№ 07'04 |
Эвелина ФЕНИНА |
XPOHOC
Русское поле:Бельские просторыМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГСИБИРСКИЕ ОГНИОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
Преданный своему искусствуВсе в мире проходит, — об этом я думал не раз, — Лишь высшая мудрость Спасает от горестей нас. Я не верю тому, Кто зовет примириться с судьбой, — только лютня одна в одиночестве дарит покой. Китайский поэт «Из семейства Се», III в. Николай Калинушкин был скульптором, он умер 20 апреля 2004 г. Умер на взлете творчества. Коротенькое слово «был» еще не вошло в обиход речи друзей, коллег, поклонников таланта художника, придется постепенно привыкать. Его жизнь была наполнена работой, он работой ответил своему строгому веку. Несмотря на то, что отпущен ему был малый срок пребывания на земле, он успел много: и памятники создать, и станковые произведения сделать, и открыть для нашей республики совсем новое направление в скульптуре — медальерное дело, и заниматься мелкой пластикой и многим, многим другим. И сейчас, думая о Калинушкине, осознается главное: с появлением его в Уфе произошел поворот в искусстве скульптуры, произошла «смена стилей», хотя, к счастью, в те 70-ые годы еще плодотворно работали и Тамара Нечаева, и Борис Фузеев и другие авторы. Можно сказать, что свой путь художника Николай Калинушкин начал в 1977 году, по приезде в Уфу после окончания учебы в Московском Высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском). Началась работа, участие в республиканских выставках разного ранга, затем — в выставках «Урал социалистический», специальных (например, I республиканская выставка скульптуры), всероссийских и международных. Но участие на выставках камерными произведениями было только частью творчества скульптора. Постоянно приобретая профессиональный опыт, Калинушкину уже через несколько лет после 1977-го было тесно в выставочных залах. Ему хотелось работы в городской архитектурной среде, что он и выполнил некоторое время спустя и уже не прекращал эту работу до конца своих дней: незадолго до смерти, летом 2003 г., был открыт последний его памятник, последняя монументальная работа — памятник воинам-афганцам в Уфе. Но об этом позже. Хочу отметить многосторонность творческой деятельности Калинушкина-мастера. У меня на стеллаже стоят три его дара — медали, посвященные Анне Ахматовой и Амедео Модильяни, и, очевидно, одна из многих композиций мелкой пластики, к которой он тяготел в последние годы, — небольшая статуэтка обнаженной женской фигуры, выполненная в дереве. Такие работы — целый этап в жизни Калинушкина-художника. Вначале были станковые произведения, круглая камерная скульптура. Она почти сразу определила его интересы — портреты художников, музыкантов, деятелей культуры. Они так и обозначались — «серии»: серия «Художники», серия «Поэты». О Калинушкине-художнике можно говорить раздельно: вот жанрист, вот портретист, здесь он монументалист, а здесь медальер. Такое раздельное рассмотрение может нам помочь увидеть творца в его поразительной по размаху творческой деятельности. И везде самым главным было для него — соответствовать профессии, знаниям и пропагандировать эти знания. Он доподлинно знал то, что изображал, проявлял глубокую компетентность. В портретах Калинушкин всегда стремился подчеркнуть не только профессию (не случайны названия серий), но личность, «особость» персонажа всеми пластическими средствами. Таким является, например, портрет близкого нам всем, выдающегося живописца Б. Ф. Домашникова (камень, 1987). Скульптор с большим увлечением делал вообще все портреты деятелей культуры; очевидно, их образы, их деяния отвечали настрою его души, его пониманию роли и назначения творца. Но портрет Домашникова в этом ряду один из лучших; он был задуман (Николай Александрович рассказывал мне о замысле) как символ свободы мысли, как образ Художника с большой буквы. И действительно, пластика, лепка лица, головы, крупные плоскости формы, как мазки, вырывают из темноты яркое и звучное лицо, глаза, в которых мы видим и силу мудрой мысли, и грусть, с которой взирает пожилой, мудрый в своих знаниях человек на мир. Домашников был поэт в живописи, и вот это поэтическое начало в личности скульптор подчеркнул с особой силой. Автора и модель связывали дружба и взаимное уважение; поэтому понятно, почему художник сделал портрет, особо подчеркивая мотив (или тему, как угодно) надчеловеческой значимости образа Художника, его прежде всего гуманистической сущности в своих жизненных устремлениях. Тяготение к теме «Творец» привело к созданию таких значительных произведений, как «Дионисий» (1984, дер.), «М. Нестеров» (1985, бронза), «Р. Гарипов» (1996, эпокс. металл) и др. Разную трактовку, разный подход в стремлении к расшифровке личности гения получил в творчестве Калинушкина образ А. С. Пушкина. Серия «Пушкин» включила в себя и медали (с них начались работы над образом), и портреты, и многофигурные композиции. Мрамор, дерево, металл, шамот были испробованы для всевозможных вариантов, среди которых наиболее выразительной смотрится, на мой взгляд, мраморная композиция: светлый камень, легкие, как бы бегущие линии фигуры, выразительное и знакомое лицо передают те впечатления от образа поэта, которые нам и хочется видеть. А хочется видеть чистую музыку стиха, веселость нрава, мудрость глаз. Именно это подчеркнуто и в работе. Медальерное искусство — это область мелкой пластики, для которой характерны некоторые особенности, — это и устойчивость, то есть точность, «портретность» типажа, специфика композиционных приемов, когда учитывается необходимость «вписать» изображение в заданную форму (круг), умелое сочетание изображения и подписи. Поиск ясных и лаконичных пластических решений должен способствовать восприятию изображения. Здесь широко применяются символы, аллегории, эмблемы. Когда-то художники чеканили металлические кружки-макеты, и во времена античные это были уже произведения искусства. Позже появились памятные знаки — медали, которыми награждались граждане за воинские доблести; такие знаки были украшены изображениями вождей, полководцев, императоров и несли в себе не только политическую, но и эстетическую нагрузку, информацию о времени и людях. Профильные изображения отличали простота композиции, классическая ясность, мягкость градаций рельефа и тщательность в трактовке деталей. Такие медали не уступали по художественности круглой скульптуре. Медали создавались как стремление к увековечиванию человеческой личности и сами по себе (без какой-либо покупательной или наградной силы) стали значительным видом искусства уже в XIV—XV вв. Крупнейшие скульпторы мира часто обращались в своем творчестве к медальерному искусству, выражая в нем свое время, свои устремления. На оборотной стороне (на парадной, как правило, был портрет героя) появились аллегорические подписи, девизы, объясняющие образ. Как и все искусство, медальерное испытывало изменения стилей, от классицизма и барокко до постмодернизма. Сейчас, например, в этом виде искусства популярны эффекты светотени, мягкой лепки, контррельеф, углубленный контур, чернение и эмали и т. д. Художники прибегают к динамической асимметрии композиции и пр. Целые исторические эпохи изображались в медалях, как, например, героика Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., мемориальные медали. В общем, медальерное искусство — очень старинное искусство, наработавшее массу навыков и приемов. Но в Башкортостане, практически до конца 70-х годов в изобразительной культуре такого направления не было. И поэтому вдвойне заслуженно мы сегодня говорим о художнике Калинушкине как о первом мастере медальерного искусства. Его герои — художники, писатели, композиторы — и здесь являются главными. Мной уже упомянуты были медали «А. Ахматова», «А. Модильяни». В «А. Ахматовой» знакомое нам всем лицо как бы выходит из строгих рамок плоского круга; композиция асимметрична, и при этом фактурность форм подчеркнута игрой выступающих по овалу, похожих на торжественные складки знамени рельефных линий. В контрасте плоской середины и рельефного собственно овала усиливалось ощущение значительности образа. Величаво выступает это знаменитое лицо — поэт, «носитель высших истин» в обрамлении строгой простоты композиции. Калинушкина как художника привлекали именно такие темы: интеллект, духовность как знаки времени, их особенности. Работа над образами и в медалях была в этом же круге интересов — «Б. Домашников», «К. Петров-Водкин», «Михаил Нестеров», «А. Модильяни», «Данте», «Давид Бурлюк» и т. д. Многократно художник принимал участие со своими медалями в крупных международных выставках, как, например, в Международном конкурсе «Приз медалей» в 1986 г. в Париже, Биеннале Дантеско в 1994 г. в Вероне. В 1998 г. одну из своих персональных выставок Калинушкин назвал «Торсы» («Torso»); классическая ясность форм в сочетании с выразительностью и экспрессией линий, пластической четкостью в конструкциях обнаженных торсов создают в целом яркую картину художественных устремлений автора. Архитектоника композиций, величавая гармония мощных пропорций отличают многие работы («Св. Себастьян», «Торс IX», «Торс III» и т. д.). В «Еве», например, мне кажется, изображая женскую обнаженную фигуру он воплощал в ней свой идеал. Ощущение созерцательного покоя есть в плавности линий силуэта. Связь с лучшими традициями европейской и русской скульптуры особенно чувствуется именно в этих «торсах». Оплодотворенная личностным пониманием сегодняшней задачи искусства мысль художника, его рука придали образам особую динамичность. Стремление Калинушкина связать символическое содержание образов с современностью, а их художественное решение — с окружающей средой особенно проявилось в другой сфере: с 1989 г. по инициативе Калинушкина и под его руководством проходили в Уфе, а потом и в других городах России уже в государственном масштабе так называемые симпозиумы по скульптуре. Идея была благородной — дать городу дополнительную художественную среду, усилить город эстетически, создав ряд скульптурных произведений для городских улиц и площадей. Так появились ансамбли, отдельные группы, статуи у Республиканского русского драматического театра, у Дворца культуры машиностроителей, на ул. Революционной и т. д. Проблема благоустройства и гуманизации городской среды становится все более актуальной, острота этой проблемы возрастает с каждым годом, и не только в нашей стране. Поэтому и возникают великие форумы, симпозиумы теоретического и практического плана. Эти собрания скульпторов и теоретиков скульптуры и градостроительства пытаются решать вопросы взаимоотношения человека и города, города и общества, человека и новых градостроительных задач. Быстро растущие городские пространства, насыщение строительными площадками населенных пунктов иногда не включают такие вещи, как эстетика, взаимоотношения различных архитектурных групп, зданий. Это вносит не только анархизм в облик города, но и безвкусицу, равнодушие к человеческим чувствам и т. д. Для разумной упорядоченности в среде обитания и обращены нынешние симпозиумы скульптуры. Существует, наш лучший сегодня, так называемый «средовой» подход: неповторимое своеобразие каждого города при таком подходе рассматривается как сложение и взаимодействие всех исторически сложившихся слоев его застройки. Приходит понимание городской среды как многообразного, но нераздельного целого. И еще: по мнению многих сегодняшних художников, а Николай Александрович разделял это мнение, градостроительство есть рама, внутри которой архитектура и пластические искусства (скульптура прежде всего) должны быть воссоединены. И чем больше в нашем повседневном окружении безликих вещей и построек, тем сильнее потребность в появлении среди них зрительных художественных элементов, только они могут устранить привычную безликость. Такое происходит, когда появляется помощь в виде садово-парковой скульптуры, декоративных росписей, керамики и т. д. Пластические, скульптурные эффекты на площадях и улицах — все это и есть та помощь, необходимая, при создании различных форм городской среды. Человек даже начинает чувствовать себя лучше и комфортнее в такой обстановке… Вот такие размышления и были главными, что подвигли Н. Калинушкина с компанией его лучших учеников и коллег начать длительную «симпозиумную» борьбу за красоту российских городов. Это был очень тяжелый труд, каждый мастер делал свою композицию в различных манерах, материалах. Но в целом, соединясь, все работы обрели ансамблевость и смотрятся сейчас едино, как неотъемлемая часть определенного городского участка. Не только Уфа в смысле обогащения своего облика обязана Калинушкину, но и некоторые другие города, где успел со своим симпозиумом побывать этот энтузиаст: Рязань, где коллектив работал дважды и где затем Калинушкин устроил свою персональную выставку, в столице Калмыкии Элисте, где на почти пустынном пространстве площадей сейчас стоят работы наших авторов, и в Челябинске, и в Нефтекамске. Огромный организующий и эстетический компонент городских пространств принадлежит монументальному искусству. Явно выраженный общественный характер всех видов такого искусства накладывает на него и ответственность в смысле социально-эстетического воспитательного момента. У нас в республике есть ряд монументальных памятников, достойно представляющих эстетизм, социальную значимость образа города и его героев, исторических лиц прошлого. Это и памятник Ш. Худайбердину (автор Т. Нечаева), и Салавату Юлаеву (автор С. Тавасиев) и другие. Много в области монументальной скульптуры работал весь немногочисленный коллектив скульпторов. Памятники героям гражданской и Великой Отечественной войн, в основном мемориальные образы, есть сейчас почти в каждом населенном пункте. Конец 20-го и начало 21 века — это время тяжких социальных и политических потрясений. Как передать через искусство такой сложный момент в истории народа? Перестройка, афганская война, Чечня, террористы и прочие трагедийные факты требуют, взывают к себе. Николай Александрович много лет работал над темой «Афганцы». Не только художественное решение, но и проблема соединения этой темы с городом, городской архитектурой заставляли постоянно и напряженно искать. В конце 80-х годов не было темы трагичнее. А сейчас? Как это должно быть оценено сейчас, на фоне других не менее значительных явлений? Художник нашел классическое решение — образ Матери, оплакивающей, ждущей, надеющейся, всегда незабвенный образ. Во все времена это был символ бескорыстной всепрощающей любви. Он таким будет всегда. В результате поисков и многочисленных «последних» решений композиция оказалась простой и емкой: проем, во внутренних плоскостях которого стоит прижавшая руки к лицу фигура женщины. Памятник рассчитан на восприятие издалека (он находится в уфимском парке Победы). Отсюда мощные «ворота» каменного проема, когда учитывается не только их размер, но и местоположение, фон неба, на котором четким силуэтом виден абрис фигуры женщины. Но близкий ракурс художник учел тоже. «Быстрое схватывание» образа автор настойчиво демонстрирует, оно есть в выразительности деталей, в красоте материала, фактуры, в строгой пластике линий головы и фигуры. Именно такая наполненность «работает» на раскрытие образного содержания произведения. Как и любое монументальное искусство, этот памятник постоянно находится рядом с людьми, воздействуя на них, помогая им в создании определенного эмоционального состояния. Памятник был установлен летом 2003 года. Мастер успел увидеть плод своего многолетнего и многотрудного дела, успел увидеть реакцию людей, понять, что памятник сразу вписался в городскую среду, украшая, напоминая, воздействуя на нас. И последнее. Николай Александрович Калинушкин был общественным человеком. Он всегда был окружен друзьями и коллегами. Его любимые ученики, сейчас уже художники с именами: В. Лобанов, Ф. Нуриахметов, М. Халилов, И. Гилязов, почитали в нем не только своего учителя, но друга, советчика, коллегу. Работая в БГПУ, УЧИ, он был всегда доступен, неизменно внимателен. Как сейчас модно говорить, его аура была светлой, без пятнышка. Он помогал своим примером любить свой труд, быть ему преданным до конца. А еще он очень любил свою родину…
Написать отзыв в гостевую книгу Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала! |
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004Главный редактор: Юрий Андрианов Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |