясно, чисто и абсолютно «честно». Отлично прозвучали у Овчинникова этюды, многое в «Мефисто-вальсе» Листа, с блеском он сыграл Третью сонату Бетховена и «Петрушку» Стравинского. Импонирует и его манера поведения на сцене: он держит себя за клавиатурой рояля благородно-сдержанно, спокойно, с достоинством. Овчинников - серьезный, умный исполнитель». Председатель жюри композитор Отар Тактакишвили отмечал: «Стиль Овчинникова я бы охарактеризовал как наслаждение пианизмом. В нем щедрость, идущая от полной свободы владения инструментом». Говоря о его сопернике, англичанине Питере Донохоу, который поразил жюри и публику исполнением «Петрушки» Стравинского, Тактакишвили подчеркивал, что «в этой пьесе не меньший успех имел и Владимир Овчинников. Он играл технически раскованно, совершенно по-другому, но не менее убедительно». У Владимира уже был некоторый опыт: в 1980 году в Монреале, соревнуясь с музыкантами из 32 стран, он получил серебряную награду. Ко времени участия в конкурсе Чайковского он уже был солистом Москонцерта. Всего этого он добился благодаря А. Д. Артоболевской, которая взрастила этот талант и, оберегая его, передала в надежные руки своего любимого ученика Алексея Наседкина. После конкурса Владимир спешит домой, в Белебей, поделиться своей радостью с родными, земляками. Я получила телеграмму с приглашением на концерт, который состоялся 5 августа. В тот праздничный вечер исполнялись: Тема с вариациями, «Баркаролла» Чайковского, «Петрушка» Стравинского, 2 и 3 части Седьмой сонаты Прокофьева. Всех покорили талант и скромность молодого человека. Газета «Вперед» писала: «Старый рояль, дождавшийся своего звездного часа, творил в этот вечер чудеса», пианист был «признанным волшебником». Окончена консерватория, одержана победа в конкурсе. Завертелась, закружилась концертная жизнь. Овчинников объездил весь Союз от Дальнего Востока до Белоруссии и Прибалтики, выступал на Кубе, в ГДР, ФРГ, Болгарии, Италии. 15 марта 1983 года он выступает в Большом зале Московской консерватории. В концерте из двух отделений прозвучали: Шесть музыкальных моментов Рахманинова, «Петрушка» Стравинского, «Долина Обермана» и Соната си-минор Листа. Концерт имел большой успех. В Италии после одного из концертов пресса восторженно писала о нем: «Музыкант с детской застенчивой улыбкой и руками дьявола». Наступил 1985 год. Вместе со скрипачом А. Винницким он начал готовиться к конкурсу камерных ансамблей в городе Верчелли. Конкурс принес победу и «золото». В тот год Владимир много играет своего любимого Рахманинова - 9 мая в Малом зале консерватории он исполняет Прелюдии, Музыкальные моменты, Этюды-картины, Сонату b-moll. В мае принимает участие в рахманиновских днях на Тамбовщине, исполнив Первый концерт для фортепиано с оркестром. Параллельно идет работа над записью 12 этюдов Листа. В 1985 году по случаю празднования 40-летия Победы Венгрия собрала музыкантов из стран социалистического содружества в симфонический оркестр, солистом был приглашен Овчинников. Всего 10 репетиций - потом гастроли. В 1987 году Владимир еще раз доказывает свой высокий исполнительский уровень на конкурсе в городе Лидсе (Англия), где получает первую премию и Золотую медаль. Ему выпала честь выступать перед Ее Величеством королевой Елизаветой. В 1989 году Владимир получает звание «Заслуженный артист РБ», а в 1996 году он - «Заслуженный артист России». В Московской консерватории, он набирает класс. О педагогическом таланте Владимира Овчинникова говорят успехи его ученицы Екатерины Мечетиной, которую уфимцы слышали в благотворительном концерте в январе 1999 года. На конкурсе во французском городе Эпиналь она завоевала серебряную награду, вслед за успешными сольными выступлениями последовало приглашение к сотрудничеству от Владимира Спивакова. Овчинников объездил весь мир. Он выступал с выдающимися дирижерами - В. Ашкенази, Г. Шолти, В. Федосеевым, Г. Рождественским, Е. Светлановым, Я. Крайцбергом. Уфимские любители музыки помнят его выступление с Концертом № 4 Рахманинова в благотворительных «Рождественских встречах». Сбор от концерта в Белебее пошел на восстановление церкви. В Москве объявлен фестиваль музыки, денежные средства от которого пойдут на реставрацию здания ЦСМШ. Право открыть этот фестиваль предоставили трем музыкантам: А. Наседкину, В. Овчинникову и Э. Грачу. В прошлом году Владимира Овчинникова пригласили работать преподавателем фортепиано в Японию. В разное время он записал на компакт-диски произведения Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского… Все, кто слышал маэстро Овчинникова, знают, что он обладает высоковольтной энергетикой, которая способна держать зал в состоянии восторга и эмоционального напряжения. Английская газета «Дейли телеграф» писала: «Совершенно ясно, что Овчинников имеет ту трансцендентальную виртуозность, которой сам Прокофьев, как пианист, удивлял публику в начале века». Овчинников не поддается «сладкому яду» почестей и славы. Куда бы ни забрасывала его судьба, он возвращается в родные края, испытывая ностальгию по прошлому, которое притаилось в закоулках памяти и напоминает ему о матери, о детстве, запахе родных лип. |
|
Русское поле:Бельские просторыXPOHOС - всемирная история в интернетеМОЛОКО - русский литературный журналОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима КожиноваРУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журналПАМПАСЫ - детский литературный журналИстория наукиИстория РоссииСайт истфака МГУСлово о полку ИгоревеГЕОСИНХРОНИЯ |
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2002WEB-редактор Вячеслав Румянцев |